Мэр Москвы Серей Собянин провел первый с момента своего вступления в должность общественный градостроительный совет, а также закрытое совещание по "Москва-Сити". В ходе мероприятий мэр объявил о создании градостроительно-земельной комиссии, предложил согласовать Генпланы Москвы и Подмосковья, ускорить строительство "Москва-Сити", а также преподнес подарок защитникам "старой Москвы".
Начистоту
Первый общественный градсовет под председательством Собянина был посвящен реализации Генплана Москвы, но только Генпланом дело не ограничилось. Основной докладчик - главный архитектор столицы Александр Кузьмин - вкратце обрисовал строительные перспективы города до 2025 года. Стоит отметить, что главный архитектор города, говоря о заложенных в Генплане параметрах, видимо, руководствовался формулой "быть честным выгодно". Если раньше Кузьмин обычно озвучивал "бумажные" цифры, то теперь рассказал о реальных возможностях. В частности, он сообщил, что по Генплану в столице за 15 лет должно быть построено 100 миллионов квадратных метров жилья, но рассчитывать стоит лишь на 47 миллионов "квадратов". Правда, при этом архитектор уточнил, что этого объема хватит для выполнения городских жилищных программ.
Откровенно Кузьмин рассказал и о планах по сносу жилья. По его словам, до 2025 года в городе планируется снести 18 миллионов квадратных метров некомфортного жилья, под которым подразумеваются все дома высотой пять и менее этажей, кроме памятников архитектуры, а также панельные девятиэтажки. Ранее чиновники мэрии не раз сообщали о 22 сносимых миллионах "квадратов". Впрочем, глава Москомархитектуры отметил, что и 18 миллионов это, как говорится, в самом лучшем случае. "В обязательном порядке будет ликвидировано шесть миллионов 'квадратов', из которых 1,5 миллиона придется на панельные пятиэтажки", - сказал он.
Памятуя о незавидной участи глав управ Тверского и Пресненского районов, уволенных Собяниным из-за бесчисленного количества палаток на тротуарах и около станций метро, архитектор подчеркнул, что Генплан разрешает установку вдоль дорог лишь объектов транспортной инфраструктуры.
Новая комиссия
Заслушав доклад, Собянин неожиданно для всех объявил, что создает под своим началом градостроительно-земельную комиссию, которой предстоит заниматься ключевыми профильными вопросами. Персональный состав и регламент ее работы пока не известны. Градоначальник подчеркнул, что комиссия обязательно будет привлекать к своей работе независимых экспертов.
Стоит отметить, что ранее именно общественный градостроительный совет при мэре, то есть лично Юрий Лужков, принимал окончательное решение о реализации крупных девелоперских или инфраструктурных проектов в столице. Перед вынесением на рассмотрение градсовета проект проходил согласование на архитектурном совете при Москомархитектуре и в стройкомплексе. Земельные вопросы ранее курировали несколько ведомств: департамент имущества, земельный комитет и Москомархитектура.
Какая роль теперь будет отведена градсовету и другим профильным ведомствам, пока не ясно. Зато понятно, что новый мэр решил не оригинальничать и замкнуть на себе градостроительную и земельную политику города.
Состыковка
Говоря о Генплане, Собянин, прежде всего, потребовал обратить особое внимание на строительство социальных объектов: поликлиник, школ, детсадов и зданий для вузов. Также мэр посетовал на недостаток научных центров в городе. Наконец, градоначальник предложил изучить возможность "состыковки" Генпланов Москвы и Подмосковья.
Подобное согласование, по всей видимости, направлено опять-таки на решение транспортных проблем столицы. Москве и области уже давно не удается договориться о совместном дорожном строительстве. По мнению столичных властей, многие пробки на выездах из города возникают из-за того, что Подмосковье не реконструирует трассы после МКАДа. В качестве примера приводилась ситуация на Ленинградском шоссе.
С приходом Собянина, который, по мнению экспертов, будет активно прибегать к поддержке Кремля при решении тех или иных вопросов, подход властей Подмосковья к совместным с Москвой проектам наверняка изменится.
