Рассерженный прихожанин

Аркадий Мамонтов возглавил фронт противников Pussy Riot

Аркадий Мамонтов показал вторую часть фильма про Pussy Riot, в которой утверждается, что акция панк-группы была заказана Борисом Березовским. Журналиста по старой привычке хотели было обвинить в "заказухе", однако он сразу отметил, что сюжет отражает его личные взгляды. Судя по фильму и другим последним событиям, Мамонтов действительно из голоса власти превратился в настоящий рупор реакционной части общества.

Певец шпионского камня

За 20 лет, проведенных на российском телевидении, Мамонтов прошел показательный путь: из стрингера, работавшего в "горячих точках" в Молдавии, Армении и Таджикистане, он превратился в имя нарицательное в мире отечественных медиа, положив начало целому жанру - "мамонтовщине", то есть резко обличительным, предвзятым программам, бьющим в одну цель и рассчитывающим на сиюминутный эмоциональный эффект больше, чем на прочную доказательную базу. В начале 2000-х годов Мамонтов еще работал корреспондентом с места крупнейших катастроф и трагических событий, - в частности, освещал гибель подлодки "Курск", теракты на Дубровке и в Беслане, - но уже начал примерять на себя и образ провокационного журналиста. В последующие годы от новостей он окончательно отошел и целиком отдался созданию разоблачительных документальных фильмов для программы "Специальный корреспондент".

Уже в 2003 году Мамонтов выпустил фильм "Белые халаты" про скандал в одной из московских больниц, врачей которой задержали по обвинению в попытке убийства и незаконного удаления органов для перепродажи. Хотя вина врачей так и не была доказана, Мамонтов в своем расследовании взял безапелляционный тон, заявив, что раскрыл целый заговор по умерщвлению пациентов с целью незаконной трансплантации. В связи с громким судебным разбирательством трансплантация трупных донорских органов в России была временно приостановлена, а скандал помог Мамонтову, рассказавшему о "преступлениях" врачей на федеральном канале, закрепиться в общественном сознании (а заодно сильно осложнил жизнь российским трансплантологам и их многочисленным пациентам).

Позже в карьере Мамонтова были и международные скандалы. В 2006 году Украина потребовала опровергнуть сюжет о наличии секретных тюрем ЦРУ на своей территории - его Мамонтов снял на основании данных анонимного источника. Тремя годами позже Мамонтов вообще стал невъездным в эту страну - из-за сюжета "Свой-чужой", в котором рассказывалось об участии украинских военных в войне в Осетии на стороне Грузии. В 2009 году с критикой работы журналиста выступил Пентагон - после того, как Мамонтов обвинил США в установке системы электронного наблюдения на военной базе в Киргизии.

Самым громким в карьере тележурналиста стал, конечно, скандал вокруг так называемого "шпионского камня". Мамонтов выяснил, что британская разведка использует в Москве хитроумный передатчик для связи со своими агентами - компьютер, запрятанный в обыкновенном на вид камне. К агентам западных спецслужб журналист заодно причислил и ряд российских некоммерческих организаций, в том числе Московскую Хельсинкскую группу. Однако идея с камнем, достойная появления в бондиане, показалась российским зрителям настолько абсурдной, что в историю почти никто не поверил, а самого Мамонтова за готовность прибегать в своих "расследованиях" к самым безумным доказательствам записали в краснобаи.

При этом мало кто счел случайностью тот факт, что фильм о "шпионском камне" показали всего через две недели после принятия ужесточающих поправок к закону об НКО. Такие же хронологические и смысловые "совпадения", удобные для действующей власти, замечались и в отношении других фильмов Мамонтова: например, фильм об американской тюрьме на Украине вышел накануне парламентских выборов, в которых Партии регионов, пользовавшейся симпатией Москвы, противостояла "прозападная" оппозиция во главе с Юлией Тимошенко, а один из недавних фильмов "Дети. Часть 8" вышел в эфир в июле 2011 года, после того как Госдума одобрила скороспелый законопроект об ужесточении наказания для педофилов. В результате за несколько лет за Мамонтовым закрепилась слава не просто скандального корреспондента, но еще и журналиста, работающего по заказу властей - продвигающего их политику в массы или наносящего удар по "врагу Кремля" при помощи своих "разоблачений".

