От "Начала" до "Скайлайна"

"Лента.ру" предлагает список самых запоминающихся фильмов 2010 года

"Лента.ру" составила список самых запоминающихся фильмов прошедшего года. Сказать, что абсолютно все эти картины вызывают восторг при просмотре, было бы не совсем верно. К сожалению, некоторые ленты запоминаются именно благодаря тому, что при просмотре вызывают негативные эмоции. Впрочем, давайте не будем концентрировать внимание на таких фильмах и вспомним в первую очередь удачные работы. И на всякий случай уточнение: этот список, разумеется, является абсолютно субъективным.

Начало

Кристофер Нолан снял фильм о шпионах, ворующих идеи при помощи проникновения в чужие сны. И вот случилось так, что перед одним из самых опытных из них встает новая задача: ему необходимо не украсть, а разместить идею в чужой голове. У Нолана получилась скорее даже не головоломка, а игрушка. Ее не очень хочется решать, с ней просто приятно возиться, отвинчивать и прикручивать разные части. В результате этих манипуляций может получиться практически все что угодно. Хотите - вот вам фантастический триллер. Или мелодрама. А кто-то и вовсе увидит боевик и ничего более. "Начало" было достаточно тепло встречено критиками и собрало в общей сложности более 800 миллионов долларов. Это при том, что лента Нолана - не сиквел и не экранизация какого-нибудь очередного бестселлера (в последнее время именно фильмы этих категорий становятся лидерами по кассовым сборам).

Говорят, Нолан размышлял над сценарием "Начала" около десяти лет. (Это, конечно, не 40-летние раздумья Андрея Кончаловского над "Щелкунчиком", но тоже срок немаленький.) Режиссер до мелочей продумал сны, которые видят герои фильма. Очевидно, что ему самому было интересно этим заниматься - и эта увлеченность передается и зрителям.

Монстры

Британский режиссер Гаррет Эдвардс снял кино о гигантских осьминогах из космоса, которое принципиально отличается от всех остальных фильмов о монстрах. И дело тут не только в бюджете, который по сегодняшним меркам был просто смешной - изначально, например, речь шла о пятнадцати тысячах долларов. Правда, потом оказалось, что эту сумму потратили на оборудование. Общий же бюджет в любом случае не превысил полумиллиона. Впрочем, что это мы все о деньгах да о деньгах. Лента Гаррета не похожа на все остальные фильмы о чудовищах прежде всего из-за особого настроения. "Монстры" не пытаются напугать или хотя бы встряхнуть, это по большей части довольно спокойное и грустное кино. Для примера, один из самых напряженных моментов - это когда главный герой фильма напивается и у него крадут документы.

"Монстры" собрали в прокате всего (или целых - с учетом мизерного бюджета) два с половиной миллиона. Интересно, что примерно половину этой суммы потратили на билеты российские зрители. Видимо, подействовала размещенная на афишах фраза-заклинание "Тимур Бекмамбетов представляет".

Скотт Пилигрим против всех

"Скотт Пилигрим" - один из двух фильмов в этом списке, рецензию на который "Лента.ру" не публиковала (второй - мультик про драконов). Дело в том, что было непонятно, что про него вообще писать. Фильм вроде бы хорош, но уговаривать читателей пойти на него в кинотеатры - это как-то уж слишком.

"Скотт Пилигрим" - крайне рискованный проект британского режиссера Эдгара Райта. Он взялся за фильм с 60-миллионным бюджетом, при том что потенциальная целевая аудитория составляла примерно три процента от общего числа людей, посещающих кинотеатры. Дело в том, что "Скотт Пилигрим" основан на графических новеллах, но не тех, что выпускаются крупными издательствами вроде Marvel или DC.

Первоисточник - комиксы, опубликованные независимой компанией Oni Press. То есть понятно, что Скотт - это вам не Бэтмен какой-нибудь. Кроме того, потенциальная аудитория фильма Райта - это особенные зрители. Они не умнее и не избирательнее всех остальных, просто у них головы забиты вполне определенными вещами (довольно бессмысленными с точки зрения подавляющего большинства людей). Они знают, кто такая Зельда и что такое Final Fantasy, а также испытывают приливы радости, услышав аккорды из песен Broken Social Scene.

