Только важное и интересное — в нашем Twitter
Новости партнеров

Овсянки и лебеди

На фестивале в Венеции Даррен Аронофски соревнуется с Алексеем Федорченко

С 1 сентября в Венеции проходит очередной - уже 67-й по счету - международный кинофестиваль. Это одно из самых значимых мероприятий в своей категории, и уж точно самое старое. В 2010 году жюри Венецианского фестиваля возглавляет Квентин Тарантино. Вместе с ним оценивать 23 вошедших в конкурсную программу фильма будут еще шесть именитых кинодеятелей: Гильермо Арриага, Дэнни Эльфман, Арно Деплешан, Габриэль Сальваторес, Лука Гуаданьино и Ингеборга Дапкунайте.

"Лента.ру" представляет обзор основной программы 67-го Венецианского кинофестиваля.

В конкурсную программу 67-го Венецианского фестиваля вошла всего одна российская картина - "Овсянки" Алексея Федорченко. Для западного зрителя было придумано новое название фильма - за рубежом он называется "Тихие души" (Silent Souls). Сюжет ленты довольно прост: главный герой после смерти жены отправляется в места, где когда-то провел медовый месяц. В интервью режиссер признавался, что у него получилось очень женское кино - Дапкунайте наверняка понравится, а вот реакцию Тарантино вряд ли кто-то возьмется предсказать.

Отметим, что в 2005 году Федорченко уже ездил на Венецианский кинофестиваль с псевдодокументальной картиной "Первые на Луне". В тот раз работа режиссера в основном конкурсе не фигурировала, а являлась частью программы "Горизонты".

Откроется фестиваль показом нового фильма Даррена Аронофски "Черный лебедь". Сюжет картины, в которой заняты Натали Портман, Венсан Кассель, Вайнона Райдер и Мила Кунис, строится вокруг соперничества двух балерин. Судя по трейлеру, у фильма будет определенный мистический налет. В ролике, в частности, Портман старается стать пернатой, кроме того, имеется там и эпизод с оживающими рисунками. Впрочем, есть вероятность, что вся мистика окажется плодом фантазии утомившейся балерины.

Свой новый фильм на фестиваль привезет и София Коппола. Дочь знаменитого Фрэнсиса Форда Копполы - не самый продуктивный режиссер, драма "Где-то" - ее всего лишь четвертая полнометражная работа. Речь в фильме идет о голливудском актере, который пересматривает свое отношение к жизни благодаря 11-летней дочери. Как и в случаях с предыдущими картинами Софии, отдельного внимания заслуживает саундтрек: в "Где-то" звучат песни в исполнении Брайана Ферри, T.Rex и The Police.

Японец Такаши Миике - это в каком-то смысле полная противоположность Копполы. Вместо четырех фильмов за 11 лет - по полдюжины картин в год; вместо меланхоличных размышлений о жизни - дикие сцены насилия. На фестиваль Миике приедет с исторической лентой "13 убийц". "Жюри западных фестивалей почему-то постоянно отбирают для конкурсов мои самые жестокие фильмы. Но меня эта ситуация устраивает, вообще говоря", - признался Миике в интервью The Guardian. То есть примерно понятно, чего стоит ожидать от его новой картины.

В конкурсную программу фестиваля вошла еще одна японская лента. Это экранизация романа Харуки Мураками "Норвежский лес". Напомним, что название для своей книги писатель позаимствовал из известной песни The Beatles. А экранизацию сделал родившийся во Вьетнаме, но проживающий во Франции режиссер Чан Ань Хунг. Так что "Норвежский лес" - это практически интернациональная история.

В программу 67-го Венецианского кинофестиваля вошли еще несколько в полном смысле интернациональных проектов. Это, например, лента Пабло Ларрейна "Посмертно" (Post Mortem), снятая общими силами кинематографистов из Чили, Мексики и Германии. Это история любви, главным героем которой является сотрудник морга (что вполне оправдывает название), а фоном служит случившийся в Чили в 1973 году политический переворот.

Еще один подобный проект - фильм Джулиана Шнабеля "Мирал", снятый Израилем, Италией, Францией и США. Завязкой сюжета является история существовавшей в действительности палестинской женщины Хинд Хуссейни. В 1948 году она приютила в Иерусалиме 55 сирот. А еще через полгода открыла приют, вместивший около 2000 детей. Главная героиня фильма - девочка по имени Мирал, попавшая в приют Хуссейни в семилетнем возрасте.

И, наконец, в программе есть фильм польского режиссера Ежи Сколимовски "Необходимое убийство", финансировали который, собственно, Польша, а также Норвегия, Венгрия и Ирландия. Сюжет строится вокруг жителя Афганистана, захваченного американскими военными в Кабуле. Во время транспортировки через Европу он совершает побег, после чего ему приходится выживать во враждебных условиях. Примечательно, что жителя Афганистана в фильме сыграл американский актер, музыкант и режиссер Винсент Галло.

Галло, кстати, участвует в фестивале сразу с двумя фильмами. Кроме "Необходимого убийства", в программу также входит лента "Обещания, писанные по воде". К сожалению, информации о ней крайне мало - известно только, что Винсент работал над ней в качестве сценариста и режиссера, а также исполнил одну из ролей.

