Спустя 152 года после того, как скончалась бородатая женщина Юлия Пастрана, ее мумифицированные останки будут переданы на родину, в Мексику, где их, наконец-то, ждет захоронение. Современники называли Юлию "женщиной-обезьяной" из-за того, что все ее тело было покрыто густыми волосами, а на лице, которое напоминало морду гориллы, росла борода. На протяжении почти двух десятилетий ее возили по Европе и Америке и выставляли на публику как диковинное животное, а толпы людей в просвещенных столицах валом валили, чтобы увидеть редкое "чудовище".
Лишь в XX веке стало понятно, что ее уродство было вызвано болезнью, но в XIX столетии находчивые хозяева-импрессарио перекупали Юлию друг у друга, чтобы выставлять напоказ за деньги, следуя моде на демонстрацию всевозможных уродств. Ею заинтересовался сам Чарльз Дарвин, а сторонники теории эволюции считали, что она является "потерянным звеном" между обезьяной и человеком. И все же удивительное жизнеописание этой женщины-урода говорит о том, что чудовищами на самом деле были все действующие лица этой истории, кроме нее самой. Впрочем, называть окружавших ее людей монстрами было бы все-таки преувеличением: таковы были нравы того времени, да и в XX столетии люди продолжали выставлять напоказ останки Юлии и ее умершего в младенчестве сына, собирая с публики деньги за билеты.
Лишь в августе 2012 года было принято решение о том, что университет Осло, в котором мумия хранилась на протяжении 15 лет под предлогом необходимости ее научного изучения, должен передать ее мексиканским властям для предания земле. После запроса от журналиста мексиканской газеты Reforma, Департамент образования и науки Норвегии выяснил, что останки Пастраны так и не были исследованы, и попросил университет оценить степень необходимости их изучения. Департамент постановил, что если никакие научные работы проводить не надо, мумию женщины необходимо захоронить. 4 июня Национальный комитет Норвегии по анализу исследований человеческих останков опубликовал заявление, в котором призвал власти предать земле Юлию Пастрану. Авторы ссылались на общие этические принципы уважения к человеку, а также предположили, что воспитанная в католической традиции Юлия должна быть похоронена по христианскому обряду.
В заявлении подтверждаются основные факты биографии женщины и диагноз болезней, вызвавших ее уродство. Причиной ее необычной, жутковатой внешности был гипертрихоз - заболевание, сопровождающееся ростом волос по всему телу, в том числе, на лице, а также гиперплазия (избыточный рост тканей). Следствием этой болезни стало то, что уши, нос и челюсти Юлии были очень крупными, а зубы - иррегулярными: врожденное уродство сделало ее похожей, скорее, на обезьяну, чем на человека. Рост ее составлял около 150 сантиметров, что, в принципе, является нормой для человека, и у нее было совершенно нормальное телосложение. Ученые из Осло подтвердили, что она родилась в 1834 году в семье мексиканских индейцев, однако документальные свидетельства о ее жизни появляются лишь в 1854 году - в этот момент она была впервые выставлена на всеобщее обозрение в Нью-Йорке.
По словам врача и историка медицины из Университета Кардиффа Яна Боденсона, написавшего книгу о Пастране, 20-летнюю Юлию открыл миру американец М. Рейтс (M. Rates). Девушка работала прислугой в доме губернатора мексиканского штата Синалоа. Увидев ее, Рейтс понял, что на ней можно неплохо заработать. В Нью-Йорке, куда он привез ее, Юлия привлекла внимание не только зевак, но также журналистов и ученых, которые проводили научные исследования, пытаясь объяснить причины ее необычной внешности. Профессор Александр Мотт (Alexander Mott) назвал ее "самым удивительным из существующих созданий", а доктор С. Брaйнерд (S. Brainerd) даже заявил, что она являет собой отдельный новый вид. Пока ученые спорили, девушку - с нехитрой целью наживы - перекупали друг у друга "импрессарио", которых, по всей видимости, можно смело назвать "хозяевами".
Несмотря на уродство, Юлия отличалась грациозностью, кроме того, она пела и танцевала. Есть свидетельства того, что на одном из военных балов она танцевала с офицерами. Многие также отмечали, что у нее приятный мелодичный голос. Помимо своего родного языка, она владела английским и испанским, ей нравилось путешествовать, готовить и шить. Во время ее "турне" по Европе власти Германии запретили выставлять ее, и после этого она играла в театре, закрыв лицо маской, до тех пор пока обман не раскрылся. О Юлии писали, что она хорошо воспитана, дружелюбна, обладает тягой к знаниям и вполне охотно разрешает ученым проводить над ней исследования. Тем не менее, все это время продолжались дебаты относительно того, каким животным она являлась.
