Новая часть франшизы Devil May Cry, над которой — впервые в истории — работали не японцы, а английская студия Ninja Theory, начала вызывать вопросы у широкой публики задолго до релиза. Главным образом досталось, конечно, собственно главному герою.
Новые разработчики отказались соблюдать священный Канон, и их Данте оказался возмутительно юным, припанкованным и вдобавок к тому — о богохульство! — темноволосым. Забавно, что в самой игре разработчики не удержались от того, чтобы сразу подчеркнуть разницу между своим Данте и его предыдущим воплощением.
За возмущениями по поводу прически терялись мелочи вроде того, что Ninja Theory переработали мифологию серии, драматически поменяли сеттинг и творчески переосмыслили не только самого Данте, но и других знакомых поклонникам вселенной героев. Да, в мире, где происходит действие DmC, есть и Вергилий — родной брат Данте, сын Спарды и Евы, а главным врагом тут вновь является царь демонов Мундус, однако и тот, и другой значительно отличаются от привычных образов.
DmC от Ninja Theory во всех проявлениях значительно ближе к нашей реальности, чем оригинальная серия Capcom. Мир, в котором Данте борется с демонами, до боли напоминает происходящее вокруг. Не только из-за того, что фоном для действия стали не готические замки, а вполне обыкновенный город (а местом действия в одной из миссий вообще становится офисное здание), но и потому, что в игру заложены абсолютно считываемые культурные коды — благодаря им DmC становится почти социальной сатирой.
Вот Вергилий в характерной маске его Ордена, одновременно напоминающей об Анонимусе, любителях оккупировать Абай Уолл-Стрит и WikiLeaks. Он тут глава тайной организации, которая борется с демонами — в том числе и путем контрпропаганды. И его цель — раскрыть правду о том, что демоны промыли человечеству мозги и поработили его — но не с помощью загадочной магии, а вполне бытовыми вещами: газировкой с похудательным эффектом, банковской системой и телевидением.
Вот Мундус в убедительном образе преуспевающего бывшего мафиози, с любовницей — жертвой пластической хирургии — и с коллекцией портретов со всеми сильными мира сего. Он тиран и людоед, но еще и владелец заводов, газет (вернее, телевещательной сети Raptor, главного мозгопромывателя в мире DmC и зазеркального братца Fox News) и пароходов. Вот, собственно, мир, где все это происходит: нечто среднее между «Матрицей» и старым фильмом Джона Карпентера, место, где людей возделывают и собирают, как картошку, а они продолжают жить в сладостном неведении благодаря массовой галлюцинации.
Сам Данте тут — вполне обыкновенный недавний подросток с плохим характером и ограниченным словарем, в котором преобладает слово fuck. Он циник и нигилист, не знающий другого смысла жизни кроме выпивки и стриптизерш. Что, впрочем, вполне естественно для человека без прошлого, все время живущего бок о бок с демонами и точно знающего, что они существуют.
Неприятный демонический мир, созданный из кусков реальности, является в DmC непосредственным участником действия. Данте по большей части путешествует по Лимбу, где действуют не физические законы, а воля Мундуса, направленная на то, чтобы как можно скорее от него избавиться. Поэтому улицы постоянно норовят его раздавить или в буквальном смысле слова уходят из-под ног, так что по ним все время нужно прыгать и летать, чтобы избежать этой участи.
В DmC вообще очень много платформенных элементов, а вот головоломок практически не осталось. Лимб по большей части состоит из разрозненных кусков, которые болтаются в пространстве. И на перемещение между ними уходит едва ли не столько же времени, сколько на непосредственные сражения с адскими отродьями. Но этот процесс является вполне органичной частью происходящего вокруг, и стоит один раз изучить правила, которые действуют в Лимбе — и в дальнейшем путешествия по нему будут казаться абсолютно естественными.
Ninja Theory внесла свои коррективы не только во внешность, но и в происхождение Данте и Вергилия. Согласно мифологии новой DmC, их отцом действительно был демон Спарда, но вот возлюбленная Спарды была не земной женщиной, а ангелом. Благодаря этому главный герой унаследовал рудиментарную способность к полету, а также два набора оружия — демонический и ангельский.
Арсенал Данте в DmC довольно велик. Его основу классически составляют меч Rebellion и два пистолета — Ebony и Ivory. В процессе прохождения герой получает еще несколько видов огнестрела и дополнительные способности, связанные с его демонической и ангельской сторонами. Переключаться между ними можно, по очереди зажимая триггеры. Левый дает герою доступ к ангельскому оружию, которое рассчитано на большое количество врагов, а правый позволяет воспользоваться демоническим — небыстрым, но наносящим большой урон. Помимо этого в каждом наборе есть по цепи, они позволяют либо притягивать врагов к герою, либо, наоборот, перемещаться к противникам.
Благодаря разнообразию комбо и противников, бои в игре на протяжении всех двадцати миссий остаются очень увлекательными и предполагают значительное тактическое разнообразие. Демонические обитатели Лимба, с которыми встречается Данте, сильно различаются по своим способностями и по восприимчивости к его оружию, поэтому игра до самого конца не успевает наскучить. Стоит отметить, что бои тут быстрее, чем в предыдущих играх серии, и в некотором роде проще: благодаря легкости управления выбить комбо с рангом S или даже SS могут даже не самые искушенные игроки.
Единственными эпизодами в игре, где бои слегка провисают, являются битвы с боссами (к счастью, немногочисленные). За исключением самого последнего, все они проходят по абсолютно одинаковой схеме, и главное, что нужно сделать, — это найти слабое место босса (оно очевидно), а потом попасть в темп, с которым нужно перемещаться по Лимбу, чтобы не попасть ему под горячую руку. Повторять до победного.
Ничуть не менее увлекательным, чем собственно бои с демонами, является изучение окружающего мира. Лимб, состоящий из обломков привычного мира, скрывает в себе много загадок. Это и классические тайные миссии (их тут достаточно, и на то, чтобы найти все, нужно потратить довольно много времени), и информация о происходящем (она, правда, в основном состоит из угроз убить Данте). А еще за ним интересно наблюдать просто потому, что Лимб, при всей его демонической жути, очень красивое место; а уровни, на которых Данте приходится сражаться с демонами, разнообразны и не похожи друг на друга.
Любопытно, что при всех отличиях от предыдущих Devil May Cry история нового Данте все равно является прямой наследницей оригинальной серии Capcom, в том числе и сюжетно. Зная историю Данте и Вергилия, вы легко догадаетесь, каков будет основной твист новой истории. Но, как это часто бывает с римейками и перезапусками, главный вопрос тут не «Чем все в итоге закончится?», а «Как это будет сделано?» А сделано стильно и элегантно. Да, разработчики максимально приблизили DmC к нашей реальности, без страха поменяли главных героев и сделали боевую систему более доступной для широкой публики.
Но то, что они в итоге не стали идти на поводу у тех, кому и трава раньше была зеленее, однозначно пошло DmC на пользу. Ninja Theory удалось сделать яркую, оригинальную и в то же время сохраняющую преемственность игру, которая однозначно стоит того, чтобы с ней познакомиться.
P.S. Еще одним доказательством этого является факт, что сам Хидеки Камия DmC Devil May Cry тоже одобряет.