Франсуа Озон представит на фестивале свою новую ленту "Ваза" ("Potiche"), которая позиционируется как комедия. Катрин Денев играет в фильме жену успешного промышленника, вынужденную присматривать за фабрикой во время отсутствия мужа. Денев с задачей, разумеется, справляется блестяще. В фильме также занят Жерар Депардье. Отметим, что французское слово "potiche" в некоторых случаях переводится как "свадебный генерал". С учетом деталей сюжета можно предположить, что Озон подразумевал именно это значение.

Немец Том Тыквер везет на фестиваль фильм "Трое". Сюжет, если коротко, такой: Симон и Ханна прожили вместе много лет, возможно, не всегда в мире и согласии, но общий язык все-таки находили. А потом Ханна влюбилась в Адама. А Адам влюбился в Симона. Легко догадаться, что дальше начались проблемы.

Греция в конкурсе представлена лентой Атины Рэйчел Цангари "Аттенберг". Судя по краткому содержанию, это что-то вроде "Мира призраков" на греческих реалиях: 23-летняя Марина живет с отцом, недолюбливает людей и болтает о сексе со своей единственной подругой Беллой. А затем вдруг знакомится с мужчиной, с которым можно провести время за партией настольного футбола.

От Китая в Венецию приедет режиссер Харк Цуй с картиной "Детектив Ди и загадка призрачного пламени". События ленты разворачиваются в конце VII века нашей эры. На трон собирается взойти первая китайская императрица У Цзэтянь. Однако день принятия титула омрачают не слишком приятные события - например, некоторые подданные У Цзэтянь начинают самовозгораться. Отметим, что в фильмографии Харк Цуя есть картины с такими захватывающими названиями, как "Эра вампиров", "Железная обезьяна", "Зеленая змея" и "Однажды в Китае" (выпуски с первого по пятый).

Не упомянутыми остались еще два фильма, снятых в США. Во-первых, это "Кратчайшая дорога Мика" - психологический вестерн режиссера Келли Рейнхардт. Речь в нем идет о трех семьях, отправившихся в середине XIX века в путешествие через Америку и заблудившихся из-за нерадивого проводника. Во-вторых, это "Дорога в никуда" Монте Хеллмана (трудно не вспомнить знаменитую ленту Линча с похожим названием). Работа Хеллмана - фильм о фильме. Главный герой "Дороги", культовый режиссер Майкл Хэвен, снимает фильм о роковой любви, перестрелках и самоубийствах, и события его ленты внезапно переносятся в реальную жизнь. В смысле - в реальную жизнь с точки зрения фильм Хеллмана. В общем, главное не запутаться.

В конкурсе также участвует французская лента "Черная Венера", которую снял режиссер из Туниса Абдел Кешиш. Сюжет фильма - переложение истории Сары Баартман, девушки койсанской народности. В начале XIX века ее привезли из Южной Африки в Лондон и показывали в качестве одного из экспонатов на шоу уродов.

Еще одна французская лента - "Несколько счастливцев" Антони Кордье. Речь в фильме идет о двух парах, решивших построить одну большую семью из четырех человек.

"Грустная баллада для трубы" - совместная франко-испанская лента, снятая режиссером Алексом де ла Иглесиасом. События фильма развиваются во время гражданской войны в Испании, в конце 30-х годов прошлого века. Главные герои фильма - цирковые клоуны Серхио и Хавьер, переквалифицировавшиеся в убийц.

Оставшиеся пять лент были сняты итальянцами или хотя бы при участии Италии. Это фильм "Паршивая овца" Асканио Селестини, главным героем которой является пациент психиатрической лечебницы Николя. Картина Саверио Констанзо "Одиночество простых чисел", пытающаяся объяснить отношения между людьми при помощи математики. Экранизация романа Мордехая Рихлера "Версия Барни" об "обычном человеке, прожившем необычную жизнь"; режиссером ленты стал Ричард Льюис, а главную роль исполнил Пол Джиаматти. Историческая драма Марио Мартоне "Мы верили". И, наконец, "Страсть" - история о творческом кризисе, случившемся у 50-летнего кинорежиссера, снятая Карло Маццакурати.

Программа 67-го Венецианского фестиваля включает еще множество фильмов. Запланированы, например, ретроспектива итальянских кинокомедий и другие внеконкурсные показы. Кроме того, уже упоминавшаяся программа "Горизонты", отражающая "новые направления в мировом кинематографе", тоже никуда не делась. А завершится фестиваль показом "Бури" - экранизации одноименной пьесы Шекспира, в которой главный герой Просперо по воле режиссера Джули Тэймор превратился в героиню (между прочим, в исполнении Хелен Миррен).

Картин так много, что перечислять их все в одной статье бессмысленно. Тем более, что центральным аттракционом фестиваля все-таки является вручение главной награды - "Золотого льва". Какому именно из 23 участвующих в конкурсе фильмов достанется приз, мы узнаем уже через десять дней.