Новости партнеров

Преданья старины глубокой

Режиссер фильма "Ярослав" рассказал о госфинансировании и своем отношении к истории

14 октября 2010 года на экраны кинотеатров выходит историческая картина "Ярослав". В преддверии премьеры "Лента.ру" побеседовала с режиссером фильма Дмитрием Коробкиным. Среди прочего режиссер рассказал о необходимости госфинансирования кино, заявил об уникальной исторической достоверности "Ярослава" и пожаловался на тотальное незнание истории зрительской аудиторией.

Лента.Ру: Получал ли фильм "Ярослав" государственное финансирование? Все-таки время появления картины совпадает с тысячелетием города, названного в честь вашего героя.

Дмитрий Коробкин: Да, фильм получал государственное финансирование и дотации Министерства культуры, которые составили примерно 20-25 процентов бюджета. Я точно не знаю (этой информацией владеют продюсеры картины), но, по-моему, Госкино на "Ярослава" выделило около 30 миллионов рублей.

А в каком порядке выделяли, не знаете? Например, как на социально-значимый проект или как-то иначе?

Не знаю, если честно. В министерство подаются сценарии, документы, а они там рассматривают массу проектов и решают, что кому давать. Обычный такой конкурс, тендер.

Как вы считаете, государственное финансирование кино - это благо или зло?

Я думаю, что государственное финансирование - это неплохо. Например, фильмы исторического жанра в нашей стране вообще невозможны без государственных дотаций.

А вот лично вы готовы были бы отказаться от дотаций и заниматься самостоятельным поиском финансирования для собственных проектов?

Искать финансирование самостоятельно – это работа не режиссера, а продюсера картины, который должен искать и собирать финансовый пул для создания фильма. Где он берет деньги для фильма: у государства ли, у частных инвесторов, еще у кого-то - это его личное дело. Режиссера все это не касается.

На кого, по-вашему, рассчитан ваш новый фильм "Ярослав"?

"Ярослав" рассчитан на самую широкую аудиторию. Очень жалко, что исторических фильмов у нас сейчас так мало! А ведь они нужны, потому что люди в наше время абсолютно не знают историю. Когда мы проводили фокус-группу по "Ярославу" (то есть показывали уже смонтированный фильм случайно собранным людям, которые должны представлять нашу целевую аудиторию), мы столкнулись с удивительным фактом - люди вообще не знали, кто такой князь Ярослав. То есть граждане нашей страны не имеют даже общего представления об истории Руси! Я, например, полагал, что хотя бы в рамках школьной программы какое-то представление об истории дается, но, оказывается, нет и этого. То есть в России сейчас растет поколение, которое не знает своего прошлого. А это очень плохо, это надо срочно исправлять, в том числе и средствами кино.

Некоторые авторы предпочитают жертвовать исторической достоверностью в пользу остросюжетности. А что с достоверностью в вашем фильме? Работали ли вы с какими-то историческими материалами или консультантами для воссоздания атмосферы того времени?

Если говорить об исторической достоверности, то давайте вспомним, что нам известно о том периоде, который описывает фильм. Речь идет, напомню, об основании города Ярославля, о чем в хрониках Нестора упоминается одним абзацем: Ярослав в Медвежьем углу убил медведя, прогнал каких-то разбойников, местные племена поклонились ему, и там он основал город. Никаких упоминаний об этом в других источниках нет. Вообще, конечно, о жизни Ярослава известно очень много, однако эти знания относятся к периоду его княжения в Новгороде, потом в Киеве, а о его Ростовском княжении известно крайне мало. Поэтому, основываясь на тех скудных фактах, которые летописи донесли до нас, мы, додумав кое-что, сочинили сюжет, который, как нам кажется, мог происходить на самом деле.

Что касается исторической достоверности в антураже и деталях, то здесь мы абсолютно точны. С нами работало очень много исторических консультантов, в том числе Сергей Каинов, который является одним из крупнейших специалистов по XI веку. Он непосредственно занимается археологией и раскопками, то есть своими руками перебирает всю историю, которая попадает из земли в музеи. Наши художники по костюмам, гриму, художники-постановщики, создававшие архитектуру древнего города Ростова - все они на подготовительном периоде постоянно находились в теснейшем контакте с историческими консультантами. Я вам могу сказать совершенно точно, что визуальная достоверность в фильме соблюдена абсолютно, причем настолько точно, как, может быть, до этого в российском кино не соблюдалось. При этом мы опирались на самые последние находки, многие из которых удивили нас самих. Например, то, что люди по внешнему виду тогда не очень сильно отличались от нас сегодняшних. Как мы обычно представляем себе людей, которые жили тогда? Такими заросшими бородачами...

Ну да, предположим.

Вот-вот. А ведь на самом деле все было совершенно не так! Ведь в то время существовало огромное количество причесок, а парикмахерские приборы были абсолютно такие же, как современные: бритвы, ножницы, расчески и все прочее. Народ модный был в этом смысле. Этот факт, кстати, у нас отражен в фильме.

