Чужих пиратов не бывает Сомали рассчитывает на помощь России в борьбе с пиратами Аденского залива

Правительство Сомали окончательно признало свою неспособность справиться с пиратами, действующими в Аденском заливе. Руководство страны пришло к выводу, что следует попросить о помощи Россию и, возможно, даже разместить на своей территории российские военно-морские базы.

На тот момент, когда Россия впервые предложила Сомали и всему миру свою помощь в борьбе с пиратами, ситуация в Аденском заливе была гораздо менее напряженной. В самом начале февраля 2008 года у берегов Сомали был захвачен буксир "Свитцер Корсаков" с гражданами России на борту. Тогда помощник главкома ВМФ Игорь Дыгало заявил, что последние события демонстрируют необходимость присутствия российских боевых кораблей во всех регионах Мирового океана, в особенности там, где пролегают основные маршруты торговых судов или ведется интенсивное рыболовство. Конечно, не в последнюю очередь имелся в виду Индийский океан и собственно Аденский залив.

Возможно, это завуалированное предложение помощи было преждевременным. Пираты тогда еще не так беспокоили глав государств, скорее, они были головной болью торговых компаний, которые несли основные убытки от деятельности морских разбойников. Например, в ситуации со "Свитцером Корсаковым" переговоры с пиратами вела датская компания, которой принадлежал буксир. Руководство компании сразу после захвата судна попросило Россию не вмешиваться в переговоры и не пытаться освободить заложников.

Впрочем, Россия не спешила с отправкой своих кораблей в Аденский залив. Месяц за месяцем пролегающие вблизи берегов Сомали маршруты становились все более рискованными. Весной 2008 года у кого-то еще оставались призрачные надежды на то, что Сомали все же усмирит пиратов самостоятельно. Правда, странно было ожидать этого от страны, которая не существует в виде единого государства почти два десятилетия. Правительственные войска и армия соседней Эфиопии постоянно вступают в противоборство с боевиками-исламистами из Союза исламских судов. Часть территории страны, в том числе портовые города (например, Мерке) периодически переходят из рук в руки.

Более того, силы пиратов зачастую трудно оценить. С одной стороны, сомалийские власти высказывали предположение, что пираты объединены в одну или несколько крупных организаций, конечно, с базами на суше, с информированными источниками, которые ставят разбойников в известность о ценных грузах. С другой стороны, пиратством промышляют не только профессионалы. Приобрести оружие на территории Сомали – не проблема, худо-бедно вооружиться могут даже крестьяне, чье хозяйство было разорено в ходе наземных столкновений, или рыбаки, решившие, что грабежом и вымогательством можно заработать больше, чем продажей рыбы. Конечно, шансы таких горе-пиратов взять судно на абордаж не очень велики, но и риск несерьезен: при малейшей опасности столкнуться со сторожевыми кораблями можно просто выкинуть боеприпасы за борт и снова стать "мирными рыбаками".

В июне 2008 года Совет безопасности ООН разрешил иностранным военным кораблям бороться с пиратами в сомалийских территориальных водах. Для этого нужно было попросить переходное правительство Сомали дать разрешение, но все заинтересованные стороны понимали, что навряд ли сомалийцы допустят какую-либо другую страну к борьбе с этой угрозой.

Между тем, Россия была одной из самых заинтересованных сторон. Российские моряки очень востребованы в силу своего профессионализма, и очень часто на борту захваченных пиратами судов, вне зависимости от того, под каким флагом они шли и какой стране принадлежали, оказывались россияне. Борьба с пиратами для России является возможностью обезопасить своих граждан и заодно утвердиться на одном из важнейших морских путей между Европой и Азией.

"Фаина". Фото (c)AFP

Lenta.ru

После резолюции ООН нападений не стало меньше. Сообщения о новых захваченных судах поступали почти каждый день. А к осени пираты перешли на новый уровень разбоя. В конце сентября было захвачено украинское судно "Фаина", на борту которого находилось больше 30 танков, гранатометы и, согласно формулировке министра обороны Украины Юрия Еханурова, "достаточное количество боеприпасов". По официальной версии, оружие направлялось в Кению, по некоторым данным, в Судан, однако оказалось оно в руках у пиратов. Конечно, воспользоваться танками в море они не могут, да и причалить к берегу "Фаине" никто не даст, но сам характер груза и его объем поместили пиратов в новую весовую категорию. По слухам, в августе пиратам удалось захватить иранский сухогруз, на борту которого было химическое оружие.

После захвата "Фаины", в экипаж которой, кстати, тоже входят россияне, в Аденский залив был направлен российский сторожевой корабль "Неустрашимый". В переговоры с пиратами на уже захваченных судах корабль ВМФ не вмешивался, но патрулировал залив, судя по информационным сводкам, эффективно: участились сообщения о предотвращенных захватах судов. Конечно, в этом заслуга не только российских моряков: в Аденском заливе находятся военные корабли Малайзии, эскадра НАТО, индийские, французские, испанские, британские, американские и другие корабли. Практически все государства, фигурирующие в этом списке, по-своему заинтересованы в наращивании собственного влияния в Индийском океане. О желании присоединиться к операции заявила и Украина.

