Инвесторы начали платить сразу полудюжине европейских стран за то, чтобы разместить средства в их краткосрочных облигациях. Участники рынка таким образом спасаются от неопределенности, порожденной европейским долговым кризисом. В то время как эта ситуация предоставляет отличные возможности для наиболее успешных стран валютного союза рефинансироваться, да еще и с выгодой для себя, она же показывает зыбкость нынешнего равновесия в еврозоне.
19 июля Германия вновь сумела реализовать на аукционе свои облигации с отрицательной ставкой - инвесторам придется выплатить немецкому финансовому ведомству 0,06 процента годовых за право держать бумаги. Происходит это уже не в первый раз - разница лишь в том, что сейчас речь идет о двухлетних обязательствах, которые уже можно назвать среднесрочными. Раньше доплачивать приходилось лишь за облигации со сроком погашения в несколько месяцев.
Вообще говоря, ситуация, когда инвестор теряет деньги, приобретая долговые инструменты (особенно государственные) является распространенной. Дело в том, что ставки по бумагам могут быть ниже показателей инфляции. В последние десять лет явление стало особенно частым. Однако сейчас, одновременно с замедлением инфляции, и сами ставки перешли в отрицательную зону в абсолютном выражении.
Швейцария -0,38 процента
Дания -0,31 процента
Германия -0,06 процента
Франция 0,12 процента
Италия 3,6 процента
Испания 4,97 процента
Португалия 9,85 процента
В Германии такое положение возникло раньше других стран, что не удивительно, учитывая, что немецкие облигации всегда считались эталонными. К лету 2012 года к ней присоединились еще несколько стран - Дания, Швейцария, Финляндия, Нидерланды и Австрия. На этой неделе доплачивать стали за бумаги европейского стабфонда, а также за трехмесячные обязательства Бельгии. Последнее выглядит достаточно странно, с учетом того, что эта страна является одной из наиболее тяжело обремененных долгами, а кроме того, переживает ставший уже перманентным политический кризис.
Однако в целом направление мыслей инвесторов понятно. Для консервативных вложений акции сейчас не подходят совершенно точно. То же самое можно сказать и об облигациях менее надежных стран. Поэтому банки, частные инвесторы и даже государства готовы потерять в проценте, но сохранить большую часть своих средств. Все прочие инструменты таких гарантий не дают.
Катализатором данного процесса выступило решение ЕЦБ понизить базовую ставку. Обычно такие действия подогревают интерес инвесторов к рискованным вложениям, но в данном случае все вышло с точностью наоборот: рынок воспринял это как сигнал, что дела еврозоны действительно плохи. И принялся скупать инструменты, которые могут защитить вложения от усиливающейся угрозы дефолтов и обвала котировок.
С одной стороны, подобное положение дел должно радовать власти "надежных" стран. Занимать средства бесплатно, а тем более получать за это вознаграждение - мечта любого должника. Это позволяет легко рефинансировать любые расходы и при этом несколько сокращать объем национального долга (или как минимум замедлять его рост).
Обратная сторона медали заключается в том, что обязательства менее благополучных стран - тех же Италии и Испании - увеличивают свою доходность. Из чего следует, что окно возможностей по привлечению средств на открытом рынке для них постепенно закрывается и теперь уже успешные страны должны искать способы поддержки своих "бедных родственников", иначе дефолты и распад еврозоны неизбежны.
Между прочим, одной из причин, почему инвесторы покупают бумаги Германии, Нидерландов и других стран с крепкими финансовыми показателями, является именно неуверенность в судьбе евро. По сути держатели долгов закладываются на распад еврозоны и возвращение к старым валютам. Ведь если евро будет заменен на немецкую марку, ее курс, как считают большинство аналитиков, тут же взлетит. Таким образом, инвесторы теряют в процентах, но могут выиграть значительно более крупную сумму на курсовой разнице.
Та же ситуация складывается и со странами, которые в еврозону не входят - то есть, Данией и Швейцарией. Сейчас они привязали свои валюты к евро, но если с последним что-то случится, крона и франк резко подорожают. В результате покупатели облигаций вновь получают значительную прибыль.
Сама по себе скупка облигаций Германии и других североевропейских стран опасна для общего состояния еврозоны, так как деньги вымываются с рынков и проценты по облигациям той же Испании продолжают расти. Каким образом регуляторы смогут развернуть эту тенденцию - пока не ясно. Опять-таки, фрагментированность еврозоны играет здесь ключевую роль. Государства могут сколько угодно договариваться между собой о новых программах помощи, но в первую очередь каждый желает спастись сам и при этом получить максимальную выгоду.