Предвыборный финал Таджикистан отпустил задержанных летчиков

В истории с пилотами компании Rolkan, задержанными и осужденными в Таджикистане, наступил ожидаемый финал. Приговор обоим летчикам пересмотрен, они освобождены в зале суда. Давлению России, требовавшей пересмотреть приговор (требование касалось прежде всего Владимира Садовничего, который имеет гражданство РФ, хотя в итоге был освобожден и его коллега - гражданин Эстонии Алексей Руденко), среднеазиатское государство смогло сопротивляться лишь несколько недель.

Скандал вокруг пилотов совпал по времени с кампанией по выборам в Госдуму РФ. Совпадение вышло примечательным, учитывая, что пилоты были задержаны таджикскими властями еще в марте (после прилета из Афганистана, где они занимались перевозкой гуманитарных грузов) и с тех пор содержались под стражей. Суд над ними начался в октябре - примерно тогда же история привлекла внимание российских СМИ. В начале ноября пилоты были осуждены, и вот теперь - когда до выборов российского парламента осталось менее двух недель - их освободили.

Учитывая, что приговор летчикам был вынесен примерно за месяц до дня голосования, российские власти получили достаточно времени для "асимметричных ответов", а политики, - как от партии власти, так и от других партий, претендующих на места в Госдуме, - достаточно времени для пиара.

Теперь же российская власть (и выступающая от ее лица на выборах "Единая Россия") продемонстрировала избирателю, что при необходимости может защитить своего соотечественника, попавшего в беду за рубежом.

К российскому МИДу и посольству РФ в Таджикистане в связи с этой историей было много упреков. Дипломатов винили в том, что дело вообще дошло до приговора. По утверждению "Коммерсанта", до начала суда "судьбой Владимира Садовничего дипломаты не интересовались". Представитель компании Rolkan рассказывал, что ее генеральный директор обращался в посольство РФ еще полгода назад - "простоял у посольства трое суток, но не добившись приема, опустил свою жалобу в ящик для писем и улетел в Москву" (в самой дипмиссии это отрицали).

"Они [сотрудники посольства РФ в Душанбе] уверяли, что держат руку на пульсе, - заявлял друг россиянина Александр Сухоруков, который присутствовал на суде. - Во вторник привезли сюда митрополита Среднеазиатского владыку Викентия... На камеру все красиво сняли. Наверное, это и есть их реальная помощь. Это же чистый пиар и больше ничего".

Оправдываясь, дипломаты заявляли, что, мол, хотели решить вопрос "по-тихому" и поэтому не поднимали шума и что теперь (после того, как пилоты попали в тюрьму) позиция изменится. Теперь, как объявил "Коммерсанту" источник на Смоленской площади после приговора, Москва намерена задействовать для вызволения соотечественника "весь арсенал средств - кроме пока 201-й дивизии" (речь идет о российских войсках, расквартированных в Таджикистане).

Возможно, из попыток освободить Садовничего "по-тихому" рано или поздно что-нибудь бы и вышло. Освободили же, к примеру, в свое время узбекские власти российского военного пенсионера Юрия Корепанова, осужденного в Узбекистане за "измену родине". Россиянин был выпущен на свободу вскоре после того, как президент РФ Дмитрий Медведев посетил Ташкент и встретился с Исламом Каримовым. Однако к моменту освобождения Корепанов полгода провел за решеткой и вдобавок, находясь в заключении, перенес инфаркт. А после "тихого" освобождения пенсионер застрял в Узбекистане еще на несколько месяцев - власти тянули с возвратом документов, необходимых ему для выезда из страны.

В случае с Таджикистаном открытое давление на республику принесло плоды гораздо быстрее. И при этом выглядело гораздо эффектнее.

То, что таджикские власти рано или поздно будут вынуждены уступить, было очевидно. Достаточно было учесть, что в России проживают более миллиона граждан Таджикистана, а денежные переводы, поступающие в республику от мигрантов из РФ, превышают ВВП страны. И хотя облавы на мигрантов уже последовали (сопровождаемые антитаджикской кампанией в российских СМИ), до масштабной депортации таджикских граждан дело все же не дошло (по данным миграционной службы республики, в период с 11 по 16 ноября из России были выдворены около 50 граждан Таджикистана).

Пикет у посольства Таджикистана в Москве. Фото РИА Новости, Андрей СтенинПикет у посольства Таджикистана в Москве. Фото РИА Новости, Андрей Стенин

В целом Москва успела реализовать лишь часть озвученных угроз. Республике помимо прочего пригрозили временным запретом на прием таджикских трудовых мигрантов в РФ и ввоз ее сельхозпродукции в Россию. Для полноты картины было предложено послать в Таджикистан российский спецназ.

