Главкомат ВМФ России намерен в ближайшие несколько лет принять на вооружение новую атомную подводную лодку гидроакустического дозора и освещения подводной обстановки. Формирование облика нового корабля, который сможет обнаруживать и классифицировать цели на большом расстоянии, уже началось и должно завершиться до конца 2013 года. Какие именно задачи будет выполнять новая подлодка в составе российского флота, пока непонятно. Речь может идти о патрулировании входа в Северный Ледовитый океан со стороны Атлантики для защиты своей арктической зоны или о выполнении задач по сбору сигнатур кораблей и подводных лодок США и стран ─ членов НАТО.
Морской дозор
Подводная лодка гидроакустического дозора и освещения подводной обстановки (ГАД ОПО), как пишет газета «Известия» со ссылкой на источник в штабе ВМФ России, должна будет обнаруживать корабли и низколетящие объекты на дальности до 600 километров. При этом бортовая система классификации целей должна будет точно определять тип обнаруженных объектов на расстоянии не менее ста километров. Формированием облика перспективного корабля уже занимаются несколько организаций, включая 1-й (НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ) и 2-й (по разработке теории вооружения противовоздушной и воздушно-космической обороны) Центральные научно-исследовательские институты Министерства обороны России.
По предварительной информации, на новом корабле будут использованы некоторые элементы гидроакустического комплекса «Иртыш-Амфора-Ясень», разработанного концерном «Океанприбор» и устанавливаемого на многоцелевые атомные подлодки проекта 885 «Ясень». Прототип этого комплекса, применяемого также на стратегических атомных подводных крейсерах проекта 955 «Борей» («Иртыш-Амфора-Б-055»), прошел испытания на опытовой подлодке К-403 «Казань» в 1998 году в рамках проекта 09780 «Аксон-2». Этот цифровой комплекс оборудован носовой пассивно-активной антенной «Амфора», боковыми конформными антеннами большой протяженности и площади и буксируемой антенной в обтекателе вертикального оперения.
Такой комплекс объединяет в себе несколько систем, отвечающих за шумопеленгование, эхопеленгование, обнаружение гидроакустических сигналов, классификацию целей, измерение толщины льда, миноискание, измерение скорости звука, обнаружение полыней и разводий, а также определение начала кавитации гребных винтов. За классификацию целей в комплексе отвечает автоматическая система с цифровой библиотекой шумов «Аякс-М». Гидроакустический комплекс подлодок проектов «Борей» и «Ясень» способен обнаруживать подводные и надводные цели на дальности до 230 километров. Это почти в три раза меньше, чем у подлодки ГАД ОПО, планируемой к постройке Главкоматом ВМФ России.
Окончательное решение о том, как именно будет построен новый корабль, пока не принято. Обсуждаются два варианта. Первый предусматривает строительство подводной лодки по новому проекту, второй ─ переоборудование одного из уже имеющихся кораблей. При реализации второго варианта придется произвести значительную доработку подлодки, чтобы все необходимые системы разместились достаточно свободно и не мешали работе друг друга. Ожидается, что если будет принято решение о строительстве нового корабля с нуля, то этим займется северодвинское предприятие «Севмаш». В противном случае заказ будет передан северодвинскому же центру судоремонта «Звездочка». Пока планируется принять на вооружение одну подлодку.
Другие подробности проекта неизвестны. Вероятно, перспективный корабль станет возрождением советского проекта малошумных атомных подводных лодок гидроакустического дозора проекта 958 «Афалина». Работы над этим кораблем велись в СССР в 1970-х и 1980-х годах, разработкой занималось петербургское конструкторское бюро «Малахит». Подлодку планировалось укомплектовать гидроакустическим комплексом «Иртыш» с носовой сферической антенной «Амфора», боковыми конформными антеннами большой протяженности общей площадью несколько десятков квадратных метров и буксируемой выпускной антенной.
Подлодка проекта 958 должна была получить много схожих черт с подлодками четвертого поколения, разрабатывавшимися в СССР. В частности, хвостовое оперение и система спасения экипажа были похожи на проект 885. Отличительными чертами корабля стали значительно удлиненная носовая часть (из-за больших габаритов гидроакустического комплекса), носовые рули, вынесенные на ограждение выдвижных устройств, и расположенные под углом торпедные аппараты калибра 533 миллиметра в центральной части корпуса. На верхней и нижней поверхностях корпуса подлодки проекта «Афалина» располагались несколько небольших антенн крестообразной формы.