"Скотт Пилигрим" не окупился в прокате, но назвать картину провальной как-то язык не поворачивается. Ведь целевая-то аудитория осталась довольна. А Эдгару Райту, видимо, стоит дать медаль за храбрость.

Как приручить дракона

Студия DreamWorks Animation сняла лучший мультфильм года. Главный герой ленты - юный викинг по имени Иккинг. Его племя проживает в местности, где водятся драконы разной степени опасности. Пока соплеменники Иккинга охотятся на этих пресмыкающихся, мальчик заводит дружбу с одной из рептилий. Этот мультфильм отлично смотрится в формате 3D. В частности, сцены полета на драконах у DreamWorks Animation получились не менее захватывающими, чем в "Аватаре", пускай и не такими реалистичными.

РЭД

Боевик об агентах ЦРУ, уже вышедших на пенсию, но в результате некоторых неприятных событий вынужденных вернуться в строй. То есть правильнее было бы сказать - взяться за старое. Дело в том, что обратно в ЦРУ пенсионеров не зовут. Напротив, управление отправляет одного из молодых сотрудников "грохнуть" заслуженных агентов. Сюжет, может, не самый оригинальный, но фильм "РЭД" подкупает актерским составом: в перестрелках принимают участие Хелен Миррен, Джон Малкович и Брюс Уиллис.

В 2010 году на экраны выходил еще один боевик, заманивавший зрителей в кинотеатры большим числом звездных имен на афишах. Речь, разумеется, о "Неудержимых" Сильвестра Сталлоне. У Слая, напомним, снялись Микки Рурк, Джейсон Стэтхэм, Джет Ли, Дольф Лундгрен и (в эпизодических ролях) тот же Уиллис с Арнольдом Шварценеггером. "Неудержимые" - это, пожалуй, лента для тех, кто сильно скучает по безумным боевикам 80-х. "РЭД" - фильм для тех,кто просто хочет посмотреть неплохое кино.

Доброе утро

Беззлобная комедия о том, как делаются утренние развлекательные телешоу. Без каких-либо сногсшибательных подробностей, позволяющих взглянуть на эти программы под другим углом, зато с Харрисоном Фордом в главной роли. "Доброе утро" вряд ли войдет в чей-либо список лучших фильмов года, но вот в номинации "комедия" он приза вполне заслуживает. Правда, в широкий прокат в России эта лента выйдет только в середине января 2011 года.

Трон: Наследие

Это, пожалуй, победитель в номинации "максимальное расходование бюджетных средств". На "Наследие" потратили 170 миллионов долларов, и это заметно. События фильма, напомню, развиваются по большей части в виртуальной вселенной, населенной антропоморфными программами. Мир внутри компьютера выполнен в трех цветах - синем, оранжевом и черном. Но несмотря на такую достаточно бедную палитру почти каждый кадр выглядит впечатляюще - хоть помещай в рамку и вешай на стену. А про сюжет и сценарий "Трона" давайте лучше говорить не будем. В конце концов, никто же и не ждал каких-то откровений от сиквела к диснеевскому фильму почти 30-летней давности.

Путь воина

Главное недоразумение года. В сюжете присутствуют ковбои, ниндзя, клоуны-алкоголики и годовалый ребенок. Авторы сценария уделили пристальное внимание нецелевому использованию пищи: в одной из сцен антагониста калечат при помощи жареной картошки, в другой врага убивают мороженой рыбой. Во время финальной схватки со злом с неба сыпятся лепестки сакуры - при том, что события вообще-то развиваются где-то в пустыне в Северной Америке.

Скайлайн

А это, допустим, худший фильм года. "Скайлайн" братьев Штраус - что-то вроде "Монстров" наоборот. То есть речь вроде бы о том же - о нашествии космических щупалец. Правда, бюджет у "Скайлайна" - что-то в районе десяти миллионов, примерно в 20 с лишним раз больше той суммы, которую Эдвардс потратил на свою картину. Только вот пришельцы братьев Штраус не вызывают никаких эмоций. К сожалению, создатели "Скайлайна" анонсировали продолжение, хотя о сиквеле можно было бы догадаться уже по выходящей за все грани разумного концовке первого фильма.

Культура20:3517 ноября

Упавшая звезда

Песни Евгения Осина знает вся страна. Он умер в безвестности и нищете