«Гадкий утенок», последний на сегодняшний день завершенный мультфильм классика отечественного анимационного кино Гарри Бардина, вышел на экраны в 2010 году. Сейчас Бардин занят съемками другой ленты, которая, в отличие от предыдущей картины, будет короткометражной. Новый мультфильм получил название «Три мелодии». Бардин решил разбить ленту на три части, каждая из которых будет отталкиваться от определенной музыкальной темы. В качестве музыкального сопровождения были выбраны «Интродукция и Рондо-каприччиозо» Камиля Сен-Санса, «Элегия» Жюля Массне и «Let My People Go» Луи Армстронга.
Ресурсы на съемки «Трех мелодий» Бардин собирает в том числе и на сайте коллективного финансирования Planeta.ru. Кампания по сбору средств началась 29 мая и продлится до конца августа. Все желающие могут пожертвовать на мультфильм сумму в размере от 500 до 100 тысяч рублей.
Через две недели после начала кампании Гарри Бардин поговорил с «Лентой.ру» о старых и новых мультфильмах, различных анимационных техниках и реакции зрителей на его собственные работы.
«Лента.ру»: Давайте для начала поговорим о том, как возникла идея проекта «Три мелодии». Почему вы решили снять ленту из трех эпизодов?
Гарри Бардин: Дело в том, что я понял, что первый полнометражный фильм, который я снял в своей жизни, он же будет и последним. «Гадкий утенок» забрал шесть лет моей жизни, и я был просто обессиленный в конце. Я понял, что надо делать поменьше метраж. И возникла идея сделать фильм, ну, не совсем короткометражный — он не десятиминутный, у него будет продолжительность 23 минуты. Я подумал о трех разных мелодиях и под них выстроил три философские притчи. Я являюсь продюсером этого проекта, режиссером и автором сценария.
Отдельные части мультфильма будут выполнены в разных техниках или в одной и той же?
В трех разных техниках. Весь мультфильм объемный. Ручная работа, никакого компьютера, как всегда. Это разные техники, но сюжет рассказывать я не хочу...
Про сюжет давайте не будем, но на техниках, если можно, остановимся.
Ну, техника необычная. Один сюжет — о смысле жизни и смерти. Я хотел, чтобы это был почти классический сюжет, для этого потребовалась такая скульптурность в самих куклах, чтобы они были как изваяния. Мы долго искали материал, но в конце концов добились результата и отлили такие фигуры, которые похожи на классические статуи, только ожившие. Это латекс с разными добавками, такое ноу-хау, которое сделано у меня на студии.
Понятно. А остальные два сюжета?
Один — более такой предметный, что ли, а другой — кукольный... И не совсем кукольный. Я всегда задаю коллективу вопрос: «Чем мы будем удивлять зрителя?» И мы ищем способы. Надеюсь, и в этот раз удивим.
Отказ от использования компьютера — это принципиальная позиция?
Да, я люблю ручную работу. На экране я как зритель доверяю тому, что сделано руками, и, соответственно, исповедую это как режиссер.
А как вы музыкальные темы выбирали? Между ними разве есть что-то общее?
Нет, ничего. Вообще ничего общего. Я никого не обманываю, под заголовком «Три мелодии» действительно скрываются три мелодии. Эклектика? Ну да. Но эклектика сейчас стала формой в искусстве, и я ее не боюсь, осознанно на это иду.
В мультфильме будут диалоги между персонажами или говорить придется музыке?
Диалогов не будет, будут шумы.
Кадр из мультфильма Гарри Бардина «Три мелодии»
Сколько вы уже работаете над «Тремя мелодиями»?
После завершения «Гадкого утенка» я сделал перерыв — около года. И вот почти два года я работаю над новым фильмом. Надеюсь, к осени я сниму его. При этом в график уже не укладываюсь, к сожалению. Вот сейчас мы разговариваем накануне моего похода в Министерство культуры — я буду просить пролонгацию. По разным причинам: по зависящим от меня, по независящим... В июле месяце я должен сдать картину, но я ее не сдам.
Как вообще оформлены ваши отношения с Минкультом?
Когда мы приступали к работе, подали заявку в Министерство культуры. Нам ее удовлетворили на 66 процентов — перечислили средства из государственного бюджета. А остальные ресурсы должен был добирать я. Две трети фильма уже сняты, но мы пришли к тому, что сейчас не хватает денег на завершение. И мне молодые друзья посоветовали сходить вот на этот модный ресурс Planeta.ru. Я сомневался поначалу. Ну, как-то это не очень... этично, мне кажется. В том смысле, что люди борются за выживание, едва сводят концы с концами, а тут я еще со своей просьбой...
Мне кажется, вы не совсем верно оцениваете ситуацию. Вы же ни у кого ничего не выклянчиваете. Кроме того, это взносы не в счет чего-то абстрактного, а на проект, который на две трети готов.
