Новости партнеров

Перешел в другой класс

Президент "Одноклассников" Никита Шерман покинул компанию

Восьмое июня стало последним днем работы Никиты Шермана в социальной сети "Одноклассники.ру", аудитория которой насчитывает 37 миллионов человек. Шерман занимал пост президента сети с сентября 2008 года. Теперь он собирается отдохнуть, а его место временно займет гендиректор Михаил Киселев.

Уход Шермана стал неожиданностью как для обычных рунетчиков, так и для совладельцев "Одноклассников", в частности для Альберта Попкова, создателя сети. Причина ухода остается неизвестной.

Специальностью Шермана во всех его последних проектах является монетизация. Самый знаменитый его ресурс, за исключением "Одноклассников", это, конечно, крупнейшая в Рунете сеть сайтов знакомств "Мамба", в которой на сегодня насчитывается почти шесть миллионов анкет (и еще больше пользователей). Большинство полезных сервисов в "Мамбе" платные, основной способ платежа - SMS.

В 2008 году "Мамба", которая почти все это время находилась под руководством Шермана, принесла выручку в 476 миллионов рублей. Только прибыль от продажи медийной рекламы составила 29 миллионов рублей. В общем, "Мамба" цвела и пахла. Совсем не то было с "Одноклассниками". В 2007 году их выручка составляла 32 миллиона рублей, а чистый убыток - около двадцати. Это были, если так можно выразиться, попковские "Одноклассники" - коммерческое развитие идей, заложенных создателем сети Альбертом Попковым.

Шерман взялся за дело всерьез. Одним из первых нововведений стала платная регистрация. Представители "Одноклассников" утверждают, что взнос при регистрации позволяет отсечь спамеров, но мало кто из пользователей принимает эту версию всерьез. Так или иначе, но "Одноклассники" стали первой платной соцсетью Рунета.

Именно плата за регистрацию, кстати, послужила поводом для объявления частью пользователей бойкота "Одноклассникам". Противостояние окончилось ничем. Сеть на отмену платы не пошла. Более того, еще большее число сервисов стало платным. Особую известность, например, получило взимание платы за пользование нестандартными смайликами. Профессиональное сообщество также отреагировало на эти инициативы негативно - "Одноклассники" стали "Разочарованием года" по мнению жюри премии РОТОР.

Тем не менее, уже в октябре 2008 года шермановские "Одноклассники" вышли на самоокупаемость. Дальше предстояла работа на прибыль. В кризисный год была выбрана бизнес-модель, согласно которой на рекламу приходилось лишь 50 процентов доходов. Другие 50 процентов приносили платные сервисы. В условиях, когда объемы рекламы могли сильно упасть (рекламодатели до сих пор с недоверием относятся к размещению в социальных сетях), платные сервисы играют роль подстраховки.

Активная ли монетизация тому виной или нет, но если судить по мартовским данным TNS Web Index, темпы роста аудитории "Одноклассников" снизились. C августа по сентябрь 2008 года недельная аудитория выросла с 7 до 8,5 миллиона человек. Следующие же полтора миллиона пришли на "Одноклассники" только через пять месяцев, в марте. Как это отразилось на выручке и отразилось ли - неизвестно. Шерман никаких комментариев, связанных со своим уходом, не дает, но главный конкурент, "В контакте", уже наступает на пятки крупнейшей в Рунете соцсети. Причем у сети "В контакте" замедление темпов роста к марту не так очевидно.

В каждой истории должна быть интрига, вопрос, оставшийся без ответа. В сложившейся ситуации их сразу два: какими станут новые "Одноклассники" и монетизацией чего займется Шерман после того, как отдохнет.