Пентагон в пятницу, 29 февраля 2008 года, определился с кандидатом на замену устаревших топливозаправщиков KC-135. Неожиданный выбор европейского самолета А330-200 вместо американского Boeing 767-300 в наиболее крупном за последнее время авиационном тендере вызвал волну протеста среди американских конгрессменов и руководства ведущих оборонных компаний США.
Программа КС-Х
Программа закупки новых топливозаправщиков была инициирована Пентагоном еще в 2000 году, когда остро встал вопрос о необходимости замены устаревших авиатанкеров КС-135 - срок их службы на то время составлял более 40 лет. Программа получила обозначение КС-Х, последняя буква символизировала номер будущего кандидата (европейский самолет А330 имел обозначение КС-30, позже КС-45А, американский Boeing 767 - KC-767, позже КС-767А).
Первоначально в качестве основного поставщика танкеров была выбрана американская компания Boeing. 28 марта 2001 года командование ВВС США заявило, что только самолет B-767 соответствует всем требованиям. Тогда были названы четыре основные причины, из-за которых был выбран именно этот самолет, а не европейский А330. В частности, в заявлении ВВС США говорилось, что А330, несмотря на его большие размеры, не позволяет значительно увеличить объем топливных резервуаров, кроме того европейский самолет был намного сложнее и требовал повышенных расходов на его обслуживание. Помимо этого, для хранения и проведения регламентных работ требовались большие площади и специальные ангары, что затрудняло возможность его использования в международных операциях. В 2002 году министерство обороны США присвоило самолету Boeing-767 обозначение КС-767А, тем самым определив готовность к непосредственной закупке техники.
Первоначально Пентагон планировал приобрести 100 самолетов КС-767А в лизинг. Однако против такого решения выступил ряд конгрессменов, включая нынешнего кандидата в президенты США Джона Маккейна. В результате в ноябре 2003 года было принято компромиссное решение, согласно которому ВВС США предоставлялось право закупки 80 самолетов, а остальные 20 разрешалось приобрести в рамках лизинга.
Длина - 59 метров
Размах крыльев - 60,3 метра
Высота - 17,89 метра
Пустой вес - 82,377 тонны
Максимальный взлетный вес - 233 тонны
Максимальная загрузка топлива - около 115 тонн
Двигатели - General Electric CF6-80E, Pratt & Whitney PW4000 или Rolls-Royce Trent 700, каждый 303-320 кН
Крейсерская скорость - 860 км/ч
Высота полета - 12500 метров
Дальность полета - 12500 километров
Неожиданно в декабре 2003 года Пентагон заявил о временной приостановке программы закупки танкеров Boeing из-за начала расследования против сотрудницы управления закупок военного ведомства США Дарлины Дрюн (Darleen Druyun). Она обвинялась в коррупции и получении взяток при решении вопроса о выборе победителя в тендере на поставку топливозаправщиков, а также в тесных контактах с руководством Boeing. Это привело к формированию негативного отношения к авиастроительной компании и в последующем повлияло на пересмотр и возобновление тендера на поставку воздушных танкеров.
В январе 2006 года министр обороны США Доналд Рамсфелд заявил об отказе Пентагона от программы лизинговой закупки 20 самолетов КС-767А в виду необходимости сокращения военных расходов. Вопрос о приобретении остальных 80 самолетов остался не решенным, окончательное подписание контракта на строительство и поставку самолетов не состоялось.
Тем временем командование ВВС США в январе 2006 года опубликовало новый список требования к кандидатам на поставку танкеров. Boeing заявил о готовности выставить на тендер более крупный самолет KC-777, созданный на базе гражданского Boeing-777. Компания Airbus совместно с Northrop Grumman предложила А330-200, который для ВВС США неофициально был представлен под обозначением КС-30 (позже стал именоваться КС-45А).
В конце января 2007 года ВВС США опубликовали программу закупки, согласно которой в военно-воздушные силы страны в течение 15 лет должны поступить 4 самолета для испытаний и 175 серийных авиатанкера на общую сумму 40 миллиардов долларов. Руководители компаний Northrop и EADS выразили недовольство представленной программой закупки. По их утверждениям, она была разработана таким образом, чтобы не позволить другим участникам, кроме компании Boeing, выиграть тендер.
