Утром 5 июля ополченцы оставили Славянск. Город, за который почти три месяца шли ожесточенные бои, занимает украинская армия. По поручению президента Петра Порошенко там уже поднят украинский флаг. Часть ополченцев, находившихся в городе, отступила в соседний Краматорск, другие направились в Донецк. В самом областном центре и его окрестностях также активизировались боевые действия.
Славянск расположен на севере Донецкой области, его население, по данным 2011 года, составляло около 120 тысяч человек. Город находится в центре Юзовского месторождения сланцевого газа, что, согласно распространенной версии, и сделало его фактически центром противостояния между украинской властью и ее противниками на Донбассе.
После того как ополченцы (тогда их еще называли сторонниками федерализации) захватили административные здания в Славянске (это произошло 12 апреля, на следующий день в городе появился «народный мэр»), Киев выдвинул оппонентам на востоке ультиматум, потребовав освободить захваченные объекты и сложить оружие. В противном случае украинские власти пригрозили провести в широкомасштабную силовую операцию, которая и была начата 14 апреля.
Оборона
По данным ополчения, Славянск и его окрестности постоянно подвергались артобстрелам, в ходе которых гибло мирное население. К началу июля 2014 года, по оценке исполняющего обязанности мэра Александра Самсонова, город, оказавшийся в зоне боевых действий, покинула примерно половина населения. Командующий ополчением Игорь Стрелков, выступая с обращением 4 июля, отмечал, что в городе остаются «более 30 тысяч человек».
В городе было прекращено электро- и водоснабжение, на днях в результате обстрела была выведена из строя Славянская ТЭС. И.о. мэра констатировал, что в Славянске катастрофически не хватает продуктов и продовольствия.
Украинская армия продолжала стягивать к Славянску силы, отрезая пути, по которым могли доставляться оружие и подкрепления. В середине июня, как заявил командир ополчения, министр обороны непризнанной Донецкой республики Игорь Стрелков, его гарнизон фактически оказался в полном оперативном окружении (ополченцев он при этом сравнил с защитниками Брестской крепости).
Ополченцы продолжали боевые действия (в конце июня, в частности, они разгромили блокпост силовиков в поселке Мирный близ Славянска, захватив там БТР и оружие, а также прорвались к Северску, через который проходил канал коммуникаций со Славянском), однако Стрелков констатировал, что противостоящие им военные по-прежнему имеют подавляющее превосходство в бронетехнике и артиллерии (не говоря уже об авиации). Он заявлял, что ополчению необходима военная помощь со стороны России, предупреждая, что в противном случае удержать город не удастся.
С очередным обращением командир ополченцев выступил 4 июля. Он сообщил, что военные окружили Николаевку (в окрестностях Славянска), подвергнув ее массированному артобстрелу, связь с ополчением, находившимся в городе, была потеряна, обстрелы самого Славянска при этом продолжались. Действия военных Стрелков назвал геноцидом, заявив, что для того, чтобы сломить сопротивление ополченцев, «противник, не задумываясь, применяет все средства вооружения по мирному населению». Он признал, что его бойцы в этих условиях «начинают терять волю к борьбе».
По словам Стрелкова, за время перемирия украинская армия провела полное сосредоточение и мобилизацию, группировка возле Славянска и Краматорска имеет в своем распоряжении более 60 тяжелых орудий, 20 установок РСЗО (вся эта артиллерия, как заявил он, непрерывно работает), постоянно получает дополнительную бронетехнику — взамен той, которую удается подбивать ополченцам.
Стрелков заявил, что Славянску грозит уничтожение в случае, если Россия не вмешается в конфликт или не добьется прекращения огня. «Мне предлагают взять на себя ответственность за их (жителей Славянска) гибель и за гибель той бригады ополчения, которая находится в моем распоряжении», — заключил он, добавив, что готов сражаться, но не хочет погибнуть бессмысленно «и похоронить под развалинами города людей, которые нам поверили».
Отход
Сообщения о том, что ополченцы начали покидать Славянск, стали появляться с раннего утра 5 июля в украинских СМИ и социальных сетях. Источники утверждали, что колонна с бойцами ополчения под огнем украинских военных прорвалась в соседний Краматорск. Вскоре информацию подтвердил «народный мэр» Славянска Владимир Павленко. Он рассказал, что в Краматорск к местному штабу ополчения прибыли три КамАЗа, два танка и еще восемь машин. На горсовете, по словам очевидцев, был вывешен флаг «стрелковцев».
«Ночью в городе был серьезный бой. Террористы выехали на автотранспорте в сторону Краматорска и города Артемовск, — сообщали «Новости-Донбасса. — На блокпостах вокруг города осталось небольшое количество боевиков из местных». Издание отмечало также, что основные административные здания города заминированы.
Информацию подтвердили и бойцы аэромобильной бригады, базирующиеся на горе Карачун близ Славянска (с которой обстреливались позиции ополченцев). Они рассказали, что в Краматорск пробиваются две колонны и что «по ним гасит наша артиллерия» (боец бригады заявил также, что информация о готовящемся отступлении ополченцев поступила военным еще в полночь). Позднее представитель Совета безопасности Украины Андрей Лысенко сообщил, что у отступавших ополченцев подбиты две БМП, два БТР и один танк.
В середине дня новый министр обороны Украины Валерий Гелетей и начальник Генштаба ВС Виктор Муженко доложили президенту, что Славянск взят. Над горсоветом был поднят украинский флаг. Было объявлено, что начаты работы по восстановлению жизнедеятельности города. Отличившихся солдат президент поручил представить к наградам.
Въезд в город, как отмечалось, блокирован (хотя гражданское население оттуда выпускают). Представитель Совета безопасности Украины заявил, что «идет работа по обезвреживанию бандформирований, которые еще небольшими отрядами прячутся в городе».
Некоторые при этом продолжали утверждать, что о сдаче города, который для ополчения стал символом противостояния украинской власти, речь не идет. На «Русской весне» появилось заявление некоего ополченца по имени Дмитрий (утверждалось, что он вместе с товарищами находится на передовой в Славянске), который настаивал на том, что «город под полным контролем ополчения».
Однако информацию о том, что город взят украинскими войсками, к тому времени подтвердили и российские СМИ, и представители ДНР. «Рано утром ополченцы были вынуждены оставить город, — говорилось в сюжете «Первого канала». — Сначала был массированный обстрел. Как рассказывают очевидцы, украинские военные и так называемая Нацгвардия сомкнули кольцо вокруг Славянска. Дальше — артиллерия била не только по блокпостам, но и по жилым кварталам. В Славянск вошли танки и пехота. Начались уличные бои. Тогда силы самообороны приняли решение отступать. Несмотря на плотный огонь, колонна прорвалась в соседний Краматорск. Часть техники по дороге подбита».
Появился комментарий от донецкого «народного губернатора» Павла Губарева, подтвердившего, что ополченцы оставили Славянск по решению Стрелкова. «Потери ополчения минимальны. Организованно и сплоченно силы ополчения вышли в сторону Краматорска, далее передислокация продолжится, очевидно, в Горловку и Донецк», — сообщил он. Отступление, как заявил Губарев, позволит выиграть время, которое может быть использовано для «завершения процесса объединения сил ополчения, их централизации под единоначальное командование, усиления снабжения войск».
Нечто подобное заявил и депутат парламента ДНР Мирослав Руденко. Ополченцам, как он выразился, «удалось выйти на оперативный простор с минимальными потерями, чтобы продолжить борьбу». «Более того, теперь стало возможным сплотить все группы ополченцев, которые расположены в Краматорске, Дружковке, Горловке, Донецке, Макеевке и других городах», — добавил депутат.
В украинских СМИ между тем появилась информация, что ополченцы покидают и Краматорск тоже, а также некоторые другие населенные пункты. В частности, по данным «Новостей Донбасса», колонна ополченцев покинула Константиновку. Об автобусах и грузовиках с ополченцами, покидающими город, сообщили и жители Горловки (при этом не уточнялось, идет ли речь о местных сторонниках ДНР или же о тех, кто ранее прибыл из Славянска). А командир батальона «Донбасс» (поддерживающего украинскую власть) Семен Семенченко написал в Facebook, что «освобождена Селезневка и с минуты на минуту будет взята Семеновка».
В «освобожденные» от ополченцев города, как заявил глава МВД Арсен Аваков, будут назначены военные коменданты.
Примерно в 13:00 по местному времени стало известно, что в Донецк вошла передовая колонна ополченцев из Славянска. В самом городе и его окрестностях к тому времени активизировались боевые действия. В частности, бои велись в районе аэропорта. Над городом была замечена военная авиация. Военные действия развернулись также в районе Карловки (в 15 километрах от областного центра). Продолжаются вооруженные столкновения в Луганской области, а также у границы Украины с Россией.