Во вторник в Канаде прошли внеочередные парламентские выборы. Победа досталась правящей Консервативной партии, и новый кабинет сформирует действующий премьер Стивен Харпер (Stephen Harper), но его правительство останется правительством меньшинства: хотя консерваторы увеличили свое представительство в парламенте, большинства мест они так и не завоевали.
Подсчет голосов пока не завершен, но, по данным с сайта "Канадских выборов" (Elections Canada - подотчетная правительству организация, которая отвечает за проведение выборов), партия Харпера лидирует в 143 избирательных округах. Это значит, что консерваторы могут рассчитывать на 143 места в Палате общин, а в старом составе Палаты они занимали только 126 кресел. Всего в Палате 308 мест, и, не имея 155 мандатов, для утверждения законов консерваторы, как и прежде, вынуждены будут искать поддержки представителей других партий.
Если соратники Харпера добились хоть какого-то прогресса, то их главные конкуренты - либералы - потерпели однозначный провал. Либеральная партия, которая на протяжении двадцатого века доминировала в канадской политике, показала жалкий результат, обеспечив себе лишь 76 парламентских мест - на 27 меньше, чем прежде. Успешно выступил сепаратистский Квебекский блок, завоевавший 50 мест. На четвертом месте - Новая демократическая партия, у которой будет 37 депутатов. Кроме того, в двух избирательных округах победа досталась независимым кандидатам. Зеленая партия провела громкую избирательную кампанию и набрала в среднем по стране 6,8 процента голосов, но не получает ни одного места в парламенте.
Когда Харпер пришел к власти в 2006 году, он заранее обязался провести досрочные выборы в октябре 2009 года - как своеобразный вотум доверия правительству меньшинства. О том, что голосование состоится за год до назначенного срока, стало известно недавно, в сентябре, и избирательная кампания ограничилась 37 днями. Премьер рассчитывал, что благополучное развитие национальной экономики и неурядицы в Либеральной партии принесут ему вожделенное парламентское большинство.
Кроме того, консерваторы предпочли провести канадские выборы до начала американских: популярность либералов могла вырасти, если бы в США победили близкие им по духу демократы. Такие опасения не беспочвенны, канадцы пристально следят за происходящим в соседней стране. К примеру, вице-президентские дебаты Джо Байдена и Сары Пэйлин вызвали в Канаде больше интереса, чем проходившие в тот же вечер местные предвыборные дебаты.
Процент голосов избирателей:
Консервативная партия - 37,6
Либеральная партия - 26,2
Новая демократическая партия - 18,2
Квебекский блок - 10,0
Независимые - 0,7
Зеленая партия - 6,8
Места в парламенте:
Консервативная партия - 143
Либеральная партия - 76
Квебекский блок - 50
Новая демократическая партия - 37
Независимые - 2
Зеленая партия - 0
по информации Elections Canada
Вероятно, Харпер вполне мог добиться желаемого результата, но некоторые обстоятельства помешали. Во-первых, экономические достижения правительства в глазах избирателей оттенил нависший над канадской экономикой международный финансовый кризис. Во-вторых, консерваторы надеялись усилить свои позиции за счет голосов жителей Квебека, но проведенная там кампания из-за непопулярных мер правительства оказалась не слишком успешной. Так, франкоканадцам пришлись не по душе планы по ужесточению наказаний для несовершеннолетних уголовников и сокращению бюджетных дотаций на развитие искусств. Просчетами консерваторов воспользовался Квебекский блок.
Несмотря на все упущения, Харпер празднует победу. "Избиратели дали мне наказ продолжать руководство правительством и вести Канаду вперед", - объявил премьер. Вместе с тем, он оговорился, что перед лицом грядущих экономических трудностей его кабинет и Консервативная партия готовы "протянуть руку" всем членам парламента. С аналогичным заявлением выступил лидер либералов Стефан Дион (Stephane Dion), который обещал сделать все возможное для работоспособности парламента и заверил Харпера в готовности сотрудничать.
Дион, бывший ученый, впервые возглавлял либералов на выборах и под его руководством они показали наихудший результат за долгие годы. Родной язык лидера либералов - французский, а на английском он объясняется не без труда, так что избиратели порой его просто не понимали. Кроме того, не помогло завоевать сердца канадцев одно из предложений Диона - призванный защитить окружающую среду налог на выбросы углекислого газа.
Узнав о результатах выборов, Дион объявил, что с руководящего поста не уйдет: "Канадцы поручили мне стать лидером оппозиции, и я принимаю эту ответственность как большую честь". Тем не менее, наблюдатели полагают, что после столь громкого провала либералы предпочтут сменить руководство. По крайней мере, главные конкуренты Диона, Боб Рэй (Bob Rae) и Майкл Игнатьефф (Michael Ignatieff), сделают для этого все возможное.
Вероятно, не избежать борьбы за партийное лидерство и Харперу - ему не добавляет влияния тот факт, что он в третий раз подряд не смог завоевать для консерваторов парламентское большинство, тем более, что его главный оппонент был откровенно слаб. В парламенте консервативному кабинету будут противостоять три левоцентристские партии, и Харперу придется проводить умеренный и осторожный курс. А Канада будет жить "под угрозой" еще одних досрочных выборов.