Вот и сказочке конец? Мальта, возможно, избавит Россию от "Арктик Си"

Обросшая домыслами, предположениями и намеками история таинственного захвата и исчезновения сухогруза "Арктик Си" получила продолжение в виде не менее загадочного сюжета о неудачных попытках российских властей избавиться от него. Судя по последней информации, какие-то договоренности достигнуты. И это единственное, что можно сказать более или менее определенно.

Сложный узел юридических и финансовых проблем вокруг судна под мальтийским флагом, но с российским экипажем, окончательно запутался после судебного ареста "Арктик Си" и передачи его под юрисдикцию России в августе 2009 года. С тех пор высокие договаривающиеся стороны - судовладелец, администрация страны флага и российские власти - никак не могли прийти с соглашению о его дальнейшей судьбе.

Проблески надежды на скорое решение конфликта появились 27 октября после заявления Морской администрации Мальты о достижении соглашения по передаче судна владельцу. В нем были оговорены условия этого процесса. В частности, Мальта согласилась впустить "Арктик Си" в свои территориальные воды только после укомплектования его экипажем (из прежней команды на судне остались только четыре человека) и обследования сухогруза службами безопасности, морской администрацией и полицией.

Уже 28 октября СКП РФ сообщил, что "для скорейшего решения вопроса о передаче судна мальтийской стороне" с него сняли арест. Кроме того, уточнялось, что в "рамках созданной Межведомственной группы по передаче судна" между уполномоченными представителями Мальты и России прошло совещание "по выработке процедуры такой передачи".

Чем оно закончилось - неизвестно, была ли эта "процедура" выработана, тоже не уточняется. Судно отбуксировали к границам территориальных вод Мальты, "Арктик Си" встал на траверзе порта Ла-Валетта, месте своей приписки. На его борт оперативно поднялись специалисты мальтийского департамента гражданской защиты. Уже утром 29-го октября издание Times of Malta сообщило, что проверка не обнаружила борту сухогруза ни признаков радиоактивного заражения, ни следов опасных химических веществ.

В то же утро, по информации РИА Новости, на Мальту из Архангельска вылетел сменный экипаж "Арктик Си". Кажется, после того, как злосчастный сухогруз не впустили в сентябре в испанский порт Лас-Пальмас, а в октябре его отказался принять Алжир (именно туда "Арктик Си" вез древесину), дело сдвинулось с мертвой точки.

Однако кажется странным, что в сообщениях последних дней не фигурирует судовладелец - компания Solchart (формально судном владеет Arctic Sea Ltd, входящая в Solchart). Власти Мальты неоднократно заявляли, что сами они не вправе принимать сухогруз, речь идет именно о передаче его владельцу. И это понятно. Пока "Арктик Си" контролируют российские власти - все пострадавшие от вывода судна из эксплуатации молчат. Однако после передачи сухогруза ситуация наверняка изменится и суммы исков к принявшей его стороне будут многомиллионными.

Еще 14 сентября, когда СКП РФ планировал передать судно в Лас-Пальмасе, Solchart направила российским властям письмо, в котором выдвинула ряд претензий и объявила об условиях приемки судна. Во-первых, компания усомнилась в правомерности передачи судна под юрисдикцию России.

Во-вторых, потребовала вернуть "Арктик Си" в то техническое и юридическое состояние, в котором судно находилось на момент освобождения 17 августа 2009 года, а также решить вопрос с финансированием восстановления сухогруза. Другими словами, потребовав юридической и финансовой очистки судна от претензий третьих лиц, судовладелец отказался нести какую-либо ответственность за его простой после освобождения, во время проведения следственных действий.

Российские власти официально на это обращение не ответили, но заявили, что арест судна никак не мешает его передаче владельцу. Вообще, в этой истории с самого начала наблюдалась полная "асимметричность" ответов СКП РФ владельцу - следствие его будто не слышало. В Лас-Пальмасе на борт сухогруза впустили только представителей Мальтийской морской администрации, а представители судовладельца дожидались решения вопросов на берегу. Ко времени подготовки этого материала на сайте Solchart никакой информации о достигнутых договоренностях также не было.

Поэтому, несмотря на явную активизацию переговорного процесса вокруг сухогруза, ничего определенного о его дальнейшей судьбе сказать нельзя. Если и на этот раз договориться не удастся, то "Арктик Си" придется вести в Новороссийск, как и планировалось сделать после его освобождения. Однако похоже, что российские власти не намерены и дальше затягивать эту ставшую уже неприличной историю.

В отсутствие конкретной информации о сути предложений российской стороны властям Мальты и судовладельцу можно только догадываться. Будет Москва выплачивать компенсации или нет - в конце концов не важно. На борту сухогруза с конца июля находятся капитан и еще три моряка. Главное, чтобы они как можно скорее вернулись домой. Их жены обращались уже во все возможные инстанции, жестом последней надежны было открытое письмо премьер-министру России Владимиру Путину с просьбой поскорее вернуть мужей домой.

Пока все эти обращения никакого результата не дали. Но снятие ареста с судна и прилет нового экипажа позволит российским морякам, наконец-то увидеть родных. А журналисты продолжат гадать, что за груз вез "Арктик Си", что происходило с судном более 20 дней после его исчезновения, почему не была объявлена международная поисковая операция, почему так долго обследовали судно в Атлантике, почему арестованные "экологи" не похожи на заправских пиратов, причем здесь "Моссад", и о многом другом.

Ведь внятных официальных ответов на все эти вопросы мы, скорее всего, в ближайшее время не получим.

Влад Гордеев

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше