Новости партнеров

Транс по-латвийски

В Риге решают, могут ли мальчики быть девочками и наоборот

В сентябре под патронажем Министерства благосостояния Латвии в республике были выпущены книги о равноправии полов - "День, когда Карлис был Карлиной" и "День, когда Рута была Рихардом". Эти пособия, тиражом 500 экземпляров каждое, являются переводом с датского оригинала, созданного по заказу Министерства по равноправию Дании. Затраты на печать книг составили 6400 латов, которые выделил Северный совет министров. И хотя подобный проект реализуется также в Эстонии и Литве, только в Латвии появление пособий вызвало крупный скандал, в который оказались вовлечены и правительство, и парламент.

Изначально предполагалось, что пособия будут использоваться в дошкольных учебных заведениях. По замыслу чиновников из Минблаго, совместное чтение таких изданий поможет детишкам понять, что в сущности между мальчиками и девочками нет никакой разницы, если не вдаваться в физиологические подробности. В пособиях, в частности, обсуждаются вопросы о том, "приемлемо ли для девочек играть в футбол" и "должны ли стыдиться мальчики, которым хочется играть в куклы", а также "всем ли девочкам нравится розовая одежда, а мальчикам - темная".

Помимо пособия для юных читателей Министерство анонсировало и выпуск методички для воспитателей детсадов с не менее интригующими названием - "Садики, где есть место Пеппи-Принцам и Пират-Принцессам". Ознакомившись с этим изданием, педагоги, как полагают чиновники, смогут "отказаться от застарелых стереотипов о способностях, навыках и половом поведении мальчиков и девочек".

Реакция на Пеппи-Принцев и Карлисов-Карлин не заставила себя долго ждать - на следующий день после сообщения о выходе пособий 54 общественные организации Латвии направили в правительство страны гневное послание, в котором, в частности, подвергалась сомнению компетенция руководства Министерства благосостояния. Возмущенные появлением "тенденциозных" и "подрывающих идею гендерной идентичности" материалов, общественники потребовали привлечь к ответственности всех, кто участвовал в подготовке и распространении пособий, а также рассмотреть вопрос об отставке министра благосостояния Илзе Винкеле.

Последняя в свою очередь увидела в письме общественников закоснелость, доставшуюся латвийцам от советских времен. "У нас, как в постсоветском обществе, существуют стереотипы: женщины должны убираться по дому, воспитывать детей. И мы своих детей с младенчества приучаем к стереотипным ролевым понятиям. И в будущей жизни это детям никак не помогает. Мы хотим рассказать малышам, что розовую майку могут надеть не только девочки, но и мальчики. И постоять за себя может не только мальчик, но и девочка", - пояснила Винкеле.

В поддержку министра выступила и парламентская фракция правящей правоцентристской партии "Единство". Как заявила заместитель председателя фракции Лолита Чигане, "людям со старомодными и стереотипными взглядами удастся даже в "стоп-знаке" рассмотреть что-то неприемлемое". По словам Чигане, ее партия выступает категорически против отставки министра, считая содержание упомянутых детских книг совершенно нормальным. А вот представитель Союза "зеленых" и крестьян Улдис Аугулис, отметив, что Винкеле сама должна решать, как реагировать на требование об отставке, добавил, что все же было бы неправильно, если бы министры-мужчины приходили на заседания кабмина в платьях, а министры-женщины - в костюмах и галстуках.

Немедленно с оценкой пособий выступили и различные эксперты, и тональность их заявлений была в основном критической. Так, психолог латвийской организации "Мамин клуб" Алика Сорокина назвала саму идею равнять мальчиков и девочек абсурдной, поскольку задача педагогов в том и заключается, чтобы объяснить детям разницу в поведении мужчин и женщин. "Это невежество ведет к одному - к деградации людей и деградации института семьи. Хотим мы или нет, но мы родились в определенном теле - женском или мужском - и выполняем определенную функцию в обществе. Мы не можем быть равными, у нас разные функции", - заключила психолог. Ее коллега Диана Занде, напротив, считает, что скандальные книги могут стать хорошим подспорьем как для детей, так и для родителей и помогут "воспитать полноценных членов общества".

