Париж против Ларри Кларка

Подросткам запретили смотреть на себя со стороны

Мэрия Парижа запретила лицам до 18 лет посещать выставку американского фотографа и кинорежиссера Ларри Кларка, посвященную наиболее спорным темам из жизни молодежи - сексу, наркотикам и насилию. С точки зрения закона решение городских властей абсолютно оправданно, однако сам художник и его сторонники недоумевают: получается, что в Музее современного искусства молодые люди не имеют права смотреть на то, с чем они регулярно сталкиваются в повседневной жизни.

Широкой публике Ларри Кларк известен прежде всего как режиссер скандального фильма "Детки" (Kids), вышедшего на экраны в 1995 году. В конце 90-х видеокассеты с "Детками" под партой передавали друг другу самые продвинутые (в том числе и российские) старшеклассники. Герои фильма - нью-йоркские подростки - активно употребляют алкоголь и наркотики, а затем занимаются беспорядочным незащищенным сексом. И как следствие страдают от "чумы ХХ века" - синдрома приобретенного иммунодефицита.

Как фотограф Кларк прославился еще раньше, выпустив в 1971 году серию фотографий "Талса" (Tulsa). На фотографиях молодежь из города Талса, штат Оклахома (родного города Ларри), занимается сексом, употребляет наркотики и играется с оружием. Фотографии были сделаны Кларком с 1963-го по 1971 годы, причем фотограф подчеркивает тот факт, что он делал эти снимки не с позиции стороннего наблюдателя, а как один из участников процесса. В возрасте 16 лет Кларк начал принимать амфетамины вместе со сверстниками. "Однажды уколовшись, вытащить иглу уже невозможно", - написал Кларк в кратком предисловии к книге.

Именно фотографии из серии "Талса" составляют основу экспозиции, которая открылась 8 октября в парижском Музее современного искусства. Кроме того, туда вошли работы из сборников "Подростковая похоть" (Teenage Lust), "Идеальное детство" (The Perfect Childhood) и "панкПикассо" (punkPicasso). Их содержание в целом выдержано в присущей Кларку стилистике совсем-не-социалистического реализма.

Выставка Ларри Кларка в Париже открылась 8 октября. Однако еще до открытия она вызвала бурные дискуссии в обществе, после того как власти решили, что организаторов могут обвинить в пропаганде порнографии и педофилии. Чтобы избежать возможных неприятных последствий, мэрия Парижа настойчиво порекомендовала Музею современного искусства установить возрастное ограничение на вход. При том, что эта мера для парижского Musee d’art moderne является почти беспрецедентной.

В знак протеста против зашоривания молодежи известная своими либеральными взглядами газета "Liberation" вышла накануне открытия запрещенной выставки с актуальной передовицей. На первой полосе размещена крупная фотография за авторством Ларри Кларка, на которой двое молодых людей занимаются петтингом. Или чем-то вроде того - отчетливо видно, что девушка сжимает в кулаке половой орган партнера.

Не заржавело и за самим Кларком - в интервью французским СМИ он на все лады склонял градоначальников: "Этот запрет - атака старшего поколения на молодежь. Они как бы говорят подросткам: 'Идите к себе в комнату и смотрите всю эту херню по интернету. Мы не хотим, чтобы вы приходили в музей и смотрели на произведения искусства, посвященные вам и тому, что происходит вокруг вас'''.

В качестве одного из главных своих аргументов противники запрета (к которым примкнул ряд деятелей искусства и правозащитников) приводят тот факт, что те же работы Ларри Кларка ранее неоднократно демонстрировались в Европе. Директор Музея современного искусства Фабрис Эрготт (Fabrice Hergott) объяснил нынешний запрет "сменой эпохи". По его словам, в сознании людей и законодательстве многое изменилось с 1992 года, когда Ларри Кларк свободно выставлялся в столице Франции. Хотя на той выставке, если верить очевидцам, были представлены не менее смелые фотоработы, чем на нынешней. "И у нас не было никаких проблем", - констатирует работавший там Жоэль Брар (Joel Brard).

Впрочем, проблемы были у организаторов более поздней экспозиции в Бордо, в 2000 году. Судебные разбирательства по выставке "Считающиеся невинными" (Prеsumes innocents) растянулись почти на десять лет. Организаторов обвинили в распространении изображений малолетних, носящих порнографический характер. Действительно, с 1992 года во Франции было принято большое количество новых законов о защите детей, которые ужесточили наказание за потенциальные проявления педофилии.

Кристоф Жирар (Christophe Girard), курирующий в мэрии Парижа культурные вопросы, считает возрастное ограничение правильным. "Это наилучшее решение в данной ситуации, потому что потенциальная конфликтность выставки очевидна", - заявил Жирар. Это подтвердил и мэр Парижа Бертран Деланоэ (Bertrand Delanoe). Комментируя собственное решение, он отметил, что действовал прежде всего в интересах Музея современного искусства и организаторов выставки. По словам Деланоэ, публикация фотографий Кларка без каких-либо ограничений могла повлечь за собой административные меры в отношении музея и судебное преследование организаторов. "Скорее всего, выставку бы закрыли за распространение материалов, которые могут нанести вред несовершеннолетним", - заявил мэр.

Кроме того, власти настаивают на том, что наиболее провокационные из фотографий Кларка, представленных в Париже сейчас, ранее не выставлялись вовсе. Деланоэ заявил, что даже нью-йоркский музей, которому принадлежит серия "Подростковая похоть", никогда не выставлял ее публично целиком. "Каждый из нас может иметь собственные представления о взглядах на человеческую сексуальность, но Париж не собирается в этом отношении возвышаться над законом", - резюмировал градоначальник.