Формулу, по которой определяется стоимость российского газа для зарубежных потребителей, аналитики в шутку называют формулой любви. И не удивительно. Обычно вопрос о цене на этот товар становится актуальным, если у России разлаживаются отношения с кем-то из стран-покупателей, преимущественно европейских. Из чего же складывается для них цена тысячи кубометров российского газа и почему в разных странах она отличается в несколько раз? Могут ли европейцы найти более дешевую альтернативу российскому газу?
Бери или плати
Вопрос о том, из чего складывается стоимость природного газа, который «Газпром» продает потребителям в разных частях мира, не такой уж простой. Его цена включает в себя не только затраты на добычу и транзит. Скорее, прописанная в контракте цифра — это совокупность геофизических, химических, экономических и даже политических факторов. Последний обычно отрицается, особенно если между договаривающимися сторонами возникает конфликт. Но в условиях растущей взаимозависимости экономик покупатель, продавец или транзитер нет-нет да и не устоит перед соблазном в нужный момент поднять газовый вопрос.
Прежде чем говорить о конкретных ценах на голубое топливо, нужно вспомнить, что на сегодняшний день единого рынка газа, в отличие от рынка нефти, не существует. А его цена в разных частях мира формируется по разным принципам.
На европейском рынке действует принцип «бери или плати» (take or pay), или так называемый гронингенский принцип ценообразования. Свое название он получил от гигантского Гронингенского месторождения газа, открытого в Нидерландах в 1959 году. Его разработка оказалась слишком дорогой, и, чтобы она окупилась, были привлечены (главным образом, для строительства инфраструктуры) государственные средства. Кроме того, чтобы обеспечить стабильность оплаты и поставок, на газовом рынке был введен тот самый принцип «бери или плати», а цену на газ привязали к нефтяной.
Сейчас европейцы продают и покупают газ по этой системе. Она подразумевает долгосрочные контракты, фиксирующие ежегодные объемы выбора газа. Если покупатель не приобретает весь законтрактованный объем — платит штраф. Цена газа (обычно за тысячу кубометров) пересматривается ежеквартально. При этом она привязана к стоимости альтернативных энергоносителей.
На рынке США другие правила. Там газ является самостоятельным товаром и продается прежде всего на спотовом рынке (сделка с немедленным расчетом). При этом его цена не зависит от стоимости возможных заменителей. На этом рынке действуют краткосрочные контракты (максимум на два года). Когда потребление достигает пика, может образоваться дефицит газа, а цена его взлетит. И хотя этот рынок газа имеет многие признаки нефтяного, цены двух этих видов энергоносителей друг к другу не привязаны.
Спотовый рынок газа есть и в Европе, и часть объемов российского газа, в основном СПГ, а также приобретенного в Европе реализуется именно на нем. Gazprom Marketing & Trading Ltd. торгует на площадках Великобритании, Бельгии, Нидерландов и Франции. Однако основной объем российского природного газа продается в Старый Свет через долгосрочные контракты.
Скидка за лояльность
По спросу на этот вид топлива Европа лидирует в мире. По данным отраслевого объединения «Еврогаз», газовые потребности Евросоюза составляют около 462 миллиардов кубометров в год. На долю «Газпрома» в этом объеме приходится треть суммарного импорта в регион. Например, в 2012 году «Газпром» поставил в Европу 139 миллиардов кубометров газа.
«Газпром» экспортирует газ в страны Центральной и Западной Европы преимущественно в рамках долгосрочных контрактов сроком до 25 лет по принципу «бери или плати», заключенных на базе межправительственных соглашений. Кроме того, российский монополист использует и новые формы торговли на основе краткосрочных и среднесрочных продаж, разменных операций и разовых сделок. Формула цены в них привязана к корзине нефтепродуктов и учитывает изменение их стоимости за предшествующие 6-9 месяцев.
О том, как формируется цена на российский газ для зарубежных потребителей, сам «Газпром» предпочитает не распространяться. Конкретные цифры чаще всего становятся известны только в ходе «газовых» войн и конфликтов. Однако и так очевидно, что стоимость голубого топлива из России для разных стран региона заметно различается. «Формулу, по которой рассчитывается цена на газ, специалисты в шутку называют формулой любви, по которой дальние, но дружественные страны получают российский газ дешевле, чем, например, Украина, которая находится под боком, но отношения с которой разладились», — рассказал «Ленте.ру» аналитик управления инвестиционных операций Ланта-Банка Роман Ермаков.
В 2012 году средняя цена тысячи кубометров газа европейским странам составила 385,1 доллара, странам СНГ и Балтии — 305,3 доллара. В 2013 году средняя цена поставок газа в Западную Европу составила 380 долларов за тысячу кубометров. Средняя цена газа для стран СНГ и Балтии в 2013 году составляла 272 доллара за тысячу кубометров.
На сегодняшний день самый дешевый газ из России, по словам Романа Ермакова, получают стратегические партнеры. Это Белоруссия (186 долларов за тысячу кубометров), Армения (189 долларов) — цена газа для Армении обусловлена тем, что практически вся газораспределительная система этой страны постепенно перешла в ведение «Газпрома», Приднестровье (240 долларов).
Больше всех платят «Газпрому» страны бывшей Югославии – Македония (564 долларов), Босния (515 долларов), Словения (486 долларов). В этой же группе традиционно прохладные к России Польша (528 долларов) и Чехия (503 доллара), а также примкнувшая к НАТО Болгария (501 доллар).
Кроме того, больше за газ платят те страны, куда доступ топлива затруднен и куда, кроме «Газпрома», никто его не поставляет. С другой стороны, Турция (407 долларов) и Германия (379 долларов) получили существенные скидки в основном за содействие в стратегических проектах «Газпрома» — строительстве газопроводов «Северный поток» и «Южный поток».
Уровень цен для европейских потребителей в значительной мере зависит от стоимости газотранспортных услуг, отмечает эксперт Ланта-Банка. «Газпром» продает основной объем экспортного газа на границе страны-импортера компаниям, которые затем поставляют газ конечным потребителям. В цену газа для конечного потребителя закладывается стоимость его транспортировки по сетям низкого давления, содержание которых в несколько раз дороже, чем в России, а также налоги.
Так, к примеру, ставка тарифа на транспортировку российского голубого топлива по территории Украины с 2010 года является плавающей и определяется по формуле, которая зависит от стоимости топливной составляющей и инфляции в Европе. Так, в первом полугодии 2013 года тариф на транзит составлял 3,08 доллара за 1 тысячу кубометров на 100 километров, в третьем квартале — 3,04 доллара, в четвертом — 3,03 доллара. С января 2014 года ставка платы за транзит российского газа через территорию Украины уменьшилась на 9,9 процента, составив 2,73 доллара за тысячу кубометров на 100 километров. Эксперт также отмечает, что доходы «Нафтогаза Украины» от транзита российского газа выросли в 2013 году на 12,5 процента до 3,6 миллиарда долларов.
Исходя из контракта 2009 года цена для Украины составляет 485 долларов за одну тысячу кубометров. Однако украинская сторона настаивала, чтобы стоимость газа была снижена до 268,5 долларов — цены, которая действовала до ликвидации скидок за размещение Черноморского флота РФ в Крыму и за платежную дисциплину. РФ согласилась на компромисс в 385 долларов с отменой условия «бери или плати», но Украина его отвергла.
При составлении бюджета на 2014 год «Газпром» заложил среднюю цену экспорта газа в дальнее зарубежье на уровне 372 доллара за одну тысячу кубометров. При этом цены поставок газа для отдельных стран периодически корректируются (так называемые «ретроактивные платежи»).
От частного к общему
Каким бы ни был принцип формирования цен и предоставления скидок на газ, нравится он далеко не всем. И сейчас в Европе обсуждается идея отказа от индивидуального подхода в этом вопросе в пользу единообразия. Идею одной цены на газ для Европы предложил польский премьер Дональд Туск и поддержал еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. По сути, она отвечает еще более ранней идее создания в ЕС единого газового рынка и реализации норм Третьего энергопакета, ставшего камнем преткновения в российско-европейских газовых отношениях. Настроения в этом вопросе были подогреты событиями на Украине, возродившими старые европейские фобии по поводу критической газозависимости от России. Только приведет ли эта мера к снижению цены на газ для потребителей, сказать сложно.
Для реализации механизма единых цен и единых правил необходимо, чтобы большая часть газа в Европе продавалась через спотовый рынок. В этом случае цены контрактов будут привязаны к индексам спотовых цен, устанавливаемых на торговых площадках. Однако у европейских стран заключены долгосрочные контракты с «Газпромом», и не исключено, что к идее единой цены придется вернуться лишь после того, как договоренности истекут.
К тому же, вряд ли стоит считать, что единая цена — обязательно низкая. После установления одинаковой закупочной стоимости газа его цену для населения разных стран придется корректировать — повышать или снижать. А ведь в ряде стран ЕС, как отмечал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, с населения взимается 20-25 процентов цены, по которой газ реализуется местными посредниками — распредкомпаниями.
Кроме «Газпрома» в Европе есть и другие поставщики природного газа. Ближние — Норвегия, Великобритания, Нидерланды, дальние — Алжир и Ливия. Но полностью заменить российский газ, как недавно заявила Норвегия, им не под силу, даже если теоретически можно нарастить объемы добычи. Поэтому на значительное снижение цены для потребителя вряд ли стоит рассчитывать.
Из оставшихся вариантов наиболее приближенными к реальности остаются два — СПГ и обещание США обеспечить Европу сланцевым газом как более приемлемой альтернативой российскому.
По сравнению с газом, бегущим по трубам, СПГ выигрывает в цене, тем более если он продается на спотовом рынке по краткосрочным контрактам. И все-таки по объемам потребления он заметно проигрывает обычному газу. Несмотря на развитую инфраструктуру по приему СПГ на территории ЕС и реализацию ряда проектов в этой сфере, на сегодняшний день регион обеспечивает себя этим видом газа лишь на 15 процентов. Основная доля потребляемого СПГ приходится на импорт — из России, Катара, Алжира. Так, в 2012 году объемы импорта составили почти 63 миллиарда кубометров, при этом загрузка мощностей равнялась лишь 33 процентам.
Несмотря на конкурентов, на этом рынке у России неплохие перспективы. Как отмечается в исследовании Энергетического центра Московской школы управления «Сколково», нормы Третьего энергопакета в этом случае играют на руку российским поставщикам СПГ. Они предусматривают обязательный доступ к приемным терминалам третьих стран, что упрощает доступ российского СПГ на европейский рынок. При этом авторы исследования считают, что в ближайшие годы конкуренция между СПГ и трубопроводным газом на этом возрастет, поэтому России как основному поставщику последнего нужно готовиться к конкуренции именно на рынке СПГ.
Американский сланцевый газ, как считают эксперты, учитывая дороговизну его добычи и доставки, конкуренцию с традиционным не выдержит. А дешевые поставки СПГ из США могут привести к его удорожанию на внутреннем рынке страны, за что не скажет спасибо местная промышленность, получающая за счет дешевого газа большое преимущество перед конкурентами.
Если говорить о перспективах стоимости природного газа, то, по мнению отраслевых экспертов, его потребление, как и других энергоносителей, будет расти, а цена останется стабильной или продолжит умеренно повышаться. По мнению Романа Ермакова, многое будет зависеть от цен на нефть, как товара-альтернативы, а также от ситуации с экономикой Китая и Индии. Многие сейчас концентрируются на замедлении ВВП КНР, но при этом забывают, что Индия занимает четвертое место по импорту голубого топлива. «Разговоры об альтернативной энергетике имеют под собой некоторую базу, но энергия, получаемая из возобновляемых источников, не способна заменить нефть и газ», — говорит он. Эксперт полагает, что спрос на газ в мире будет продолжать расти за счет развивающихся экономик, а следовательно, в перспективе ценам на голубое топливо мало что угрожает.
Рассчитывать на то, что в обозримом будущем природный газ заменят его конкуренты, не стоит, полагает, управляющий активами Concern General Invest Владислав Метнев, хотя борьба на рынке между ними возрастет. При этом теоретически возможность снизить стоимость газа для потребителей в перспективе все же есть. Это спотовый рынок, на котором стоимость кубометра может быть ниже, чем по контрактам «Газпрома», а цена формируется по иным принципам. По словам аналитика «Альпари» Анны Кокоревой, сейчас оказывается давление на компании, чье ценообразование не привязано к споту — если оно увенчается успехом, то цены монополистов должны снизиться до спотовых. Однако перспективы этого события, считает эксперт, очень туманны.