Мокрые штаны мгновенно высыхают

В фильмах 2012 года подсчитали ляпы

Старт "Аполлона-11"
Кадр из фильма "Люди в черном 3"

Мокрые штаны за мгновение высыхают, чистая машина становится грязной, а потом снова чистой, патронов в пистолетные обоймы влезает необоснованно много - сайт Movie Mistakes опубликовал список киноляпов в фильмах 2012 года. Чаще всего они не нарушают целостности восприятия картины - не испортил же, скажем, "Андрея Рублева" Тарковского промелькнувший в кадре автобус. В опубликованном Movie Mistakes списке больше всего как раз таких вот невинных "киноопечаток".

В "Темном рыцаре" в сцене нашествия войска злодея Бейна на Уолл-стрит в кадр попал член съемочной группы с рацией; Джеймс Бонд в фильме "Скайфолл" наливает перед телевизором в стакан граммов 50 из едва початой бутылки, а в следующем кадре она уже почти пуста; некоторые выстрелы по Черной вдове в "Мстителях" не озвучены по неясным причинам. Такие ошибки, даже найденные, могут вызвать разве что жжение в затылках ассистентов режиссеров, художников и сценаристов.

А часть ошибок можно и вовсе списать на условности кино. Например, когда Курт Коннорс из "Нового Человека-Паука" превращается в гигантского человекоподобного ящера, его лабораторный халат вырастает вслед за ним с размера М до XXL. А в фильме про агента 007 машины "Фольксваген Жук" расставлены на платформе поезда так, как не придет в голову ни одному логисту-экспедитору, - в один ряд боком друг к другу. Это противоречит и технике безопасности, и логике железнодорожных перевозок, зато позволяет экскаватору раздавить их наиболее эффектно.

И, пожалуй, совсем простительны преднамеренные неточности - например, когда одушевленный медведь в фильме "Третий лишний" разговаривает по телефону, приставив динамик трубки не к своему уху на макушке, а там, где ухо находилось бы на человеческой голове. А в сцене ареста медведь-хулиган демонстрирует камере неприличный жест, только вот пальцев-то у Теда нет, так что замазывать цензурой сложенную ожившей игрушкой фигуру было лишним. Да и скромность эта явно ложная:

А вот то, что на Рождество 1985 года в этом фильме детям подарили модель приставки NES 1988 года выпуска, - уже фактическая ошибка. Их в списке Movie Mistakes тоже немало, и больше всего их замечено в тех фильмах, где события происходят не в Америке и не в наши дни.

В первую очередь это касается исторической достоверности. В фильме "Люди в черном 3" (это абсолютный чемпион по ошибкам - 63 ляпа против 29 у "Скайфолла", занявшего почетное второе место) часть событий разворачивается в 1969 году во время запуска аппарата "Аполлон-11" на Луну. На сцену старта ракеты приходится большая часть неточностей. Мыс Кеннеди, на котором расположена взлетная площадка НАСА, упорно называют мысом Канаверал, хотя так он стал именоваться только в 1972 году. Флаги Испании, Буркина-Фасо и Папуа - Новой Гвинеи, которые полощутся у смотрового пункта, этими странами были получены также в другое время. А Луна в день своего покорения астронавтами с Земли выглядела тонким серпом, а не полной, как показано в кино - впрочем, полет на полную Луну выглядит эффектнее.

В фильме "Операция 'Арго'" действие разворачивается в 1980 году, и атмосфера тех лет воссоздана неплохо. Иногда даже слишком. К примеру, знаменитые голливудские белые буквы HOLLYWOOD показаны в кино изрядно обветшалыми. К 1970-м на символ яркой жизни "Фабрики грез" они действительно уже не тянули, однако в 1978 году их заменили на новые, так что в 1980-м обшарпанными они точно не выглядели. Герой Джона Гудмена носит классическую для 1980-х модель очков Ray Ban Clubmaster, выпущенную, однако, лишь в 1986 году. А марки на письме в сцене, когда агент Мендес звонит в ЦРУ, были напечатаны четвертью века позднее описываемых в фильме событий.