А вам не кажется, что, судя по трейлеру, Ярослав Мудрый у вас получился похожим на этакого Конана?

Конана? Это которого Шварценеггер играл? Я думаю, Александру Ивашкевичу было бы очень приятно услышать, что он похож на Арнольда Шварценеггера. Он герой другого времени: когда у нас был кастинг, я побаивался, что он нам не подойдет - мне он виделся скорее рыцарем Айвенго. Но когда мы провели пробы, с костюмами и гримом, то стало понятно, что Александр - тот герой, который и нужен нам.

Ну, с Конаном имелось в виду не чисто внешнее сходство - этот персонаж отличался тем, что предпочитал махать мечом, вместо того чтобы думать.

Нет, что вы! У нас как раз в фильме князь говорит и думает, а не только машет мечом. Одна из основных идей фильма в том, что одной силой ничего сделать невозможно. Нужно уметь договариваться, уметь находить какие-то точки соприкосновения. Вообще, основная идея очень современна: для того, чтобы выжить и победить, нужно убрать в сторону религиозные и этнические предрассудки и увидеть в иноверце человека. Идея абсолютно современная и близкая нам, она понятна в наш век сплошных межнациональных конфликтов и столкновения цивилизаций.

С какими иностранными картинами вы могли бы сравнить "Ярослава"?

Ни с какими, потому что ни на какие аналоги, в общем, мы не опирались, когда этот фильм делали, и не старались, чтобы он был похож на что-то иностранное. Во время съемок мы вдохновлялись исключительно русской историей. Нельзя сказать, что наш фильм сделан под какой-то другой, ни целей, ни задач таких не стояло. Да такие задачи и не очень интересно решать.

Вот вы говорили, что сейчас мало исторических драм. А почему так? Что, история не интересна?

Это очень просто: сейчас хороший доход приносят молодежные комедии. Я ничего против этого жанра не имею - мне многие из комедий нравятся, они веселые, смешные, но, к сожалению, продюсеры при выборе жанра чаще всего предпочитают вложить деньги в тот фильм, который принесет гарантированную прибыль. Именно поэтому участие государства в создании исторических проектов так важно.

Где проходили съемки? Как долго они продолжались?

Съемки проходили под городом Тутаевым. Городок находится между Рыбинском и Ярославлем на берегу Волги, в 5 километрах выше по течению от Тутаева. Прямо на берегу Волги было построено несколько декорационных комплексов. Съемки проходили ровно год назад, ровно в это же время: они начались в солнечную погоду в сентябре, а закончились, уже когда шел снег. Всего съемочный период длился 43 дня.

Вы как режиссер занимались очень разными проектами. А какое кино вам ближе всего?

Мне нравится снимать самое разное кино, хотя, наверное, для любого режиссера интересно снимать разное, ведь от одного и того же утомляешься. Например, сняв какую-то мелодраму, хочется взяться за что-то более тяжелое, трэшевое или более брутальное. Поэтому смена жанра интересна, помогает не заскучать.

А что насчет кино, которое вам самому нравится смотреть? Каких режиссеров, какие ленты вы любите?

Мне очень нравится Дэвид Линч. И я очень люблю фильмы Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Все его фильмы, я считаю, бесподобны и сделаны с высочайшим мастерством и виртуозностью, он настоящий мастер своего дела.

А "Красоту" с Бардемом уже посмотрели?

"Красоту" еще не успел посмотреть, очень хочу. А из обычного кино последнее, что я видел, была картина "Мачете" Родригеса. Мне безумно понравилось (я просто обожаю Родригеса), сходил в кинотеатр на фильм, получил огромное удовольствие.

Из отечественных фильмов что последнее смотрели? Или вы работы российских кинематографистов не смотрите вообще?

Нет, почему? Смотрю. Но "Утомленные солнцем" не видел до сих пор, наверное потому, что был очень занят производством нашего фильма, было не до другого кино. "Край" Учителя, мне кажется, должен получиться интересным - я видел некоторые кадры, думаю, это будет впечатляющее кино.

Переживаете, если ваши фильмы ругают критики?

Невозможно понравиться абсолютно всем, это совершенно точно. И нет такого фильма, который бы не ругали критики - на то они и критики, это их работа. Так что это абсолютно ожидаемое явление, поэтому я отношусь к нему как к необходимому выхлопу.

То есть стоически воспринимаете подобные вещи?

Абсолютно, как само собой разумеющееся.

Есть ли для вас сугубо проходные проекты, судьба которых вас мало беспокоит?

Никогда, я так к работе никогда не отношусь. Мне интересно все, что я делаю, иначе я просто не берусь за это.

То есть вы выкладываетесь по-максимуму в каждом фильме?

Ну, конечно, а как же возможно по-другому?

Культура00:0821 сентября

Сажайте — и вырастет

Кино недели: ужасы тайской зоны, католичества и женской дружбы