Новости партнеров

Награда попала в сеть

Кому досталась Пулитцеровская премия в 2010 году

Нынешняя Пулитцеровская премия, одна из самых престижных в США наград для пишущих людей, в первый раз за много лет преподнесла сенсацию - хотя, во многом, и ожидаемую. Впервые в истории вручения премии награда, плотно ассоциировавшаяся с печатным словом, досталась электронным СМИ. Традиционное соревнование фаворитов - The Washington Post и The New York Times - давно уже успевшее изрядно поднадоесть, на этом фоне и вовсе прошло практически незамеченным.

Пулитцер 2.0

Главной сенсацией Пулитцеровской премии-2010 стало интернет-издание ProPublica - молодой и амбициозный проект, специализирующийся на журналистских расследованиях. ProPublica появилась в 2008 году и предложила довольно любопытную бизнес-модель. Тексты в ProPublica пишутся штатными сотрудниками (изначально их было всего 26), а потом предлагаются для публикации заинтересованным СМИ.

В шорт-лист Пулитцеровской премии попали сразу два материала ProPublica: опубликованный в воскресном приложении к The New York Times рассказ о работе новоорлеанских врачей в разгар урагана "Катрина", и напечатанный The Los Angeles Times репортаж о некомпетентных медсестрах в Калифорнии. Причем последний претендовал на высшую награду премии - "За служение обществу".

Выиграла только одна история - 12 апреля автор материала о "Катрине" доктор Шери Финк (Sheri Fink) получила Пулитцера в категории "Журналистское расследование". Причем лавры автор ProPublica разделила с коллективом The Philadelphia Daily News, награжденным за материал о местных "оборотнях в погонах", по итогам которого ФБР возбудило добрую сотню уголовных дел.

Однако этой победы оказалось достаточно, чтобы о ProPublica на следующий день написали СМИ по всему миру. К тому же сенсационный успех интернет-изданий был закреплен наградой Марка Фиоре (Mark Fiore), получившего Пулитцера за лучшую карикатуру. Фиоре публикуется на сайте The San Francisco Chronicle, и его работы - это не карикатуры в прямом смысле слова, а пародийные флеш-ролики на злобу дня.

Фиоре был отмечен жюри премии за "беспощадное остроумие", "глубокое исследование материала" и способность доступно передавать суть сложных явлений политической жизни. Строго говоря, именно награждение Марка Фиоре стало первым случаем вручения Пулитцеровской премии полностью сетевому ресурсу - ведь публикации ProPublica все-таки выходят в традиционной печати.

Старая гвардия

Наверное, вручение Пулитцеровской премии интернет-изданию был всего лишь вопросом времени. Однако успех ProPublica и Марка Фиоре вызвал всплеск ностальгических рассуждений об уходе целой эпохи и смелых прогнозов о будущей победе электронных СМИ над печатными. За всем этим на второй план отошло даже соревнование грандов, которого, в общем-то, никто не отменял.

Между тем, победителем традиционного дерби в этот раз вышла The Washington Post. Столичная газета обогнала The New York Times на одну награду, получив Пулитцера в четырех категориях. За Вашингтоном остались лучший международный репортаж (серия материалов об Ираке после объявления об уходе американских войск) и лучший очерк (материал о родителях, по забывчивости погубивших своих детей, оставленных в салонах автомобилей). Колумнист газеты Кэйтлин Паркер (Kathleen Parker) получила премию за лучший авторский комментарий, а обозреватель современного танца Сара Кауфман (Sarah Kaufman) была отмечена как лучший критик.

Газета The New York Times, праздновавшая триумф в прошлом году, в этот раз проиграла медийную битву, хоть и получила три награды. Самой почетной из них стала премия за лучший репортаж национального масштаба - за материал о вреде сотовых телефонов и другой бытовой электроники. Вторую награду газета разделила с ProPublica, которой в результате досталась вся слава.

Также премией была отмечена серия репортажей The New York Times о некачественной еде и, в частности, о кишечных палочках в гамбургерах. Жюри пришло к выводу, что материалы газеты выявили серьезные дефекты в американском законодательстве и позволили улучшить контроль за качеством продуктов - положительные изменения по итогам материалов прессы считается основным критерием при присуждении Пулитцеровской премии.

Главная награда - премия "За служение обществу" - в 2010 году досталась газете The Bristol Herald Courier, небольшому ежедневнику города Бристоль, штат Вирджиния, за материал о том, как компании, разрабатывавшие месторождения газа, обманывали земельных собственников, под чьей землей эти месторождения находились. Материал, подготовленный молодым журналистом Дэниелом Джилбертом (Daniel Gilbert), вынудил власти принять законодательные меры во избежание дальнейших злоупотреблений.

Еще один любопытный момент - без Пулитцера в этом году остался главный американский таблоид The National Enquirer. Материал газеты о внебрачной интрижке участника президентской гонки 2008 года Джона Эдвардса был номинирован на премию, но не попал в шорт-лист.

Книги и песни

Небольшой сенсацией было отмечено и вручение Пулитцеровской премии в области литературы, музыки и драматического искусства. Лучшим драматическим произведением был признан мюзикл Next to Normal - рок-опера, рассказывающая историю матери, страдающей от сильного психического расстройства. Последний раз мюзикл получал Пулитцера 14 лет назад.

Лучшей работой в области художественной литературы был признан дебютный роман Пола Хардинга (Paul Harding) Tinkers (что можно перевести как "Бродячие ремесленники" или "Жестянщики") - история жизни часовщика из Новой Англии и его смертельно больного отца.

Две из трех премий за научно-популярную литературу получили работы об успешных финансовых магнатах, что, наверное, по-своему логично для 2009 года, прошедшего под знаком финансового кризиса. Лучшей исторической работой была признана книга Лиаквата Ахамеда (Liaquat Ahamed) о четверых банкирах, в ходе Великой депрессии превративших США в мирового финансового лидера. Награду за лучшую биографию получила история железнодорожного магната Корнелиуса Вандербильта, написанная Ти-Джей Стайлзом (T.J. Stiles).

Особой посмертной награды был удостоен Хэнк Уильямс (Hank Williams), автор и исполнитель в стиле кантри, умерший в 1953 году в возрасте 29 лет. Он был отмечен за роль в превращении музыки кантри в мощное культурное и музыкальное течение, играющее важную роль в американской жизни.

Интернет и СМИ00:0515 октября

Порвали два баяна

Россияне пьют водку и матерятся на камеру. Иностранцы готовы за это платить