Однако более грубыми на этом фоне выглядят два других ляпа "Арго". В одной из сцен за самолетом "Боинг-747" долго гонятся полицейские машины, продолжая "дышать" самолету в сопло вплоть до самого его взлета. Такой летательный аппарат для отрыва от земли должен развить скорость не менее 160 километров в час - полицейские машины должны были бы отстать. А в сцене звонка в Лос-Анджелес, когда там время ланча, в иранской столице, показываемой параллельно, почему-то тоже день - хотя разница во времени между этими городами составляет почти двенадцать часов. Тегеран, впрочем, вообще снимали в Стамбуле.

Не слишком аутентично выглядит и Штутгарт в "Мстителях". Например, Кенигсштрассе на самом деле не исторический центр этого города, а центр шоппинга; проблесковые маячки полицейских машин в ФРГ синие, а не оранжевые. И так же, как в фильме "День независимости" ПВО РФ пугали зрителя надписями Новосйойрск и ТУЧА ФЗНАМЗНОН, немецких обывателей, вероятно, шокировала Reservierten Parken - "Зарезервированная парковка" по-немецки будет Reservierter Parkplatz.

Жители Лондона, скорее всего, тоже не узнали британских реалий в фильме "Скайфолл". Новости по "Би-Би-Си", которые смотрит Бонд, сняты не в привычной для англичан студии, да и макет экрана выглядит по-другому. Автобусы ходят не по тем маршрутам, номера которых указаны на бортах - анархия в Соединенном Королевстве! А в одной из сцен герои скатываются вниз между двумя эскалаторами, хотя на этой линии там имеются специальные конструкции - как раз для того, чтобы так никто не делал.

При этом фактических неточностей в кино о Джеймсе Бонде не так много - в основном это упомянутые ошибки постановщика вроде переобутых за секунду ботинок агента 007 в сцене с поездом. Совсем мало их и в "Новом Человеке-пауке", и в "Темном Рыцаре: Возрождении", также вошедших в лидеры рейтинга благодаря "киноопечаткам".

А вот в научно-фантастическом фильме "Прометей", в первую пятерку даже не попавшем, больше всего ляпов, связанных как раз с наукой. Выношенный главной героиней инопланетный сухопутный спрут вырастает в пустом стерильном медбоксе с размеров кошки до гигантских - Ломоносов и Лавуазье были бы возмущены. Впрочем, общего эффекта от картины, наверное, это не смазывает. Как, возможно, и то, что спираль ДНК показана в таком масштабе, что вода, в которой она плавает, должна была бы выглядеть как простые молекулы.

Не продиктованы художественным замыслом и другие ошибки. Например, про атмосферу незнакомой планеты говорится, что дышать ей - все равно что под выхлопную трубу сесть: 3 процента углекислого газа, две минуты - и труп. На самом же деле человек сможет жить и при пяти процентах CO2 в воздухе, а три для него - сущие пустяки. Про древние артефакты говорится, что их независимо друг от друга создали "цивилизации Шумера, Вавилона и Месопотамии", что звучит примерно как "древние римляне, итальянцы и обитатели Аппенинского полуострова": Шумер и Вавилон - это разные исторические периоды истории Месопотамии, и называть их независимыми не то чтобы очень корректно. Наконец, отсутствие научного консультанта чувствуется, когда капитан корабля сообщает команде, что после 35 лет полета они пролетели пятьсот миллионов километров и их цель близка: примерно на таком расстоянии от Земли находится Юпитер нашей Солнечной системы.

Справедливости ради стоит отметить, что в этом году ошибок в фильмах замечено куда меньше, чем в предыдущие: в 66 картинах нашли 392 ляпа. В 2006-м эти цифры составили 303 и 2700 соответственно. А фактических ошибок в голливудских фильмах и вовсе меньшинство, да и те встречаются с каждым годом все реже и только там, где показана иная, непривычная для зрителя (и режиссера) реальность. Ее создание дает огромный простор для накладок. А не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.