Да, то есть я-то знаю, что завершу его. И если они дадут эти деньги, то я надеюсь, им стыдно не будет, что они поучаствовали в проекте. Потому что я своим именем постараюсь гарантировать качество. Ну вот, собственно, и пошли щелкать дни и деньги. И получилось, как когда-то было в рекламе «МММ», только там было: «Мы сидим, а денежки идут», — а тут: «Мы снимаем, а денежки идут». Сначала был рывок, сейчас немножко поток притормозился. И вот пока мы с вами сидим и разговариваем, уже 480 тысяч...
485 — я смотрел с утра.
Ну, это считается хороший показатель. (По состоянию на дату публикации общие сборы составляли около 540 тысяч рублей — прим. «Ленты.ру»)
Учитывая, что до конца вашей кампании по сбору средств еще два месяца, можно предположить, что все получится. И все-таки хочется узнать: вы рассматривали какие-то альтернативные методы финансирования? На тот случай, если кампания провалится.
Ну, я по ходу дела хожу клянчу там и сям. Пока безрезультатно, но надеюсь, где-то проклюнется. Еще до Planeta.ru я ходил по олигархам, но ничем мое хождение не завершилось. Вот я и решил попробовать — простые люди, может быть, помогут.
Среди бонусов, которые вы предлагаете людям, пожертвовавшим деньги на ленту, у вас есть куклы из «Гадкого утенка». Платишь 50 тысяч рублей — получаешь куклу. Вам с ними не жалко расставаться? Когда вы мне их три года назад показывали, создавалось ощущение, что вы к ним очень привязаны.
Ну да. Тогда, три года назад, еще была крепка пуповина. Сейчас уже я не так смотрю на эти вещи, потому что «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». В данном случае это рукопись. И я с удовольствием продал бы эти куклы, потому что они у нас стоят в шкафу, пылятся, а для кого-то из коллекционеров они представляют, может быть, и интерес. Но пока мне не удалось продать. (На момент публикации уже была куплена одна кукла — сам утенок — прим. «Ленты.ру»)
Премьера «Гадкого утенка» состоялась на кинофестивале в Локарно. Новую ленту вы планируете возить на подобные мероприятия?
Я думаю, к концу работы над фильмом планы объявятся, потому что я все же представляю какой-то мало-мальский интерес для фестивальных организаторов. Я думаю, они сами найдут меня, и если фильм будет готов, то я его им отдам. Но прокатная судьба «Трех мелодий» туманна. Тут скорее телевидение, DVD, ну, фестивальная орбита.
Но среди российских зрителей при этом есть спрос на анимационные ленты — вон, например, у «Трех богатырей и Шамаханской царицы» были отличные сборы. Индустрия развивается.
Вы понимаете, я бы не так уж гнался за индустрией. Рынок выстраивает свои жесткие законы, и получается, что мультипликация в том качестве, в котором она наиболее ценна — в метафоричности и коротком метраже, — теряет себя. Потому что продюсеры и прокатчики требуют полного метра. Полный метр — это не обязательно художественный успех, это не всегда искусство. Как вам сказать... Чаще всего искусством является авторский кинематограф и короткий метр.
Вы можете перечислить какие-то относительно новые анимационные работы, которые вам нравятся?
Мне очень нравится то, что делала Лиза Скворцова — «Колыбельные мира». Я не знаю, продолжила ли она этот проект, но это было очень хорошо. Из молодых мне очень понравилась Дарина Шмидт — она из Питера. Ну а также то, что делают Александр Петров, Ваня Максимов, Миша Алдашин, Костя Бронзит. Но это уже мэтры.
А вы получаете какие-то отзывы от зрителей о ваших собственных работах? Что вам, например, после «Гадкого утенка» говорили и писали?
Ну, первыми, конечно, отметились в интернете те, которые сами ничего не производят, но очень любят ругать. У них хорошая перистальтика, я бы так сказал. Они очень любят обгадить то, что сделано, и на этом утвердиться. Первой была негативная реакция молодых: это не 3D, это отстой, это вчерашний день. А потом пошли более вменяемые люди, были благодарные отклики, и это было, конечно, более вразумительно. Потом фильм был несколько раз показан по каналу «Культура», и мне пошли электронные отклики на почту. И это было тоже хорошо.
Сейчас уже меняется точка зрения у молодых родителей, они мне говорят: «Мы росли на ваших фильмах». И они пытаются сейчас, уже наевшись «Тома и Джерри» по самую завязку, вернуться в свое детство и подарить своим детям то, что они когда-то любили, то, на чем они выросли. Я узнавал в магазинах — спрашивают советскую мультипликацию, старую. Пошла новая волна — поиски своего. Я считаю, это добрый знак.