Просто добавь земли

В территориальных спорах Китай готов испытать новое «оружие» — искусственные острова

Фото: China Daily / Reuters

В разгар спора с Вьетнамом из-за размещения в Южно-Китайском море нефтяной платформы КНР стало известно, что Пекин планирует необычным способом заявить о своем праве на спорные территории. Непотопляемыми китайскими авианосцами в регионе станут специально созданные острова. В Китае уже разрабатывают проект возведения искусственного острова для дислокации на нем крупного военного объекта. Кроме того, спутники зафиксировали китайскую активность по расширению уже существующих мелких островов.

В мае на сайте одной из шанхайских проектных организаций, входящей в систему Китайской государственной судостроительной корпорации, появились 3D-чертежи искусственного острова. В подписях пояснялось, что проект разрабатывается для возможной реализации в районе архипелага Спратли в Южно-Китайском море.

На схемах видно, что на острове, кроме района жилых и служебных зданий — с теплицами и стадионом, — имеется причал для кораблей водоизмещением до 5000 тонн, грузовой терминал для крупнотоннажных судов и аэродром со всей положенной ему инфраструктурой. Посетители китайских военных форумов сразу же решили, что речь идет о создании крупной и хорошо оборудованной военной базы, которую тут же окрестили «китайским Гуамом». Правда, никто из официальных лиц признавать, что КНР идет по американскому пути «гегемонизма и экспансии» не стал.

Нежелательная утечка или пробный шар?

Через некоторое время чертежи из свободного доступа исчезли. Причем так же неожиданно, как и появились. В проектной организации отказались от любых комментариев, поясняя, что речь идет о слишком чувствительной информации. Между тем вряд ли утечка была вызвана проблемами с соблюдением режима секретности. Сложно также поверить и в то, что в одной из крупнейших оборонных корпораций просто решили пошутить или наспех подготовить эскизы, чтобы оказать психологическое давление на несговорчивых вьетнамцев и филиппинцев, отказывающихся признать китайский суверенитет над островами архипелага Спратли.

Зарубежные аналитики уверены: такой проект действительно существует. Во-первых, расширением скал и рифов в той или иной мере занимаются все стороны территориальных споров в Южно-Китайском море. Во-вторых, Китай, постепенно отказываясь от формулы Дэн Сяопина «скрывать возможности и держаться в тени», все активнее заявляет о своих «стратегических интересах». Китайским руководством официально объявлен курс на превращение страны в океанскую державу. Усиление военного присутствия в Южно-Китайском море, где пролегают важные транспортные пути, соответствует этой концепции. Наконец, в-третьих, технически Китай уже давно готов к реализации подобных проектов.

Свидетельством умения китайцев справляться с такими задачами служит мощный глубоководный порт Яньшань, недалеко от Шанхая, расположенный на отвоеванных у моря землях. С материком порт соединен мостом протяженностью 32,5 километров. Еще один пример: в провинции Хайнань реализуется проект искусственного элитного острова Фэнхуан (Феникс) — с яхт-клубом, ресторанами, центром для конференций, роскошными гостиницами и жилыми комплексами. Остров длиной 1250 и шириной 350 метров начали насыпать в 2008 году. В настоящее время идет активное обустройство территории. Этот искусственный остров, по замыслу его создателей, позволит Китаю конкурировать с Пальмовыми островами (ОАЭ) в категории островной недвижимости класса люкс.

Больше, чем у американцев

Сразу же после того как схемы будущей военно-морской базы разошлись по интернету, о готовности Пекина реализовать проект насыпного острова в Южно-Китайском море заговорили китайские эксперты. Появились и новые подробности, которые опять же официально никто комментировать не стал.

Суть проекта такова. Базу планируют построить в районе группы трех рифов Файри Кросс (китайское название — Юншу), которая расположена на расстоянии 560 морских миль от острова Хайнань и в 250 милях от вьетнамского побережья. Фактический контроль над этой территорией КНР осуществляет с 1988 года. Сейчас здесь находится небольшой воинский контингент (до 200 человек), обслуживающий радиостанцию и радар. Кроме того, на крохотных рифах, где нет гражданского населения, установлена базовая станция китайского сотового оператора «Чайна мобайл».

Эксперты подтвердили, что на рифах после проведения насыпных работ будет построен полноценный армейский аэродром. Один из анонимных источников среди отставных военных сообщил гонконгской газете The South China Morning Post, что реализация проекта даст КНР возможность развернуть в Южно-Китайском море зону идентификации ПВО (о создании аналогичной зоны в воздушном пространстве над Восточно-Китайским морем Пекин объявил в прошлом ноябре).

По словам профессора Народного университета в Пекине Цзинь Цаньжуна, предложения о строительстве искусственного острова уже переданы на утверждение в правительство КНР. Причем, по его словам, размеры острова будут, по крайней мере, в два раза больше площади американской военной базы на атолле Диего Гарсия в Индийском океане.
Предполагаемая стоимость составит пять миллиардов долларов, на строительство уйдет 10 лет. По масштабу этот проект, как говорят эксперты, сравним с созданием атомного авианосца водоизмещением 100 000 тонн.

Как пояснил Цзинь Цаньжун, решение о строительстве в районе Файри Кросс может быть принято после того, как будут реализованы и проанализированы менее масштабные проекты. В частности, речь идет о насыпных работах в районе Южного рифа Джонсона (китайское название — Чигуа). Филиппины активно протестуют в связи с тем, что Китай уже серьезно преуспел в расширении мелких островов в этом районе, что было зафиксировано на спутниковых снимках.

С точки зрения права

После появления новости об активизации китайского островного строительства много говорилось о том, что, намывая острова, Пекин тем самым обеспечивает себе свободу действий в 200-мильной прибрежной зоне. Между тем, хотя в территориальных спорах Китая с соседями по региону много темного и неясного, здесь поводов для разночтений нет.

Искусственные острова, с точки зрения современного права, — это своего рода контрафакт. В Конвенции ООН по морскому праву, к которой присоединился и Китай, ясно сказано, что под положение о 200-мильной экономической зоне все эти «новообразования» не подпадают.

Пункт 7 статьи 60 Конвенции гласит, что искусственные острова, установки и сооружения не обладают тем же статусом, что и обычные острова. Они не имеют своего территориального моря и не влияют на определение границ территориального моря, исключительной экономической зоны или континентального шельфа.

Кроме того, оппоненты Китая могут ссылаться на положение конвенции о том, что искусственные острова «не должны создавать помехи для использования признанных морских путей, имеющих существенное значение для международного судоходства».

Стратегический расчет

«Безусловно, главный мотив амбициозного китайского проекта связан с планами стратегического усиления Китая в районе Южно-Китайского моря. В результате строительства острова в районе Файри Кросс Китай получит постоянную надежную базу для своей авиации и легких боевых кораблей в удаленном от побережья районе», — считает старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин.

Кроме того, размеры искусственного острова позволят развернуть значительные силы для обороны расположенных на нем войск. Например, батареи зенитных ракетных комплексов большой дальности (HQ-9 или даже С-400), а также тяжелых противокорабельных ракет YJ-62.

Чтобы не сгинуть в пучине

Дополнительным стимулом для начала строительства могли стать и проблемы, вызванные глобальным потеплением. Из-за таяния полярных ледников уровень моря поднимается. В результате мелкие кусочки суши могут полностью исчезнуть под водой.

Это серьезно тревожит островные государства. Так, на днях временный премьер-министр Фиджи Фрэнк Баинимарама обвинил мировое сообщество в том, что оно не решает проблему климатических изменений. По его словам, островным странам Тихого океана суждено «погибнуть под волнами». А на Форуме тихоокеанских островов отмечалось, что повышение уровня моря угрожает самому существованию соседей Фиджи — Кирибати, Тувалу и Маршалловых островов.

Не исключено, что Пекин решил подстраховаться на случай ухода под воду «нашего китайского Наньша» (так в Поднебесной называют Спратли). Если это так, то намерение поднять на три метра поверхность, на которой расположена военная база КНР в Южно-Китайском море, выглядит разумным шагом. Даже если обычные острова сгинут в пучине, искусственные не позволят китайскому суверенитету быть подтопленным.

подписатьсяОбсудить
Сергей Нарышкин Пятый куратор
Станет ли Сергей Нарышкин последним руководителем СВР
Нехватка легкости
«Вертолетам России» не хватает в программе легкой коммерческой машины
3D-винтовка для мировой революции
Сможет ли напечатанное оружие завоевать мир
Семь лет битв
Как шла самая кровопролитная война XVIII века
Александр ШпрыгинИндейская резервация
За что глава ВОБ Александр Шпрыгин лишился членства в РФС и машины
«Овечкин — одинокий волк сборной России»
Олимпийский чемпион подвел итог выступления национальной команды на Кубке мира
Олег Знарок (на втором плане) и Николай Кулёмин, Евгений Кузнецов и Евгений Дадонов (слева направо на первом плане) Похороните меня за кленом
Как Россия проиграла в принципиальном матче Канаде и вылетела из Кубка мира
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
Не ЗОЖ, но хорош
В Instagram полюбили ироничный аккаунт противницы правильного питания
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
С мотором в багажнике
Вспоминаем заднемоторные седаны в честь юбилея Skoda 105/120/125
Джентльмены, покупайте ваши моторы!
Непростой Тест: чьи двигатели стоят на спорт- и суперкарах?
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США