Эти споры получили новое развитие в Лондоне, куда ее привез новый владелец по имени Теодор Лент (Theodor Lent). В книге "Викторианское чудо: Юлия Пастрана, бородатая и волосатая женщина", ее авторы Дж. Браун (J. Browne) и С. Мессенджер (S. Messenger) утверждают, что девушка приехала в британскую столицу вскоре после публикации скандальной работы Чарлза Дарвина "Происхождение видов" и в связи с этим некоторые сторонники теории эволюции называли ее "потерянным звеном" между обезьяной и человеком. Сам Дарвин тоже обратил на нее внимание, она даже упоминается в его работе "Изменение животных и растений в домашнем состоянии" (1868) как "испанская танцовщица, у которой росла густая борода, как у мужчины".
Считается, что руки бородатой барышни добивались десятки поклонников, сама она утверждала, что отвергла предложения руки и сердца по меньшей мере 20 претендентов. Возможно, именно для того, чтобы снять вопрос о браке и сохранить источник дохода, ее менеджер Лент женился на ней в 1857 году. Однако, судя по всему, у Лента были и другие помыслы - через два года выяснилось, что Юлия беременна.
Перед этим она успела посетить с "гастролями" Россию, где Юлия произвела фурор. В книге "Тайны XX века" писатель Геннадий Черненко приводит слова знаменитого русского актера Василия Далматова: "Я видел ее еще в детстве, в цирке, где она появилась в качестве певицы и танцовщицы, в коротком платье с декольте. Я помню даже ее горловые звуки и английские слова. Помню, как она напугала меня, когда ее водил импресарио по барьеру огромного цирка, и она, поравнявшись с нашей ложей у барьера, вздумала приласкать меня". Писатель также приводит сообщение газеты "Ведомости московской городской полиции": "В саду "Эрмитаж" в четверг, 3 июля, большой увеселительный и музыкальный вечер, в котором прибывший в сию столицу известнейший феномен мисс Юлия Пастрана в первый раз будет иметь честь явиться пред московскою публикой. Цена за вход 1 рубль 50 копеек серебром с персоны. Дети платят половину".
Черненко также цитирует статью петербургской газеты "Северная пчела", в которой утверждалось: женщина является жертвой каприза природы, ставшей игрушкой в руках жадных корыстолюбцев. Газета также сообщала, что даже изображения ее служат источником дохода: "Портреты Пастраны так распространены, что едва ли найдется постоялый двор между двумя столицами, где бы не было вывешено ее лицо". В саду "Эрмитаж" московская публика, точно так же, как перед этим американская и европейская, толкалась и давилась, чтобы увидеть выставленную напоказ "женщину-обезьяну". Юлия Пастрана приобрела в России такую известность, что о ней даже упомянул Лев Толстой в рассказе "Поликушка".
Впрочем, вскоре ее злосчастная карьера оборвалась трагическим образом, причем именно в России. В марте 1860 года она родила ребенка, который унаследовал ее волосатость и неправильное строение лица. Она скончалась от послеродовых осложнений через пять дней после родов, ее сын умер спустя несколько часов после рождения. Однако ее муж решил, что смерть несчастной женщины не является достойным поводом для того, чтобы перестать на ней зарабатывать. Теодор Лент передал трупы жены и сына профессору Московского университета Суколову, который забальзамировал их доселе неизвестным способом: в отличие от египетских мумий, останки сохранили цвет и форму и в целом выглядели вполне натурально.
Лент продолжил "гастролировать", на этот раз выставляя мумии. К этому чудовищному турне присоединилась женщина, очень похожая на Юлию, которой он дал имя Зенора. Видимо, она страдала теми же болезнями. В 1880 году они поселились в Петербурге и открыли музей восковых фигур. В конце жизни Лент сошел с ума - он закончил свои дни в психиатрической лечебнице. Но мрачная история Юлии не прекратилась и с его смертью. Мумиями Пастраны и ее сына завладела Зенора, передавшая их в Германию, где их выставляли на множестве ярмарок. Затем они попали в Вену и на протяжении нескольких десятилетий переходили из рук в руки, пока в 1990 году не обнаружилось, что они находятся на хранении в Институте судебной медицины в Осло. Коллегия Университета Осло еще в 1994 году рекомендовала предать земле останки Пастраны, взяв образцы ДНК для дальнейших исследований. Потребовалось почти 20 лет для того, что этот призыв был наконец-то услышан.