Новости партнеров

Антанта 2.0

Военный договор между Парижем и Лондоном продиктован желанием сэкономить

2 ноября в Лондоне Франция и Великобритания подписали беспрецедентное соглашение о сотрудничестве в оборонной сфере. Два документа посвящены организации взаимодействия между вооруженными силами двух стран, объединению усилий по разработке перспективных систем вооружений и созданию общего центра для исследований и испытаний ядерного оружия.

Западная пресса уже окрестила франко-британское соглашение "новой Антантой". С одной стороны, аналогия, действительно, напрашивается. С другой, тут имеется и ряд принципиальных отличий. Во-первых, в 1904 году, когда было подписано "сердечное соглашение", никто и подумать не мог о создании объединенных вооруженных сил или о совместном ведении разработок в области новейших вооружений. Во-вторых, если тот союз был продиктован угрозой со стороны усиливающегося общего соперника - Германии, то в этот раз за договором о военном сотрудничестве стоят исключительно финансовые соображения.

Экономия на суше на море

В основе подписанных документов лежит желание Великобритании и Франции сохранить статус глобальных игроков в ситуации, когда ресурсов для поддержания этого статуса у обеих стран остается все меньше. Великобритания, например, всего две недели назад объявила о значительном сокращении своих военных расходов.

Наряду с грядущим увольнением 42 тысяч человек, занятых в структурах министерства обороны, была урезана программа обновления баллистических ракет Trident. Программу по созданию двух новых авианосцев, правда, удалось сохранить. В то же время, из двух действующих авианосцев один - "Арк Ройял" - будет списан, а второй - "Илластриз" - останется без авиационной группы: правительство было вынуждено отказаться от самолетов вертикального взлета и посадки Harrier, а оборудованием для приема палубных самолетов корабль не обладает.

При этом с новыми авианосцами тоже не все понятно. Первый из них, "Куин Элизабет", вступит в строй в 2017 году, но будет рассчитан на самолеты укороченного взлета и посадки - на этот раз F-35В. Однако и от них британскому оборонному ведомству пришлось отказаться в пользу более дешевой палубной модификации F-35C. В 2018 году британские ВМС получат авианосец "Принс оф Уэллс", однако F-35C для него прибудут только в 2020 году.

В этой связи соглашение с Францией о совместном использовании авианосцев выглядит не только логичным шагом, но и единственно возможным: пока собственных авианосцев у королевских ВМС не будет, британские самолеты смогут взлетать с французского корабля "Шарль де Голль". Французские ВМС, в свою очередь, смогут использовать палубу "Принс оф Уэллс", который два года будет ходить без авиационной группы.

Для Франции выгода также очевидна: "Шарль де Голль" - единственный авианосец французских ВМС, и его последний ремонт длился почти два года. Объединение авианосцев позволит согласовать время боевых дежурств и эксплуатационных или ремонтных работ. Таким образом, практически исключается ситуация, когда Франция и Великобритания оказываются вовсе без авианосцев.

Сообщения о том, что Лондон и Париж готовятся объединить авианосцы, появились еще в начале сентября. Однако нынешние соглашения, подписанные премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном и президентом Франции Николя Саркози, выходят далеко за эти рамки.

В Лондоне лидеры двух стран договорились также о совместном обучении личного состава, в первую очередь - пилотов военных транспортников A400M, которые будут состоять на вооружении обеих стран. Великобритания также предоставит Франции возможность использовать свои A400M для воздушной дозаправки.

Кроме того, предполагается тесное сотрудничество в области военных исследований, особенно выделяются такие сферы, как подводный флот и связь, в том числе и спутниковая. Планируется также организация совместных разработок в области беспилотных летательных аппаратов, высокоточного оружия и других систем вооружения.

Объединение вооруженных сил

Наибольшее количество споров вызвал пункт о совместном использовании вооруженных сил. Накануне подписания соглашения он преподносился СМИ как без пяти минут полное слияние армий Великобритании и Франции. На деле речь идет о создании объединенного экспедиционного корпуса, который не будет к тому же постоянно действующим соединением, но должен будет легко развертываться в случае необходимости.

Численность корпуса, по разным оценкам, может составить от 10 до 13 тысяч человек. Его организационная структура тоже до конца не ясна. Скорее всего, однако, речь будет идти о двух бригадах - британской и французской, численностью по 5-6,5 тысячи человек каждая. Командующего предполагается выбирать перед каждой операцией, им может быть и британец, и француз. Подчиняться он будет специальному объединенному штабу, в который войдут представители правительств обеих стран.

Отдельное соглашение было посвящено созданию совместного ядерного центра для проведения исследований и испытаний в области ядерных вооружений. Ответственность обе страны поделили следующим образом: разработка перспективных технологий будет осуществляться на британском объекте в Алдермастоне, графство Беркшир. Испытания - точнее, их симуляция - будут проходить на территории французского центра ядерных исследований "Вальдук", где к 2014 году будет построен специальный комплекс. При этом, как уточнили в делегациях обеих стран, делиться атомными секретами в планы правительств Великобритании и Франции не входит.

Предположить, как все это будет работать, довольно трудно. С одной стороны, необходимость экономии понимают и в Лондоне, и в Париже. И Кэмерон, и Саркози полны надежд, что новые договоренности позволят сократить военные расходы, а обороноспособность их государств от этого не только не пострадает, но даже вырастет. Оба уверены также, что новое сближение - долгосрочный проект, который успешно просуществует не одно десятилетие.

С другой стороны, если с объединениями авианосцев все более или менее понятно, то остальные элементы нового франко-британского сближения не могут не вызывать вопросов. Наиболее распространенный довод критиков ("нашими солдатами будет командовать иностранец") глава британского оборонного ведомства Лиам Фокс вполне успешно парировал, напомнив и без того известный факт: "По существующей системе в рамках НАТО, наши войска вполне могут оказаться под командованием Польши или Турции. Ничего нового в этом нет."

А вот как будут реализовываться совместные операции на практике, пока не знает никто. Ведь для этого необходимо, во-первых, чтобы отношения между двумя странами как минимум не ухудшились, а во-вторых, чтобы обе страны выражали готовность участвовать в том или ином конфликте. Даже если отвлечься от того, что союзническим отношениям Франции и Великобритании всего 100 лет, а до этого страны враждовали веками - не факт, например, что сближение с Лондоном поддержат политическое оппоненты Саркози, которые могут прийти к власти уже в 2012 году.

Кроме того, при принятии решения о проведении совместных операций правом вето будет обладать каждая из двух стран. Так что вполне может возникнуть ситуация, когда договориться о совместном использовании экспедиционного корпуса просто не удастся. Не очень понятно также, насколько плодотворным окажется сотрудничество в ядерной сфере, если делиться секретной информацией страны не предполагают.

И все же два обстоятельства отчетливо свидетельствуют, что начинание этот вовсе не безнадежное. Во-первых, объединение усилий всегда более эффективно, чем отсутствие внятной общей организации и, как следствие, их дублирование. Во-вторых, "новая Антанта" продиктована исключительно приземленной целью: сэкономить. А прагматизм, как известно, залог успеха.

Мир00:0117 августа

Опасный пассажир

Он угнал самолет, получил выкуп и исчез в небесах. Его выдали тайные шифры