В декабре 2013 года парковка в пределах столичного Садового кольца станет платной. Проект стартовал в ноябре 2012-го — тогда платная парковка появилась на нескольких улицах в центре Москвы, через полгода ее охват расширили до Бульварного кольца. На протяжении года против инициативы мэрии бунтуют местные жители. Их недовольство увеличивается из-за того, что чиновники в большинстве случаев игнорируют предложения москвичей. При этом департамент транспорта заявляет, что учитывает поправки, которые вносят жители. Корреспондент «Ленты.ру» сходил на встречи москвичей, чиновников и муниципальных депутатов, посвященные проекту платных парковок.
В середине ноября 2013 года представители московского департамента транспорта встречались с жителями Центрального административного округа, чтобы разъяснить, зачем необходимо вводить платную парковку. Само решение о том, что за стоянку машин на всем внутреннем пространстве Садового кольца вскоре придется платить, было принято еще 5 ноября. Причем намерение расширить зону платной парковки, как пояснили в департаменте «Ленте.ру», также возникло после ряда встреч с местными жителями, которые состоялись в начале осени. Однако компанию, которая должна устанавливать датчики присутствия автомобилей внутри Садового кольца, мэрия выбрала еще до окончания консультаций с москвичами.
Осенью 2012 года, когда платную парковку вводили в «пилотной зоне» (Петровка, Каретный ряд и прилегающие переулки), местным жителям разрешили бесплатно держать машины на улице с восьми вечера до восьми утра. В остальное время они должны были оплачивать парковку на общих основаниях (50 рублей в час; парковка во дворах, впрочем, осталась бесплатной). При этом на одну квартиру можно было получить одно резидентное разрешение, предоставляющее льготы. Узнав про такие условия, местные жители собрали 800 подписей против введения платной парковки.
«Постановление правительства принято, никаких полномочий отменять его у меня нет. Я готов обещать, что по итогам реализации пилотного проекта учту ваши замечания», — отвечал тогда на претензии москвичей глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов. В конце декабря 2012 года московское правительство позволило владельцам резидентного разрешения платить за дневную парковку разово, три тысячи рублей в год.
Правда, на квартиру все еще выдается всего одно разрешение, и чтобы его получить, нужно заручиться нотариально заверенным отказом остальных собственников жилья. Именно это в первую очередь не устраивает тех местных жителей, которые с идеей платной парковки на улице в принципе согласны.
«Хватит доить водителя»
5 декабря платной станет парковка на улицах (.pdf) районов Якиманка и Замоскворечье, 25 декабря — в остальных районах в пределах Садового кольца. Стоимость часа в пределах Бульварного кольца вырастет с 50 до 80 рублей, а внутри Садового составит 60 рублей. Бесплатно парковаться по всей Москве имеют право те, кто освобожден от транспортного налога — например, многодетные семьи и инвалиды.
22 ноября заместитель главы транспортного департамента Сергей Андрейкин решил встретиться с жителями Таганского района. К назначенному времени пришли человек 15 (и они жаловались, что информации о встрече было недостаточно), в том числе — три активиста с плакатами «Дилетанта Ликсутова в отставку» и «Хватит нас доить». И.о. главы Таганского района Роман Алексахин тоже появился без опозданий. Плакатами он был явно недоволен, как и тем, что их авторы — не жители Таганского района. «Вы что, будете делить нас на жителей и нежителей?» — возмутились москвичи.
Андрейкин из департамента транспорта опоздал всего на десять минут, но за это время присутствующие уже успели вступить в спор с Алексахиным и забросать его жалобами. Тон обсуждения на протяжении всей встречи (а длилась она два часа) особо не менялся, москвичи и чиновники постоянно друг друга грубо перебивали. «Посмотрите, в других странах...» — начинал было Андрейкин рассуждать про заграничный опыт. «Мы — не в других странах! Дайте нам тогда английскую королеву!» — тут же реагировали жители.
Их основные претензии (введение платных парковок в ходе встречи поддержал только один человек — и тот, судя по всему, пешеход) можно разделить на две группы: во-первых, зачем вообще платить что-то еще, если уже есть разнообразные налоги; во-вторых, почему мэрия расширяет зону платной парковки, не решив уже сформулированные проблемы.
Муниципальный депутат района Хорошево-Мневники (до которого платные парковки пока не добрались) Татьяна Логацкая сказала, что готова платить за парковку, но только на охраняемой стоянке. «Это просто безобразие, это отъем денег, потому что улично-дорожная сеть уже оплачена людьми», — пояснила «Ленте.ру» Логацкая после встречи. «Остановились на дороге — деньги заплатите, а завтра вам скажут: воздухом дышите — тоже заплатите», — возмущалась она.
Помощник Логацкой Вячеслав Бородулин заявил: платные парковки не помогут избавиться от пробок; проблему решат вывод бизнеса из центра, формирование рабочих мест за пределами Московской области и прекращение строительства жилых домов в столице и ближайших окрестностях. «Если деньги, которые затрачены на дорожное строительство, направить за границы Московской области, то окажется, что в Москве вообще не надо ничего расширять!» — добавил он.
«Городское пространство ограниченно и должно быть рассчитано на человека, на жителя, на пешехода, — объяснял на встрече с жителями Андрейкин политику своего департамента. — Приоритет — пешеход, потом общественный транспорт...» — «Который не едет куда надо...» — тихо добавила Логацкая. «Потом такси, и только потом — личный автомобиль», — продолжил замглавы дептранса. «А у Ликсутова — восемь машин!», — парировала Логацкая, на этот раз во весь голос.
Департамент транспорта признает проект платных парковок успешным, поскольку в пределах Бульваного кольца зафиксировано на 65 процентов меньше нарушений, нежели год назад, и на 25 процентов меньше машин. Среднее время паркования сократилось с шести часов до часа 20 минут, а скорость движения в зоне платной парковки повысилась на девять процентов, ссылаются чиновники на данные Центра организации дорожного движения.
Впрочем, не все участники встречи жаждали обсуждать личный транспорт главы департамента. Житель Таганского района Илья задал три вопроса: по каким критериям первая фаза проекта была признана успешной, на что идут полученные за платную парковку деньги и кто оплачивает парковку чиновников, работающих в центре. Андрейкин успел толком ответить только на последний («Они сами»); остальные объяснения потонули в выкриках из зала.
На встречу Илья, в отличие от многих других, пришел, чтобы задать вопросы. «Я не собираюсь сразу бороться, надо вначале узнать ситуацию. И ситуация мне представляется весьма конструктивной: о ней говорят, правительство проводит просветительскую работу и собирает замечания, которые, быть может, будут учтены, — пояснил Илья. — Я не выступаю в принципе против платных парковок, но ухудшаются условия жизни: вводится плата за те услуги, которые раньше были бесплатными, и это никак не компенсируется. Если бы была охрана или были бы построены дополнительные парковочные места, то плата была бы оправдана». Нынешние действия мэрии Илье кажутся «неприемлемыми» — контролировать и ограничивать потоки машин нужно, но как-то иначе.
«Будет доходить до поножовщины»
Тем же вечером жители Якиманки встретились со своими муниципальными депутатами. Они составили и подписали письмо Сергею Собянину с просьбой объявить мораторий на введение платных парковок в центре — и решить для начала сложившиеся проблемы.
Главная из них — резидентное разрешение: на квартиру можно оформить только одно, и этого, по мнению жителей центра, не хватает. Более того, чтобы получить разрешение (позволяет парковаться на улицах бесплатно с восьми вечера до восьми утра, а за три тысячи рублей в год — круглые сутки; действует только в пределах «своего» муниципального района), необходимо заручиться нотариально заверенным отказом остальных собственников квартиры. «Это дополнительные расходы, время и, в первую очередь, ущемление прав резидентов на возможность иметь машину и парковать ее возле своего дома», — пояснила Татьяна, жительница Каретного ряда, где платную парковку ввели еще в ноябре 2012 года.
«Большинство из нас совершают покупки в магазинах, расположенных не в центре, так как там значительно дешевле, и мы пользуемся личным транспортом для того, чтобы обеспечить свои семьи повседневными товарами. Кроме того, общественный транспорт ходит плохо, в метро небезопасно», — сказала Татьяна, добавив, что платная парковка на улицах никак не упрощает ситуацию на дорогах.
«Этот закон — антисоциальный», — заявил Юрий Карягин из территориального общественного самоуправления «Якиманка-1». Введение платной парковки, по его мнению, поссорит между собой соседей: места для машин во дворах и на улице намного меньше, чем требуется. «Это вражда во дворе, вражда на проезжей части, и вражда в доме. Будет доходить до убийств, до поножовщины!» — возмущался Карягин. У него в квартире фактически живут четыре семьи: он, бывшая жена и двое взрослых детей со своими семьями. Чтобы получить резидентное разрешение, Карягину нужно получить отказ от всех. «А она не дает, она — моя бывшая жена! Почему я попадаю в зависимость от человека, который меня заведомо не любит?» — посетовал Карягин. Он предложил отложить введение платной парковки или хотя бы не взимать штрафы с местных жителей, а также отменить «желтые полосы» (желтая линия разметки запрещает остановку и тем более парковку).
Интересы жителей Якиманки представляет муниципальный депутат Дмитрий Захаров. В департаменте транспорта действует рабочая группа; каждый район направит в нее одного депутата; от Якиманки будет как раз Захаров. Рабочая группа намерена обсуждать «уступки» — на которые готов пойти город и москвичи, «чтобы не было кровавых побоищ».
«Сейчас мы добились от жителей конкретики: чтобы город до введения [платной парковки в пределах Садового кольца] установил шлагбаумы во дворах, чтобы сюда не ломанулись офисные работники. Мы просим, чтобы для жителей Якиманки парковка была во всем районе бесплатная, и просим проверить некоторые места, где около социальных объектов, больниц, школ, нарисована “желтая линия”, — рассказал Захаров. — Если эти требования не выполняются, я департаменту транспорта говорю, что пятого числа жители Якиманки выходят на Якиманку и перекрывают ее».
Захаров уверен, что выполнить требования жителей можно до 5 декабря (в этот день зона платной парковки накроет Якиманку), — главное, чтобы город захотел.
Диалог с тенью
Что еще очень не нравится москвичам — это отсутствие диалога (несмотря на встречи) и отсутствие внятной информации. В той же Якиманке, рассказала местная жительница Мария Родионова, большинство жителей просто не знают, что их ждет. «Дептранс все время показывает опрос, что 41 процент жителей за. Ну а то, что 95 процентов жителей не в курсе, а из тех пяти процентов, кто в курсе, они спросили только полпроцента...», — начала разъяснять Мария вскоре после встречи. Ее тут же перебили: «Да и не понимают, о чем их спрашивают! Если меня спросить, я, конечно, тоже буду за платную парковку».
Департамент транспорта, говоря о поддержке со стороны москвичей, ссылается на исследования ВЦИОМа. В октябре 2013 года 49 процентов опрошенных жителей Бульварного кольца, 37 процентов — Садового и 40 процентов москвичей из других районов поддержали расширение зоны платной парковки. Против высказались 28, 37 и 37 процентов соответственно. «Сторонники расширения зоны платной парковки аргументируют свою позицию, прежде всего, убеждением, что благодаря этому движение будет более свободным, без пробок», — пояснили «Ленте.ру» в департаменте.
«Основная задача какая? Уменьшить количество автомобилей, въезжающих в центр, — рассуждала жительница Якиманки Мария Родионова. — Но каким образом они решают эту проблему, если они обкладывают данью жителей центра?»
В Якиманке есть и те, кто поддерживают введение платной парковки. Жители Спасо-Наливковского, 9 передали муниципальным депутатам письмо в полную поддержку платных парковок, рассказала муниципальный депутат Якиманки Светлана Осипцова. «Мы честно говоря, долго думали, кто же там живет у Ликсутова? Может быть, он сам там живет?» — предположила она.
Найти жителей этого дома — или любого другого в центре, которые поддерживали бы введение платной парковки в их районе, — «Ленте.ру» не удалось. «Среди моих знакомых есть те, кто защищал платную парковку до ввода ее в зоне их проживания. Среди тех, у кого она уже введена, таких нет и, кроме аффилированных с властями, не может быть по ряду объективных причин», — пояснил Иван Карпушкин, активно выступающий против планов мэрии. Он пытался согласовать несколько митингов и пикетов — у здания департамента транспорта и у памятника Юрия Долгорукому, — однако во всех случаях ему было отказано. В итоге Иван с соратниками планируют устроить народный сход и забрасывать чиновников жалобами.
«Представители департамента транспорта не хотят принимать во внимание мнение резидентов, не находятся „в диалоге“ с нами, как это преподносится в многочисленных отчетах и репортажах», — заключила Татьяна с Каретного ряда.
Чиновники утверждают, что удобство местных жителей для них очень важно и что они учтут их мнение. По итогам встреч департамент транспорта предполагает ввести новые льготы для резидентов: бесплатную парковку по воскресеньям и праздникам, льготный доступ на городские охраняемые стоянки, возможность менять номер в резидентном разрешении раз в месяц (сейчас можно только раз в три месяца) и, наконец, возможность получить второе резидентное разрешение на квартиру.
«Работа в границах Бульварного кольца заставила нас научиться выстраивать диалог с гражданами», — говорят в департаменте. Граждане, правда, этого диалога не замечают.