Путинские рекорды

"Лента.ру" и "Медиалогия" изучили колебания информационного рейтинга политиков в октябре

Чем ближе март 2008 года, а с ним - очередные выборы главы государства, тем больше внимания российские СМИ уделяют действующему президенту Владимиру Путину, которого в этой ситуации совсем неуместно сравнивать с "хромой уткой". Если в Кремле уже и знают имя будущего преемника, то от журналистов его тщательно скрывают - ни о ком они не пишут так много и с такой любовью, как о Путине. "Лента.ру" и информационно-аналитическая система "Медиалогия" продолжают фиксировать безнадежность попыток узнать из газетных публикаций и телевизионных сообщений имя следующего президента России.

Три политических события октября - в начале месяца согласие Владимира Путина возглавить федеральную часть списка кандидатов от "Единой России" для участия в выборах депутатов Госдумы РФ пятого созыва, прямая линия президента с гражданами страны в середине месяца и неделю спустя массовые акции жителей различных городов и регионов страны в поддержку третьего президентского срока - обеспечили главе государства такое внимание СМИ, каким он не пользовался с начала нынешнего года. Остальные политики отстают от него безнадежно. Даже триумфатор сентября - новый премьер-министр Виктор Зубков, обласканный СМИ в месяц своего назначения - в октябре занял подобающее ему скромное место.

В абсолютных цифрах, которые приводит информационно-аналитическая система "Медиалогия", это выглядит так. В октябре российские телевизионные каналы упоминали президента 1662 раза, причем в половине случаев - в качестве главного действующего лица (868 раз). Это абсолютный рекорд Путина за все десять месяцев 2007 года - даже в сентябре, когда глава государства неожиданно для всех отправил в отставку правительство Михаила Фрадкова, его имя фигурировало лишь в 1323 телепередачах и лишь 542 раза занимало в них центральное место. Еще более убедительным выглядит октябрьский рост индекса информационного благоприятствования Путину (ИИБ - специальный показатель, разработанный "Медиалогией" для определения отношения журналистов к тому или иному политику). Если в сентябре ИИБ президента не был рекордным и составлял 4104,05 условной единицы, то в октябре он вырос в два с половиной раза - до 10976,25.

Такая же картина наблюдается и в остальных категориях СМИ. Прирост количества сообщений о Путине в печатных изданиях, на радиостанциях и в интернет-СМИ в октябре составил 20-30 процентов по сравнению с сентябрьскими показателями, повсюду увеличилось число материалов, посвященных лично президенту, а его ИИБ за один месяц вырос больше чем в три раза и всюду достиг рекордных отметок (6875,80 - в печатных СМИ, 3506,45 - на радио, 4609,88 - в интернете).

На этом фоне интересно проследить, как всего за месяц изменилось отношение журналистов к герою прошлого месяца - Виктору Зубкову. Бывший глава Росфинмониторинга, неожиданно для всех ставший председателем правительства России, в сентябре ворвался в медиапространство с убедительными показателями. Достаточно напомнить, что его ИИБ во всех категориях СМИ, включая телевидение (!), более чем в полтора раза превысили соответствующие сентябрьские индексы Путина (до Зубкова в 2007 году это не удавалось никому). Однако по итогам октября ИИБ Зубкова на телевидении упал в шесть раз (с 6858,40 до 1178,65), в печатной прессе - в три раза (с 3187,25 до 1072,51), на радио - в четыре раза (с 1724,55 до 432,55) и в интернет-СМИ - более чем в семь раз (с 2361,71 до 647,71). Соответственно, если в сентябре ИИБ Зубкова на телевидении на 67 процентов превышал ИИБ Путина, то в октябре он составил лишь 11 процентов от той доли благосклонности, которую телеканалы проявили к президенту. Даже удельная доля ИИБ Фрадкова в бытность его премьер-министром ни разу не опускалась ниже 12 процентов от путинской. И вообще столь резкое колебание индексов "Медиалогия" фиксирует в первый раз за последние 10 месяцев.

Сократилось и общее число упоминаний о Зубкове. Одна лишь печатная пресса чуть-чуть улучшила его показатели в октябре по сравнению с сентябрьскими (соответственно, 379 и 374 материалов), но лично премьер-министру газеты и журналы уделили гораздо меньше публикаций, чем в прошлом месяце (в сентябре - 186, в октябре - 77). На телевидении общее число упоминаний Зубкова сократилось с 725 до 326, на радио - с 667 до 275, в интернете - с 847 до 773. Соответственно потерял он и в качестве главного действующего лица во всех категориях СМИ - с 379 сюжетов до 145 (телевидение), с 426 до 109 (радио) и с 554 до 320 (интернет-СМИ).

При этом как абсолютные, так и относительные показатели председателя правительства в октябре были значительно более высокими, чем у других потенциальных участников "операции Преемник", за которыми с начала года следили "Лента.ру" и "Медиалогия". Новоиспеченный глава Службы внешней разведки Фрадков, видимо, окончательно ушел в политическое небытие. В октябре телеканалы упоминали его 46 раз и всего 13 раз делали героем сюжетов - показатели, сопоставимые с показателями любого чиновника относительно высокого ранга, например министра регионального развития Дмитрия Козака (79/5), президента ОАО "Российские железные дороги" Владимира Якунина (32/12) или губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко (32/1).

Чуть лучше обстоят дела у двух первых вице-премьеров правительства Сергея Иванова и Дмитрия Медведева. Медведев в октябре даже опередил своего коллегу в состязании за место на телеэкране, чего не случалось уже давно (если теперь, конечно, это еще кого-то интересует). Так, за прошедший месяц телеканалы упоминали куратора нацпроектов 211 раз и 122 раза делали героем своих сюжетов. Бывший министр обороны за тот же срок успел отметиться в 140 телевыпусках и лишь в 74 из них побывал главным действующим лицом. Тележурналисты также были более доброжелательны к Медведеву - его ИИБ в этой категории СМИ в октябре составил 837,90 условной единицы, у Иванова - только 502,05. Впрочем, и то и другое - лишь 8 и 5 процентов соответственно от октябрьского ИИБ Владимира Путина.

Таким образом, судя по данным "Медиалогии" за октябрь, "операция Преемник" в российских СМИ так до сих пор и не началась. Либо она отложена до лучших времен - например, до окончания парламентской избирательной кампании, либо будет проходить в необычном формате и заветное имя журналисты узнают однажды утром вместе со всеми прочими гражданами страны. "Лента.ру" и "Медиалогия" продолжают следить за информационным пространством.