Потепление отношений между Россией и Украиной уже обернулось несколькими радикальными инициативами, среди которых объединение атомных предприятий двух стран и разделение работ по самолетам семейства Ан-148. До каких пределов может дойти дружба России и Украины, показал российский премьер Владимир Путин, предложивший объединить "Газпром" и "Нафтогаз". На Украине решили, что это шутка.
30 апреля на встрече со своим украинским коллегой Николаем Азаровым Владимир Путин неожиданно выдал то, что потом в Киеве назвали "экспромтом". "Мы говорили об интеграции в ядерной сфере, предлагаю сделать то же самое и в газовой и объединить 'Газпром' и 'Нафтогаз Украины'", - процитировали Путина информагентства. Деталей своего "экспромта" Владимир Путин раскрывать не стал, оставив эту возможность главе "Газпрома" Алексею Миллеру.
Миллер, впрочем, тоже говорил крайне туманно. По его словам, "Газпром" готов обсуждать как обмен активами, так и слияние компаний. Кроме того, российская монополия может инвестировать в газотранспортную систему Украины, а также в добычу топлива в стране.
Еще чуть-чуть более понятной идея Путина стала после того, как слова премьера прокомментировал его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Он пояснил, что Россия намерена в ближайшее время построить "Южный поток", который серьезно снизит зависимость страны от транзита через Украину. "Вот-вот уже начнется реализация этого проекта. (…) Что это будет означать для ГТС Украины? Это будет означать серьезные потери в стоимостном выражении", - цитирует Пескова радиостанция "Коммерсант-FM".
Несмотря на эти пояснения, вопросов пока все равно больше, чем ответов. Означают ли слова Пескова, что Россия готова отказаться от "Южного потока" в случае объединения "Газпрома" и "Нафтогаза"? Чем сможет заплатить "Нафтогаз" за инвестиции в газотранспортную систему? Что может отдать "Газпром" Украине из своих собственных месторождений? Обо всем этом Путин, видимо, предложил подумать журналистам, экспертам и аналитикам в майские праздники. Первые реакции на инициативу премьера уже появились.
Конец независимой Украины
Едва ли не быстрее всех на слова Путина откликнулись оппозиционные украинские политики – бывший премьер-министр Юлия Тимошенко и бывший же президент Виктор Ющенко.
Тимошенко отметила, что слияние "Нафтогаза" и "Газпрома" может считаться очередным шагом в "масштабном плане ликвидации независимой Украины". Практически то же самое сказал и Ющенко. По его словам, предложение Путина можно считать "имперским", а также противоречащим национальным интересам Украины. "Это путь к восстановлению в украинском, а следовательно - европейском энергетическом секторе коррупции и диктата монополиста", - заявил бывший президент Украины.
Крупнейшая компания на Украине, на 100 процентов принадлежит государству. По информации, размещенной на сайте компании, "Нафтогаз" вырабатывает одну восьмую часть ВВП страны. Из-за того, что "Нафтогазу" приходилось закупать топливо в России по высоким ценам, а продавать внутри Украины – по низким, компания оказалась убыточной и не смогла бы расплатиться с Россией без дотаций со стороны правительства.
Реакция двух оппозиционных политиков понятна и предсказуема: и Ющенко, и Тимошенко разными путями пытались интегрировать украинскую энергетическую систему в европейский рынок, на котором "Газпром" – не самый желанный гость. Гораздо конструктивнее были бы комментарии нынешней украинской власти, но она отвечать на инициативу со стороны России пока не спешит. Тем более что "экспромт" Путина привел к очевидному казусу: украинская делегация на переговорах сначала восприняла его слова как шутку.
Так что пока ничего конкретного от украинской власти услышать не удалось. Пресс-секретарь Азарова Виталий Лукьяненко отметил только, что предложение будет прорабатываться. Так же аккуратно Украина, кстати, отвечает и на инициативы в ядерной сфере, о которых упоминал Путин. Это лишний раз говорит о том, что местные чиновники к прыти российского премьера оказались просто не готовы.
Крупнейшая компания России и Восточной Европы по рыночной капитализации (140 миллиардов долларов). Контрольный пакет акций "Газпрома" принадлежит государству. Компания является единственным продавцом газа в России за рубеж: частные компании должны сдавать "Газпрому" топливо для экспорта.
Если сделка состоится и "Газпром" с "Нафтогазом" станут единой компанией, то контрольный пакет гиганта останется, естественно, за российской стороной. По оценке газеты "Ведомости", Украина может претендовать лишь на семь процентов совместного предприятия. В "Интерфаксе" полагают, что и того меньше – всего на шесть процентов.
Потеря контроля над украинскими газовыми активами вряд ли может быть интересна Киеву. Поэтому скорее всего местные чиновники попытаются перенести сделку в сторону обмена активами. Для "Газпрома" это штука не новая. В 2007 году, например, российская монополия отдала немецкой BASF 25 процентов минус одну обыкновенную акцию "Севернефтегазпрома", которому принадлежит лицензия на Южно-Русское газовое месторождение. Взамен "Газпром" получил долю в уставном капитале трейдера Wingas, принадлежащего BASF.
Плюсы и минусы
Украине предложение "Газпрома" интересно прежде всего тем, что на российские деньги можно будет безболезненно для местной экономики модернизировать газотранспортную систему. Кроме того, при тесных контактах "Нафтогаза" и "Газпрома" легче будет договариваться о ценах на газ: не исключено, что Украина будет получать такие же скидки на газ, что и Белоруссия, которая, кстати, уже несколько лет назад согласилась отдать "Газпрому" половину "Белтрансгаза".
Для России плюсы интеграции не так очевидны, ведь в собственность газотранспортную систему Украины "Газпром" все равно может и не получить: она принадлежит правительству, а не "Нафтогазу" – компания лишь управляет трубопроводами.
Тем не менее, и у "Нафтогаза" есть перспективные активы: подземные хранилища на 32 миллиарда кубометров, а также добывающие активы на территории Украины: "Нафтогаз" добывает 90 процентов всей нефти и газа страны.
Не стоит забывать и о "Южном потоке": договорившись с Украиной, Россия может сэкономить на этом газопроводе не один миллиард долларов и несколько лет времени: пока что "Южный поток" находится в стадии юридических согласований.
Не менее важны для России и политические плюсы: Украина с объединением "Нафтогаза" и "Газпрома" окончательно выпадет из сферы влияния Европы и вернется в постсоветское пространство, на котором Россия пытается играть роль лидера как по экономической мощи, так и по разного рода объединительным планам. И если с ЕврАзЭс у Москвы, похоже, ничего не вышло, то Таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией уже начал работать. Украина в Таможенный союз вступать пока не хочет. Но при такой скорости "овосточивания" за этим дело не станет.