ПЗЗ
Не забыл мэр и о до сих пор не принятых правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). Собянин поручил утвердить ПЗЗ до 1 марта 2011 года. Александр Кузьмин отметил, что правила могут быть приняты и раньше - в январе 2011 года.
По задумке столичных властей, ПЗЗ и Генплан должны были быть приняты одновременно. В ноябре 2009 года проекты Генплана и ПЗЗ были одобрены правительством Москвы. В декабре документы в первом чтении одобрила Мосгордума. Однако дальнейшее рассмотрение проектов было решено разделить. Сообщалось, что ко второму чтению в правила будет внесено более тысячи поправок.
Правила землепользования и застройки должны определить правовой режим использования земельных участков в Москве. В частности, в них будут зафиксированы градостроительные регламенты, которыми регулируются такие показатели, как предельная высота зданий, максимальный процент застройки участка и целый ряд других параметров.
Вето
Напоследок мэр преподнес подарок жителям исторического района Хитровка, которые несколько лет боролись с планами по строительству крупного офисного комплекса рядом с их домами.
О возведении бизнес-центра на пересечении Подколокольного и Хитровского переулков, на месте электромеханического колледжа, город и инвестор (компания "ДС Девелопмент") договорились еще в 2005 году. Снос объекта завершился в начале этого года, а новое здание для техникума инвестор построил на Михалковской улице.
Все эти годы против проекта протестовали местные жители, которые при поддержке общественных организаций собрали более 12 тысяч подписей с требованием отменить строительство. Жители ссылались на то, что новое 8-этажное здание никак не вписывается в окружающий архитектурный ландшафт: прилегающая к месту будущего строительства территория застроена двух- и трехэтажными домами. В январе 2010 года глас народа все же услышали в Москомнаследии, а затем о необходимости пересмотреть проект заявил бывший мэр столицы Юрий Лужков. Однако об отмене стройки речь не шла.
Собянин поставил в этом деле точку. По его словам, на освободившейся площадке появится сквер, а под ним паркинг. Профильным ведомствам мэр поручил урегулировать все вопросы с инвестором проекта.
Первым делом парковки
Перед градсоветом мэр провел закрытое совещание по поводу реализации проекта делового центра "Москва-Сити", который ранее Собянин назвал градостроительной ошибкой. По мнению градоначальника, при разработке концепции центра не был продуман вопрос с паркингами и подъездами к "Москва-Сити", что может привести к транспортному коллапсу в районе застройки. В связи с этим главной темой совещания стало обсуждение возможности строительства дополнительных машиномест на территории комплекса, в частности, за счет изменения архитектурно-планировочных решений.
По данным РИА Новости, участники совещания разошлись в оценке количества машиномест, которое нужно построить в деловом центре. Так, проектом предусмотрено строительство в "Москва-Сити" 21,6 тысячи машиномест. Префект Центрального административного округа Серей Байдаков, в свою очередь, заявил, что центру необходимо как минимум 100 тысяч машиномест. В ответ главный архитектор Москвы Александр Кузьмин и первый замглавы департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Петр Аксенов предложили построить паркинг на участке, предназначенном под комплекс административных зданий исполнительной и законодательной власти Москвы. Такая идея Собянину не понравилась. На выручку чиновникам пришел Айдар Ахатов, президент ОАО "Сити" (управляет "Москва-Сити"). По его словам, "Сити" готово отдать под стоянки сразу три арендуемых компанией свободных участка (номер 22,23 и 24). Окончательное решение в итоге так и не было принято. Зато, по информации СМИ, на заседании прозвучала примерная сумма, необходимая на инфраструктуру, транспортную составляющую и две дополнительные ветки метро в районе "Москва-Сити". Как оказалось, речь идет о 68 миллиардах рублей.
Подводя итоги совещания, Собянин потребовал ускорить реализацию крупнейшего для столицы инвестиционного проекта. При этом мэр не исключил, что застройщики, которые в течение длительного времени не реализуют ранее заявленные проекты в "Москва-Сити", могут лишиться контрактов с городом.
Среда обитания