Сам Мамонтов не спорил с тем, что открыто поддерживает в своих сюжетах государственную линию, и даже подводил под это объяснение: "Государственный подход в нашей профессии заключается в том, что журналист должен защищать общество и государство от всего, что ему угрожает". Государство тоже не оставалось в долгу: так, в 2006 году журналист получил Орден почета "за заслуги в области культуры, печати, телерадиовещания и многолетнюю плодотворную работу".

Зимой 2012 года позиции Мамонтова окрепли еще больше, причем у журналиста появилась возможность посмеяться над своими недоброжелателями: глава администрации бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра Джонатан Пауэлл публично признал, что пресловутый "шпионский камень" действительно существовал. Момент для сенсационного заявления был выбран как нельзя более удачно - как раз чтобы Мамонтов смог показать очередной разоблачительный фильм (18+) про связи российских оппозиционеров и западных спецслужб и дискредитировать молодое протестное движение.

"Мне судил Господь работать в тележурналистике"

Однако весной 2012 года Мамонтова куда больше, чем ситуация вокруг "белоленточников", привлек пресловутый панк-молебен в храме Христа Спасителя. Скандал вокруг Pussy Riot тогда только набирал обороты, поэтому первая серия (18+) фильма "Провокаторы" вызвала куда меньший резонанс, чем вторая, вышедшая осенью. Зато она вызвала большие опасения: Мамонтов, главный журналист-государственник, выступил на федеральном канале с такой непримиримой позицией по делу Pussy Riot (которых он называл не иначе как "кощунницами"), что либерально настроенная общественность, привлеченная к экрану резонансной темой, всерьез испугалась: что если таким образом государство "анонсирует" для девушек из панк-группы самое строгое наказание?

Однако в итоге самые худшие опасения все же, к счастью, не оправдались: Хамовнический суд приговорил Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич к двум годам лишения свободы. Несмотря на крайне сомнительный характер всего процесса и чрезмерность даже такого наказания, это меньше срока, запрошенного обвинением (3 года) и максимального, предусмотренного по статье "хулиганство" (7 лет). Уже после вынесения приговора руководство РПЦ призвало власти проявить милосердие к девушкам и обратилось к православным с просьбой "воздержаться от любых попыток мести". Адвокаты Pussy Riot, между тем, обжаловали приговор суда - их апелляция будет рассмотрена 1 октября.

Все это происходило на фоне непрекращающихся акций и заявлений в поддержку Pussy Riot, в том числе, со стороны западных политиков и звезд шоу-бизнеса. Чтобы ответить всем защитникам группы, Мамонтов решил снять продолжение фильма и объяснить во второй серии, кто же стоит за нашумевшей акцией. Фильм "Провокаторы-2", показанный 11 сентября - между вынесением приговора и рассмотрением апелляции - открыл новый сезон "Специального корреспондента" на "России-1".

Во второй серии Мамонтов не просто подытожил все произошедшее за летние месяцы, но и открыл новый виток в реакционной истерии вокруг "кощунства" Pussy Riot. Для тех, кто пропустил первую серию, ее основные тезисы были пересказаны еще раз (хороший прием и для укрепления их в сознании преданного зрителя). Вот эти тезисы: акция Pussy Riot была отнюдь не политической, а провокационной, призванной расколоть церковь и подорвать устои российского общества. Главным провокатором и революционером, как известно, является дьявол - неслучайно в глазах участниц группы мелькают "искорки", а смех (не без помощи искусного монтажа) звучит да и выглядит демонически. По этой же причине название Pussy Riot переводится в фильме не иначе, как "взбесившиеся женские половые органы" - так и неприличных слов избежать получается, и корень "бес" лишний раз ввернуть.