Готовность уступить в Душанбе продемонстрировали уже через неделю после приговора. 15 ноября стало известно, что приговор Садовничему и Руденко опротестован в суде - за пилотов при этом вступилась прокуратура Хатлонской области, представитель которой ранее выступал гособвинителем и требовал для них по 13 лет тюрьмы каждому. Его коллега заявил журналистам, что прокуратура просит суд смягчить наказание - "учитывая личности осужденных и то, что они являются гражданами стран - стратегических партнеров Республики Таджикистан".

Заявление, кстати, было сделано на следующий день после того, как о возможном запрете (пусть и временном) на трудовую миграцию из Таджикистана заявил главный санитарный врач России Геннадий Онищенко.

Вопрос заключался лишь в том, каким образом власти Таджикистана могут освободить пилотов и сохранить при этом лицо (насколько это возможно в сложившейся ситуации). Очевидно, речь не шла о полном оправдании осужденных. В этом случае власть, утверждавшая, что приговор был законным и обоснованным, а позднее поддавшаяся на угрозы Москвы, просто опозорилась бы. В итоге, как и ожидал их адвокат, пилотам были сокращены сроки заключения, вдобавок к ним применили амнистию. В результате этих манипуляций получилось, что летчики отсидели столько, сколько нужно - так что их уже можно освободить.

Обвинения при этом с пилотов сняты не были. Что касается двух самолетов Ан-72, на которых Руденко и Садовничий прилетели в Таджикистан (и которые были конфискованы по решению суда первой инстанции), то решение об их конфискации остается в силе.

Остается еще дело против руководства компании Rolkan, в которой работали Садовничий и Руденко. Гендиректора компании Сергея Полуянова, как сообщалось, правоохранительные органы Таджикистана обвиняли в причастности к контрабанде и нарушению границы (имеется в виду нарушение границы двумя самолетами компании; аналогичные обвинения были предъявлены пилотам). Это дело, как сообщили в кассационной коллегии суда, приостановлено.

Едва ли, впрочем, Rolkan в споре с таджикскими властями (если он будет продолжен) сможет получить от Москвы такую же поддержку, какую получил пилот Садовничий. В первоначальных сообщениях об истории с задержанными летчиками она упоминалась как "российская авиакомпания", затем, однако, выяснилось, что и не "российская" (Rolkan зарегистрирована на Виргинских островах), и не "авиа-" (она не имеет сертификата на международные полеты, а имевшиеся самолеты сдавала в аренду компании Aerospace Consortium, которая формально и занималась перевозками). "Известия" выяснили также, что срок эксплуатации самолетов, на которых летали Садовничий и Руденко, истек еще в 1999 году и что завод "Антонов" в связи с этим пытался довести до Международной организации гражданской авиации информацию о том, что летать на этих машинах запрещено.

В компании пытались переложить вину за скандал на некоего международного афериста (который, как уверял представитель Rolkan, вступил в сговор с таджикскими чиновниками, чтобы отобрать самолеты). Затем, правда, компания зачем-то подала в суд на московские власти, потребовав в общей сложности более 15 миллионов рублей. Предмет иска пока неизвестен. Но в любом случае сомнительно, чтобы Rolkan на этом фоне мог рассчитывать на поддержку со стороны российского руководства.

А в партии власти тем временем празднуют победу. "Ситуация с освобождением российского летчика в Таджикистане еще раз показала, что защита интересов граждан России для государства всегда была и остается превыше всего", - заявил секретарь президиума генсовета "Единой России" Сергей Неверов. "Чтобы этого [освобождения пилотов] добиться, - добавил он, - потребовались жесткая позиция президента страны, лидера предвыборного списка "Единой России" Дмитрия Медведева, слаженная работа министерства иностранных дел". Комментарий незамедлительно поступил и из Кремля: пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова заявила журналистам, что ситуация "была на контроле у президента" и что "по его поручению... были предприняты все меры по защите прав российского гражданина". А в твиттере главы высшего совета ЕР Бориса Грызлова появилось заявление, что освобождение летчиков - это "успех дипломатии, в том числе и парламентской".

Комментариев от Геннадия Онищенко пока, вроде бы, не поступало. Впрочем, хвастаться ему, в общем-то, и незачем: хотя бы потому, что значимость главного санврача в подобных ситуациях и так всем известна. Да и в выборах он не участвует - напрямую, по крайней мере.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше