Михаил Прохоров, один из самых экстравагантных российских инвесторов и - одновременно - самых богатых людей страны, наконец договорился о покупке контрольного пакета акций РБК. Убыточный актив, едва не обанкротившийся в 2009 году, обошелся бизнесмену в 80 миллионов долларов и год переговоров с кредиторами медиахолдинга.
Владелец группы "Онэксим" Михаил Прохоров, основными активами которого являются "Полюс Золото", страховая компания "Согласие", банк Международный финансовый клуб, часть "Русала", а с недавнего времени и команда НБА "Нью-Джерси Нетс", заинтересовался медиа-бизнесом в 2008 году, основав медиагруппу ЖИВИ! (по-другому - JV).
Проекты этой медиагруппы пока вызывают исключительно удивление и недоумение. Ставку Прохоров сделал на проект "Сноб", ориентированный на богатых или знаменитых россиян. В "Сноб" миллиардер закачал столько денег, сколько не снилось, кажется, ни одному стартапу, в результате чего на Прохорова стали работать многие известные журналисты. Таким образом, одно благое дело предприниматель точно совершил: не дал во время кризиса умереть от голода многим журналистским талантам. И не только не умереть от голода - слухи о зарплатах в "Снобе" по рынку ходят до сих пор.
Другими проектами JV стали портал JV, позиционирующий себя как "независимый сайт о wellness" (интересно, сколько россиян знает, как это переводится с английского?), развлекательный портал F5, журнал "Русский пионер". Все они, за исключением разве что "Русского пионера", конечно, набрали какую-то аудиторию, но лидерами рынка СМИ не стали. "Русский пионер" же прославился сразу несколькими публикациями. Во-первых, именно благодаря ему премьер-министр Владимир Путин может считать себя колумнистом: там была опубликована его статья "Почему трудно уволить человека". Во-вторых, "Русский пионер" издал книгу Натана Дубовицкого "Околонуля". Практически никто уже не сомневается в том, что роман на самом деле написал первый заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков.
Но даже несмотря на такие успехи, главный вопрос все равно остается: выйдет ли JV на самоокупаемость к весне 2011 года, как того требовал Прохоров. Если выйдет, то инвестиции миллиардера можно назвать удачными. Если нет, то медиаактивы Прохорова можно действительно рассматривать как благотворительные.
Будет ли Прохоров заниматься благотворительностью и в РБК, - большой вопрос. Ведь в холдинге нет журналистов уровня тех, кто работает в "Снобе" и в "Русском пионере", да и огромные инвестиции в JV, надо думать, заставят Прохорова быть чуть скромнее. Во всяком случае директор по инвестициям "Онэксима" Владимир Пахомов уже заявил "Ведомостям", что дополнительные вложения в проект не планируются.
Что купил Прохоров?
Главные активы холдинга РБК – это телеканал и сайт РБК. Можно сколько угодно говорить о качестве материалов на обеих площадках, о технической отсталости обоих активов, но при этом необходимо помнить, что оба актива являются весьма перспективными. Так, РБК-ТВ является единственным российским общедоступным телеканалом, посвященным финансам и бизнесу. А сайт РБК, даже несмотря на второй год кризиса, остается, судя по открытым данным, самым популярным интернет-СМИ в России.
Другие активы РБК кажутся менее перспективными. Так, газета "РБК daily", которая должна была стать конкурентом "Коммерсанту" и "Ведомостям", по-прежнему уступает лучшим деловым ежедневникам. Но можно посмотреть на это и с другой стороны: "РБК daily" все еще жива, а другие потенциальные "убийцы 'Ведомостей'" уже давно ушли с рынка.
Есть у РБК и другие очевидные сложности. 2008 год холдинг закончил с убытком в 9,28 миллиарда рублей, 2009-й - тоже в минусе, хотя и непонятно точно в каком. Дело тут не только в кризисе: для других медиакомпаний 2008 год, например, сложился весьма удачно: рекламодатели отреагировали на кризис только при верстке бюджетов на 2009 год.
Следовательно, для того чтобы РБК вышел в плюс, Прохорову необходимо предложить какие-то радикальные меры - одним общим восстановлением рынка после кризиса тут не обойдешься. Пока в "Онэксиме" говорят, что решительных шагов предпринимать не намерены - руководство РБК останется прежним.
Другая проблема РБК – организационная структура компании. В интервью "Коммерсанту" Михаил Дубик, гендиректор "Бизнес Ньюс Медиа", которая издает "Ведомости", заявил, что устроен холдинг РБК крайне запутанно, а "смешение контента и рекламы колоссально усложняет управление". Возможно, именно поэтому в "Онэксиме" решили и не объединять РБК с JV, а оставить холдинг отдельной компанией.
Кредиторы
Следить за восстановлением РБК будут и кредиторы холдинга. Прохоров, когда объявлял о потенциальной сделке с владельцами РБК, всегда отмечал, что готов купить актив, только если уладятся споры с кредиторами. Их накопилось немало: новости о том, что тот или очередной партнер РБК подал на компанию в суд с требованием банкротства предприятия, появлялись в последнее время едва ли не раз в месяц.
В РБК признавали, что заплатить по всем долгам не смогут, и предлагали различные варианты сделки. В итоге стороны сошлись на том, что половина долга меняется на кредитные ноты по ставке семь процентов годовых. В 2015 году эти ноты будут погашены. При этом есть дополнительное условие: кредиторы получают опционы на акции РБК из расчета одна тысяча долларов долга – 200 акций. Одна акция РБК на рынке сейчас стоит 40,7 рубля.
Оставшиеся 50 процентов долга кредиторы могут получить тремя способами: в виде восьмилетних облигаций под шесть процентов годовых с таким же опционом, в виде получения сразу 20-28,5 процента долга со списыванием 21,5-30 процентов. Третий вариант предполагает совмещение двух первых: часть долга переводится в облигации, часть выплачивается сразу. При этом все кредиторы за согласие на схему получают еще и небольшой бонус.
Всего у РБК скопилось долгов на 220-225 миллионов долларов. Из денег "Онэксима" 50 миллионов долларов пойдет именно на реструктуризацию задолженности. Чем РБК будет платить через несколько лет, неизвестно, а именно эта цель – заплатить кредиторам - будет, как представляется, основной для Михаила Прохорова. Ведь только после этого инвестиция себя оправдает: без долгов РБК наверняка станет гораздо более привлекательным для новых инвесторов, акции компании подрастут, вырастет капитализация - и так далее, и так далее.
Иными словами, Прохорову надо будет научить журналистов не только писать о бизнесе, но и успешно вести свое собственное дело. Нынешнее состояние РБК показывает, что это не обязательно взаимосвязанные вещи.