В проекте 958 планировалось использовать и наработки по другим проектам подводных лодок, разрабатывавшихся «Малахитом», включая 971 «Щука-Б», 991 «Меркурий» и 696. В частности, использовались технологии снижения подводной шумности и уровня помех собственному гидроакустическому комплексу. В комплексе «Иртыш-Амфора», например, использована специальная водонепроницаемая необслуживаемая капсула с аппаратурой первичной обработки информации от гидрофонов и многоканальными аналого-цифровыми преобразователями, установленная за главной антенной. Из этой капсулы по оптико-волоконным кабелям информация поступает уже на анализирующую аппаратуру внутри прочного корпуса. Такое техническое решение позволило значительно снизить общий уровень помех в гидроакустическом комплексе.
В составе ВМФ СССР подлодки проекта «Афалина» должны были вести наблюдение за морскими и океанскими районами возможных стартовых позиций стратегических подводных лодок противника, классифицировать и передавать информацию об обнаруженных целях и в случае необходимости самостоятельно их уничтожать. Кроме того, «Афалины» должны были отвечать за наводку на цель других подводных лодок в заданном районе с более мощным вооружением. Такие требования к кораблю были сформированы после принятия на вооружение ВМС США стратегических подводных лодок типа «Огайо», чье ракетное вооружение позволило приблизить районы патрулирования к берегам Соединенных Штатов и прикрыть их силами противолодочной обороны.
После распада СССР в 1991 году проект «Афалина» был закрыт. Одной из основных причин стал недостаток финансирования, которое потребовалось бы не только на строительство самого корабля, но также и на модернизацию производства. Теперь же, похоже, средства на возобновление проекта нашлись (только на модернизацию оборонно-промышленного комплекса до 2020 года будет выделено три триллиона рублей и еще пять триллионов ─ на ВМФ), однако задачи, которые должна будет выполнять новая подводная лодка в составе ВМФ России, пока неясны.
Поиск предназначения
Дело в том, что действующая морская доктрина до 2020 года подразумевает лишь защиту собственных территориальных вод России и стратегических ядерных сил, а также постоянное присутствие в Средиземном море. С учетом высокой боеспособности американского флота, оснащенного акустической системой обнаружения SOSUS в Атлантическом и Тихом океанах, осуществление длительного скрытного наблюдения за территориальными водами США маловероятно. Кроме того, для получения полной картины происходящего в американских водах одной подлодки гидроакустического дозора будет мало.
Вероятнее всего, корабль нового проекта будет выполнять несколько другие задачи, нежели слежение за морскими стратегическими силами вероятного противника. В частности, новая подлодка позволит активно формировать базу данных с сигнатурами подводных и надводных кораблей США и стран ─ членов НАТО, а также, возможно, шумов низколетящих летательных аппаратов. Такая информация пригодится при разработке новых систем автоматической классификации целей, которые будут использоваться на атомных подводных лодках пятого поколения. Серийное производство подлодок пятого поколения начнется после 2030 года.
Кроме того, новые технические решения, примененные в перспективной подлодке ГАД ОПО, можно будет использовать и при разработке гидроакустических комплексов АПЛ пятого поколения, заодно отрабатывая и методы их применения. Наконец, нельзя исключать возможность применения подлодки гидроакустического дозора для патрулирования входа в Северный Ледовитый океан со стороны Атлантики. В настоящее время Россия, США, Канада, Норвегия и Дания ведут исследования, которые могут помочь им расширить свои 370-километровые арктические зоны, богатые нефтью и газом. Результаты исследований лягут в основу заявок в комиссию ООН по морскому праву.
В ближайшие несколько лет Россия намерена заняться активным развитием судоходства по Северному морскому пути ─ кратчайшему пути между Восточной Азией и Европой. Вдоль этой морской трассы планируется создать несколько военных объектов для базирования кораблей ВМФ и Пограничной службы. Ранее стало известно, что Россия возобновила на Новой Земле подкритические ядерные испытания, остановленные в 1990 году. Вполне возможно, что для обеспечения контроля за всем этим хозяйством флоту и понадобилась новая подлодка.