В 2018 году РЖД запустит в России первый по-настоящему высокоскоростной поезд. Руководство "Скоростных магистралей", дочерней компании РЖД, которая занимается развитием проекта, обещает, что билет на поезд по маршруту Москва - Санкт-Петербург будет стоить 100 долларов. При этом поездка в один конец займет два с половиной часа, что в полтора раза быстрее, чем на курсирующем с 2009 года "Сапсане".
Единственная действующая сейчас в России скоростная (но не высокоскоростная) трасса Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород скоростной может называться лишь с натяжкой. Во первых, этот маршрут изначально не был предназначен под скоростное движение поездов. Октябрьская дорога перегружена обычными поездами и электричками, а населенные пункты облепили ее со всех сторон. Все это, учитывая изгибы самой магистрали, не позволяет наладить на ней по-настоящему скоростное движение - сейчас скорость "Сапсана" не превышает на этом участке 250 километров в час.
В 2010 году "Скоростные магистрали" начали готовить проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Петербург (ВСЖМ-1). Магистраль ВСЖМ-1 протяженностью 660 километров пройдет через Новгородскую, Тверскую, Московскую и Ленинградскую области, а время в пути составит 150 минут. Для сравнения, "Сапсан" преодолевает отрезок между Москвой и Петербургом за 230-270 минут.
Газета "Московские новости" пишет, что сейчас "Скоростные магистрали" согласовывают финансовые условия строительства будущей дороги с Минфином и Минтрансом. В качестве наиболее вероятного маршрута скоростной трассы рассматривается "Западный вариант", который проходит несколько южнее действующей Октябрьской дороги. Предполагается, что в декабре 2011 года РЖД объявит международный тендер на строительство ВСЖМ-1.
Гендиректор "Скоростных магистралей" Денис Муратов в 2010 году назвал среди потенциальных претендентов на участие в тендере управляющие компании немецких (DB), французских (SNCF) и испанских (RENFE) железных дорог, которые уже имеют опыт строительства и эксплуатации такой инфраструктуры. Предполагается, что ВСЖМ-1 вступит в строй в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года.
"Скоростные магистрали" рассчитывают, что в год поезда высокоскоростной трассы будут перевозить от 8 до 12 миллионов пассажиров. Для сравнения, "Сапсаны" за первый год перевезли 1,86 миллиона пассажиров, а вся Октябрьская железная дорога за тот же срок - 21,9 миллиона человек на поездах дальнего сообщения. При этом "Сапсан" оказался самым прибыльным проектом РЖД в сегменте пассажирских перевозок.
Источники газеты "Ведомости" указывают, что за год "Сапсан", более удобный вид транспорта на этом отрезке, забрал у авиакомпаний, летавших между Петербургом и Москвой, около 30 процентов пассажиров. Авиаперевозчиков не спасают даже низкие расценки на возвратные рейсы Москва - Петербург, которые в экономклассе зачастую оказываются дешевле билета на "Сапсан" в один конец. В случае, если расчет РЖД будет верен, то их новый проект полностью монополизирует скоростное сообщение между двумя столицами.
Проезд по ВСЖМ-1 в одну сторону обойдется клиенту, как полагают "Скоростные магистрали", в 100 долларов. Сейчас оценка стоимости билета привязана к ценам на "Сапсаны" (в вагонах экономкласса "Сапсана" билет стоит 66-126 долларов по текущему курсу), но более точно она будет определена после тендера по выбору концессионера.
Стоимость проекта ВСЖМ-1 "Скоростные магистрали" оценивают в 500–700 миллиардов рублей. Для реализации проекта Россия заключит с управляющей компанией многолетний контракт на весь комплекс работ, связанных с проектированием, строительством, финансированием и содержанием объекта. При этом концессионер, который возьмется за проект, хотя и получит взнос от государства (50 процентов от стоимости строительства), должен будет на стадии строительства использовать собственные средства и привлекать внешнее финансирование. Кроме того, России предстоят еще и затраты на приобретение подвижного состава.
Но сумма строительства ВСЖМ-1, озвученная "Скоростными магистралями", не является окончательной. Государству через государственного партнера еще предстоит выкупить под проект землю, на что, как указывал ранее "Коммерсантъ", придется потратить более миллиарда евро.
Строительства отдельных вокзалов запуск ВСЖМ-1 не потребует, но реконструкции избежать не удастся. Коснется она, понятное дело, в первую очередь Ленинградского вокзала в Москве. Нынешние его площади не предназначены для приема дополнительных миллионов пассажиров в год, а спуски в метро уже сейчас больше похожи на Ходынку, а не на очередь к эскалатору.
Помимо ВСЖМ-1 железнодорожники намерены построить высокоскоростные ветки между Самарой и Казанью, а также Москвой и Екатеринбургом с промежуточными остановками в Нижнем Новгороде и Казани. Общая протяженность высокоскоростных линий превысит 3 тысячи километров. Планы РЖД, даже учитывая скромный объем работ, являются для монополии, тормозящей со строительством высокоскоростной инфраструктуры, весьма значительными.
До сих пор все попытки создать действительно быстрые железные дороги в России проваливались. Так, первый проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Петербург затевался еще в 1987 году, но из-за перестройки не был реализован. Начиная с 1991 года было озвучено сразу несколько проектов, которые должны были окончиться постройкой ВСМ. Но ни один из них не увенчался успехом. В частности, российскому проекту по созданию магистрали и специального поезда для него, который двигался бы со скоростью 350 километров в час, помешал кризис 1998 года.
Какие именно поезда будут курсировать по высокоскоростной магистрали, пока неизвестно. Валентин Гапанович, старший вице-президент РЖД, отмечал, что все основные игроки рынка скоростных перевозок - Alstom, Siemens, Bombardier - работают сейчас над созданием новых поездов. В результате, уже через четыре года появятся принципиально новые подвижные составы. При этом Гапанович отмечал, что в перспективе производство высокоскоростных поездов можно будет наладить и в России, где на Урале в партнерстве с Siemens вскоре начнут собирать "Ласточки" (скоростные электрички на базе модели Desiro, которые будут использоваться для перевозки участников Сочи-2014).