Второй фильм должен был объяснить, кто же стоял за акцией Pussy Riot - потому как сами девушки, по мнению автора, ее спланировать не могли, - однако не сказал практически ничего нового, лишь развив предположения, заявленные еще в первой серии. Итак, за акцией в ХХС стоит давний враг российской государственности, опальный олигарх Борис Березовский, а шум вокруг дела Pussy Riot раздувает мировая закулиса, которой на руку разлад в российском обществе. Но политическая линия в фильме Мамонтова является все же второстепенной, на первый план выдвигается идея о том, что Pussy Riot и сочувствующие им ведут войну против самой церкви и все по-настоящему верующие люди должны сплотиться, чтобы противостоять этому натиску вместе.

Из-за выпада в адрес Березовского Мамонтова снова стали обвинять в "заказухе", однако журналист назвал это передергиванием и заявил, что в фильме представлены его личные убеждения. Мамонтов называет себя глубоко верующим человеком: параллельно с общественно-политическими сюжетами он долгие годы снимает фильмы про православные святыни. После одной из своих поездок на Афон Мамонтов в интервью православному порталу говорил: "Мне судил Господь работать в тележурналистике - я работаю. И считаю, что если есть возможность говорить с экрана о вещах, которые открывают глаза людям на какие-то явления в жизни, я обязан это делать... Со злом бороться надо, нельзя просто так сидеть сложа руки".

Фильмы про Pussy Riot - это и есть для Мамонтова способ "бороться со злом", возможность защитить свою веру, да еще и показательно, перед всей страной. "Они тронули веру мою. Я что, должен их прощать?" - вопрошал Мамонтов в первой части. И сам себе отвечал: нет, не должен, даже несмотря на прозвучавший уже призыв церкви к милосердию. Неудивительно, что это заявление РПЦ никак не упоминается в фильме, как не говорится и о представителях церкви, которые выступили против уголовного преследования девушек. Диакона Андрея Кураева, после просмотра фильма обвинившего Мамонтова во лжи и "разнуздании вполне животных инстинктов", выдаваемых за "норму христианства", журналист даже не стал слушать.

Возможность показать свой фильм по "России-1" - это для Мамонтова еще и пример свободы слова: "Люди увидели альтернативный взгляд на то, что происходило". Он сетует на то, что у противников Pussy Riot нет таких финансовых ресурсов, как у сторонников, однако у них есть куда более мощный информационный ресурс - несмотря на то, что программа Мамонтова была показана не в прайм-тайм, а в 23:25, сложно себе представить, чтобы какой-нибудь федеральный канал с многомиллионной аудиторией согласился выделить те же полтора часа сторонникам Pussy Riot.

В программе Мамонтова, несмотря на громкие заявления о свободе слова, не был выслушан ни один из сторонников группы, все гости отличались одинаковым радикализмом взглядов - и на акцию Pussy Riot, и на необходимость защищать веру. В этом ряду не хватало только Сергея Сотникова - придуманного тележурналистом НТВ Андреем Лошаком православного олигарха, объявившего войну гей-мафии на Рублевке. И досталось от них всем: и поколению перестройки, и Мадонне (которую в программе Мамонтова отказывались именовать иначе как "певица Чикконе"), и либеральной прессе, и украинскому движению Femen, и "бесам" Собчак, Навальному и Удальцову. Прозвучал даже тезис о том, что во всем виноват Ленин, мавзолей которого все никак не уберут с Красной площади.

Перед показом фильма Мамонтов грозился, что тот станет "ударом по либеральным фашистам". Скандальный фильм, конечно, всколыхнул общественность, но ударом стал вряд ли - скорее поводом лишний раз удивиться, что такое вообще возможно на современном телевидении. Хотя Мамонтова даже критики всегда хвалили за профессионализм, работой профессионального журналиста этот фильм и последовавшее обсуждение назвать сложно. Сложно его назвать и ретрансляцией позиции власти, которая вряд ли хочет, чтобы ее ассоциировали с настолько реакционными силами. Мамонтов абсолютно искренен, когда говорит, что в фильме представлены его личные убеждения - его и той части общества, которая разделяет подобные взгляды.

Через две с половиной недели будет рассмотрена апелляция на приговор Pussy Riot, и, учитывая последние заявления со стороны власти и РПЦ, есть вероятность, что наказание будет смягчено и накал страстей вокруг дела поутихнет. Однако Мамонтова это вряд ли заставит пересмотреть свою позицию. Он слишком твердо верит в то, что его дело правое.