12 февраля 2007 года Boeing заявил о представлении на тендер самолета KC-767 вместо КС-777. В сентябре 2007 года командование ВВС США отказалось от возможной закупки одновременно двух самолетов KC-767 и КС-45 из-за повышенных расходов на их обслуживание. 3 января 2008 года Boeing представил окончательную версию пакета предложений на участие в тендере. В начале 2008 года на сайте компании Boeing были размещены результаты сравнительной оценки возможностей самолета КС-767 и КС-45, проведенной независимой экспертной группой. В документе самолет КС-767 был представлен как наиболее эффективный и намного превосходящий по своим параметрам европейский аналог.
Однако, несмотря на все попытки Boeing заполучить контракт, 29 февраля 2008 года командование ВВС США объявило о выборе европейского кандидата - самолета А330-200 группы компаний Northrop Grumman и Airbus.
Причины и итог
Длина - 48,5 метра
Размах крыльев - 47,6 метра
Высота - 15,8 метра
Пустой вес - 82,377 тонны
Максимальный взлетный вес - 186,88 тонны
Максимальная загрузка топлива - 91,6 тонны
Двигатели (2 штуки) - Pratt & Whitney PW4062, 282 кН
Крейсерская скорость - 851 км/ч
Высота полета - 12200 метров
Дальность полета - 9700 километров
Такое решение шокировало конгрессменов и вызвало волну протестов со стороны представителей ведущих оборонных компаний США. По их заявлениям решение Пентагона подрывает оборонно-промышленный комплекс и американскую экономику в целом, лишая ее новых рабочих мест, что особенно остро звучит на фоне текущей рецессии.
Не исключено, что причина таких действий Пентагона кроется в давних противоречиях между руководством компании Boeing и военным ведомством (суд обязал компанию Boeing выплатить правительству около 615 миллионов долларов по делу Дарлины Дрюн). Ранее Пентагон также сделал выбор не в пользу этой корпорации на одном из крупнейших тендеров на разработку истребителя пятого поколения JSF. Тогда компания Boeing представила прототип истребителя Х-32. Несмотря на то, что он частично превосходил по своим параметрам истребитель F-35 компании Lockheed Martin, решение было принято в пользу последнего. Правда, надо отметить, что внешне Х-32 выглядел несуразнее истребителя F-35.
В ответ на популистские заявления отдельных политиков о подрыве экономического положения в стране компания Northrop Grumman разместила на своем сайте информацию о том, что новый контракт приведет не к сокращению рабочих мест, а, наоборот, к их увеличению. Согласно данным сайта, контракт позволит создать около 25 тысяч рабочих мест в 49 штатах. Это связано с тем, что непосредственная сборка самолетов и установка специального оборудования будет проводиться на заводе компании Northrop Grumman, расположенном в городе Мобайл (штат Алабама). Согласно предварительным договоренностям, до 2010 года будет собрана
первая тестовая версия самолета КС-45А. На создание четырех опытных образцов планируется израсходовать 1,5 миллиарда долларов. Поставки серийных машин в войска начнутся с 2013 года. 179 самолетов должны быть поставлены в течение ближайших 15 лет.
Закупка 179 самолетов-топливозаправщиков является частью общей программы замены более чем 500 танкеров КС-135, которые эксплуатируются ВВС США с середины 50-х годов прошлого века. Стоимость программы оценивается в 100 миллиардов долларов и рассчитана более чем на 30 лет. Самолеты A330 MRTT выбраны в качестве топливозаправщиков также Австралией, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами. Великобритания ведет переговоры о закупке 14 самолетов, однако окончательное решение пока не принято.
Следует учитывать, что несмотря на заявления конгрессменов и представителей компании Boeing о нерациональности закупки самолетов КС-45, эти машины, тем не менее, по своим основным параметрам (в первую очередь, по объему топливных резервуаров) превосходят КС-767. Поэтому, очевидно, протест конгрессменов и представителей других групп интересов связан не с экономическими, а политическими разногласиями между Вашингтоном и Брюсселем.