Захваченные британскими моряками пираты. Фото (c)AFP

Захваченные британскими моряками пираты. Фото (c)AFP

Lenta.ru

Эксперты отмечают высокий уровень сотрудничества экипажа "Неустрашимого" с другими военными кораблями в заливе. На их взаимодействии не сказались напряженные отношения Москвы со странами НАТО. Так, в результате совместной операции британских и российских моряков 11 ноября был не только предотвращен очередной захват, но и пойманы восемь пиратов. Еще двоих не удалось взять живыми. Пиратов передали властям Кении, судебный процесс над ними уже начался.

Однако воспрепятствовать захвату саудовского танкера "Сириус Стар" военные корабли не сумели. Пираты, как обычно, требуют выкуп и угрожают "страшными последствиями". Учитывая, что на борту танкера находится солидное количество нефти (по некоторым оценкам, на сто миллионов долларов), пираты могут сами не предвидеть масштабов возможной экологической катастрофы.

19 ноября посол Сомали Мохаммед Хандуле (представляющий переходное правительство страны) в России сделал ряд заявлений на тему борьбы с пиратами. Он отдал должное помощи ВМФ, похвалил согласованность действий российских моряков с сомалийскими властями (именно благодаря ей Россия получила право на проведение операций не только в водах Сомали, но и на суше), а также попросил Россию прислать дополнительные корабли и даже разместить на территории страны военно-морские базы. В тот же день постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин предложил альянсу и Евросоюзу провести ряд операций против пиратских баз на суше. Рогозин не уточнил, будет ли Россия принимать участие в этих операциях, но порекомендовал НАТО и Евросоюзу координировать их с Москвой.

Моряки на СКР

Моряки на СКР "Неустрашимый". Фото (c)AFP

Lenta.ru

Заявление Рогозина можно истолковать как предложение России возглавить борьбу с пиратами в Аденском заливе. А при столь явном предпочтении, которое сомалийское правительство отдает помощи россиян (другим государствам наземную операцию могут просто не разрешить), идея представляется осуществимой, несмотря на то, что пока представители НАТО не комментировали действия России. Рогозин, в частности, выразил недовольство тем, что в отчете альянса о захвате восьми пиратов не упоминалось участие российских моряков, но отдавалось должное профессионализму британцев.

Однако никакие решения относительно наземной операции еще не приняты. А вот в море операция ЕС под названием "Аталанта" ("Atalanta") начнется 8 декабря. Мало что известно о ее деталях, сообщалось лишь, что участвующие в ней корабли будут усиленно патрулировать Аденский залив. Навряд ли это полностью избавит сомалийские воды от пиратов, однако к временному затишью, скорее всего, приведет.

Моряк на борту американского ракетного крейсера в Аденском заливе. Фото (c)AFP

Моряк на борту американского ракетного крейсера в Аденском заливе. Фото (c)AFP

Lenta.ru

"Неустрашимому" предстоит покинуть Аденский залив. Точная дата еще не называется, но она уже определена, так же как и российский военный корабль, который придет на смену сторожевику. Главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий уже сделал заявление о необходимости постоянного присутствия моряков у берегов Сомали, и на сей раз навряд ли кто-то с ним не согласится. Пока непонятно, сколько именно российских кораблей будут патрулировать залив и есть ли конкретные планы наземных операций. Зато уже появились сообщения о том, что корабли ВМФ России в скором времени смогут предоставлять иностранным судам платные услуги сопровождения в Аденском заливе: желающие пройти опасную зону с российским эскортом уже есть, хотя их и не называют.

И это тоже выглядит вполне естественным. Американская частная охранная компания Blackwater, в штат которой входят отставные военные, еще в октябре предложила свои услуги по охране судов.

Панацеи в борьбе с пиратами нет. Год назад, скорее всего, можно было бы обойтись только силами Blackwater или только присутствием российских кораблей. Теперь для того, чтобы положить конец пиратскому промыслу, понадобятся все, кто готов участвовать. Для стабилизации обстановки нужны усиленные патрули, для безопасности торговых судов – сопровождение (эти услуги будут оказаны на коммерческой основе), а для долгосрочного решения вопроса – уничтожение пиратских баз на суше.

А предложение Мохаммеда Хандуле относительно размещения российский военно-морских баз в Сомали затрагивает интересы, выходящие за пределы "пиратской саги". Пираты - не единственная напасть Сомали, находящегося в состоянии перманентной гражданской войны. Половина населения страны зависит от гуманитарной помощи извне. В 1993-1995 годах сначала американские, а потом и остальные подразделения ООН покинули Сомали. Последующие попытки создать единое государство не увенчались успехом. Хотя международное сообщество регулярно возмущается по поводу нарушений прав человека в Сомали, вмешиваться никто не хочет. Переходное правительство заинтересовано в сильном союзнике, на роль которого подходит Россия. Москва, судя по всему, тоже не прочь обзавестись военной базой на африканском побережье. "Россия - стратегический партнер для нас. И амбиции России - установить свои стратегические интересы в мире", - сказал Хандуле в интервью телеканалу "Вести". Так что Сомали не скрывает причин, по которым отдает предпочтение российской помощи.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше