Тише едешь…

Столичное правительство намерено снизить скорость движения в центре города до 40 километров в час

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Правительство Москвы собирается ограничить скоростной режим в центре города. Скорость движения автотранспорта в пределах Бульварного кольца столичные чиновники планируют снизить до 40 километров в час. По мнению городских властей, это сделает движение более комфортным, уменьшит количество заторов, а также повысит безопасность. Эксперты, однако, опасаются, что данная мера дополнительно осложнит жизнь автомобилистам и не приведет к улучшению дорожной обстановки.

О том, что разрешенная скорость в центре города будет снижена до 40 километров в час, общественности сообщил замглавы столичного Центра организации дорожного движения правительства Москвы (ЦОДД) Александр Поляков. Он рассказал, что комиссия по безопасности дорожного движения ЦАО, в которой участвует и ГИБДД, поддержала предложение ЦОДД о введении внутри Бульварного кольца «пониженного» скоростного режима. Он также уточнил, что новые ограничения вступят в силу уже к концу года.

Какие аргументы приводят столичные власти в пользу неспешной езды? В ЦОДД считают, что снижение скорости поможет сократить транзит транспорта через центр Москвы, уменьшить число ДТП и обеспечить комфортное передвижение пешеходов. В организации, в частности, ссылаются на исследования психологов и социологов. На официальном сайте эти работы не опубликованы, но, по словам пресс-секретаря ЦОДД Анастасии Писарь, они доказывают, что для комфортного передвижения пешехода скорость движения автотранспорта не должна превышать скорости человека, идущего по улице, в 10 раз. Учитывая, что средняя скорость ходьбы составляет 4 километра в час, скорость транспорта следует снизить как раз до 40 километров в час.

Авторы инициативы ссылаются на опыт европейских столиц, где подобные ограничения уже действуют. В Берлине, например, при максимально разрешенной скорости 50 километров в час на небольших улицах можно ездить не быстрее 30 километров в час. Ограничение скорости в Лондоне — 48 километров в час, но в некоторых районах нельзя разгоняться быстрее 32 километров в час.

Впрочем, повсеместного снижения скорости, даже внутри Бульварного кольца, не планируется. Разрешенную скорость 60 километров в час оставят на дорогах, где есть подземные переходы. Это часть Кремлевского кольца (Моховая улица, Театральный проезд, Лубянская площадь, Новая площадь, Китайгородский проезд), Тверская улица и улица Воздвиженка.

Выступая на комиссии по безопасности Общественной палаты РФ (ОП) Александр Поляков рассказал, что, по их расчетам, снижение разрешенной скорости на 20 километров в час позволит уменьшить транзит через центр примерно на 9000 машин в сутки, а заторы сократятся на 6 километров. Он также заметил, что сейчас средняя скорость движения внутри Бульварного кольца составляет чуть больше 30 километров в час днем и 45 километров в час ночью, поэтому ЦОДД по сути предлагает лишь зафиксировать это положение. Члены ОП не поддержали инициативу, однако согласились, что на маленьких улицах внутри Бульварного кольца ограничить скоростной режим можно, но такие решения следует принимать отдельно по каждой улице.

Не полагаясь на представителей общественности, столичные чиновники решили поинтересоваться мнением москвичей напрямую. 22 июля в системе электронных референдумов «Активный гражданин» по инициативе департамента транспорта Москвы стартовал соответствующий опрос. «Поддерживаете ли вы идею снижения скорости в центре Москвы?» — спрашивают пользователей системы. На выбор предлагается три варианта ответа: «Да, поддерживаю», «Это должны решать специалисты» и «Нет, это существенно не изменит дорожную ситуацию». Опрос будет проводиться до 14 августа. Для регистрации на сервисе необходим только номер мобильного телефона, поэтому участвовать в нем может кто угодно. Так что вопрос о том, москвичи или кто-то еще высказывался на предложенную тему, априори останется без точного ответа.

Эксперты и общественные активисты восприняли предложение ЦОДД без энтузиазма, а из предложенных для голосования ответов единодушно выбрали последний. Генеральный директор дирекции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения» Андрей Погребняк считает, что при определенных условиях эти меры могут быть оправданны. «Расчетами и наблюдениями установлено, что максимальная пропускная способность улиц достигается на скорости от 40 до 50 километров в час, — говорит эксперт. — Если говорить о попытке повысить пропускную способность дорог, то, наверное, это обоснованно». Погребняк, однако, советует для начала посмотреть, какая на самом деле средняя скорость на участках, где ее собираются снизить. Затем, по его словам, можно делать выводы. Однако, если по данным замглавы ЦОДД, средняя скорость в центре даже ночью не превышает 45 километров в час, это говорит не в пользу снижения скорости.

Председатель общероссийского общественного «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин уверен, что данная мера никак не отразится на состоянии движения, потому что при той загруженности центра города, которая существует сегодня, разогнаться быстрее 40 километров получается крайне редко. Если же говорить о редких часах, когда центр свободен, то какие-то ограничения, по словам Похмелкина, возможны на отдельных участках, где, например, есть наземные переходы, резкие повороты и тому подобное. Но в таких местах можно ограничиться установкой знаков и «лежачих полицейских».

В центре Москвы крайне редко происходят ДТП на скорости 60 километров в час, рассказал Похмелкин. Как правило, это мелкие столкновения в условиях плотного движения. Аварии, совершенные из-за превышения скорости, по его мнению, в расчет брать не следует, так как психология нарушителей предполагает, что они будут превышать любую разрешенную скорость. По словам Похмелкина, проблема состоит в том, что столичные чиновники, выходя с подобными предложениями, не подкрепляют их соответствующей статистикой. «Вот если бы нам на цифрах показали, что в центре города неуклонно растет количество ДТП на скоростях 60 километров в час, тогда бы это предложение выглядело уместным, — говорит он. — Исследования показывают, что водитель оптимально контролирует автомобиль на скорости до 64 километров в час, так что это нормальный скоростной режим для населенного пункта. Мне кажется, московское правительство делает это с единственной целью — вытеснить автомобилистов из города и пересадить их на общественный транспорт. Тут и введение платы за парковку, и повышение штрафов, а теперь вот и снижение скорости».

Вице-президент «Движения автомобилистов России» Леонид Ольшанский вообще никаких положительных эффектов от этой инициативы не ожидает. Более того, по его мнению, любое усиление санкций в административном законодательстве ведет к росту коррупции. «Напомню вам, если скорость превышена на 60 километров, это означает лишение прав, — говорит Ольшанский. — Если водитель на участке пустой дороги, под горку, разгонится до сотни, что несложно на современных автомобилях, то вот вам и лишение. А это уже совсем другая сумма взятки по сравнению с превышением на 30-40 километров». По словам Ольшанского, он поддерживает многие начинания мэра Сергея Собянина, но давление на автомобилистов, на его взгляд, переходит все допустимые пределы. «Пора прекратить эти репрессии вроде повышения стоимости ОСАГО и увеличения штрафных санкций в Административном кодексе, — говорит он. — В нашей стране 40 миллионов автомобилистов. Почти каждая московская семья имеет машину. Все эти притеснения могут закончиться очень печально».

Президент Коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин считает, что положительный эффект от снижения разрешенной скорости может быть только в увеличении собираемости штрафов. «У нас люди, к сожалению, не понимают, как по ровной пустой дороге можно ехать со скоростью 40 километров в час, — говорит Травин. — Будут превышать, их будут штрафовать. Столичный бюджет пополнится». По его словам, столичные чиновники не представили убедительных доказательств, что снижение разрешенной скорости положительно скажется, например, на безопасности пешеходов. «Если бы мне привели данные о том, что на участке с максимальной скоростью 60 километров в час в течение года произошло 100 наездов на пешеходов, а когда скорость снизили до 40 километров в час, то не сбили ни одного, — тогда это будет веский аргумент, — признает Травин. — Но у нас все это делают как-то умозрительно, не подтверждая никакими статистическими и экспериментальными данными».

О том, что неплохо бы провести эксперимент, говорит и координатор проекта гражданских активистов «Движение» Андрей Филин. «Надо, чтобы те люди, которые эту идею продвигают, сами попробовали пару месяцев поездить по новым правилам, — предлагает Филин. — Поставим на все чиновничьи автомобили приборы ГЛОНАСС, которые контролируют скоростной режим, и посмотрим, что из этого выйдет. Пусть они собственным примером докажут нам, что это возможно. Если в течение этого времени никто не нарушит этих ограничений, я соглашусь. Иначе несправедливо получится, если мы будем ползти со скоростью 40, а они, как и прежде, будут гнать по разделительной под сотню».