Наряду с однозначной критикой пособий звучали и более осторожные голоса, призывающие сначала обсудить вопрос с самими родителями детей, а уж потом что-то запрещать или требовать чьей-то отставки. Тем временем в начале октября еще 30 общественных организаций присоединились к обращению "в поддержку традиционных семейных ценностей". "Общество выступает за такое образование в садиках, при котором уважается личность ребенка, половая идентичность и вовлечение родителей в процесс обучения", - было сказано в их заявлении. Одновременно исследователь общественно-политического центра Providus Линда Цурика и директор "Общества за открытость Delna" Кристап Петерманис составили петицию в защиту пособий и начали собирать подписи против "мракобесия" - именно так назвала Илзе Винкеле требования общественников о ее отставке.

В защиту "Карлины, ставшей Карлисом" выступил и латвийский омбудсмен Юрис Янсонс. Комментируя высказывания о том, что пособия, дескать, грозят разрушить все латвийское общество, правозащитник отметил, что данные издания "побуждают сломать стереотипы о ролях полов и укрепить равноправие". "Мы не можем согласиться с тем, что публикация и распространение этой книги нарушает правовые акты Латвии и угрожает основам государства", - подчеркнул омбудсмен.

Одним из главных критиков пособий - тем самым, который заявил об угрозе латвийской государственности, - стал депутат Рижской думы Янис Шмитс. По его мнению, Министерство благосостояния следует переименовать в Министерство гомосексуализации общества, которое занимается тем, что навязывает Латвии "философию трансперсон". Нашлись у Шмитса сторонники и в правящей партии. Парламентарий от "Единства" Ингуна Рибена поддержала критику министра, указав на то, что пособия рассказывают на самом деле не о равноправии полов, а о смене пола. "Возникает вопрос: это случайная ошибка или осознанный обман избирателей? Думаю, партия и лично министр Винкеле должны на него ответить. Иначе многие избиратели, которые на последних выборах отдали голос "Единству", почувствуют, что ошиблись", - заявила Рибена, после чего поползли слухи, что пошедшего против политики партии депутата могут исключить из рядов "Единства".

Пока политики и эксперты обменивались замечаниями, в детских садах воспитанникам потихоньку начали рассказывать и про Карлиса с Карлиной, и про Руту с Рихардом. В некоторых местах не обошлось без конфликтов. В детском саду "Пчелка", что в селе Кекава под Ригой, присутствовавший на презентации пособий священнослужитель (принадлежность к конфессии не указывается) подбежал к воспитательнице и сорвал с нее крестик, негодуя по поводу того, что, веруя в бога, она занимается распространением подобных книг.

В итоге вопрос о пособиях дошел непосредственно до парламента, и 23 октября, в день, когда представители 120 школ республики выразили протест против политики Министерства благосостояния, Комиссия Сейма по образованию, культуре и науке призвала премьер-министра Латвии Валдиса Домбровскиса приостановить реализацию "Плана по равноправию полов на 2012-2014 годы", в рамках которого пособия и поступили в детсады. В ходе обсуждения, которое, как свидетельствуют местные СМИ, проходило в весьма эмоциональной обстановке, депутаты обратили внимание, что акценты в предлагаемых к реализации пособиях уведены в сторону от по-настоящему серьезных проблем - воспитания семейных ценностей и тому подобного. Вместо этого авторы книг сконцентрировались на вопросе, что Карлис при большом желании может быть Карлиной.

Прижатая к стенке Винкеле вынуждена была признать, что, возможно, все дело в переводе книг, который оставляет желать много лучшего. Неточности перевода, считает министр, и послужили причиной недопонимания, а как следствие - и общественного порицания. По словам Винкеле, Латвии нужны свои книги о равноправии полов. Судя по реакции жителей республики, пока что и для этого время еще не настало.

Бывший СССР00:0415 октября

Тайные националисты

Украинцы умирали в советских тюрьмах. Они мечтали о свободе и своей державе