Спор между министерством обороны США и Конгрессом о судьбе российских многоцелевых вертолетов для вооруженных сил Афганистана вышел на новый виток. Руководство Пентагона твердо решило продолжить закупки Ми-17В-5, в то время как конгрессмены настаивают на полном прекращении контактов с госкомпанией «Рособоронэкспорт» и замене российских вертолетов для Афганистана американскими. Это противостояние длится уже несколько лет, однако на фоне действующих американских санкций в отношении России приобрело особый оттенок. Развязкой сложившейся ситуации может стать лишь частичное применение санкций к российскому экспортеру.
Решение о закупке первой партии из 21 многоцелевого вертолета Ми-17В-5 Пентагон принял еще в конце 2009 года. Тогда же Конгресс США одобрил финансирование этого проекта, закрепив его в военном бюджете на 2010 финансовый год, правда, неохотно. Уже в начале 2010 года несколько конгрессменов выступили против покупки российских вертолетов для Афганистана, потребовав от Пентагона найти им замену. Основным аргументом тогда был перерасход средств. В отчете перед комиссией по закупке вооружений Конгресса США указывалось, что решение о покупке Ми-17В-5 привело к «большой растрате, перерасходу средств, срыву сроков, проблемам с безопасностью и к трудностям с поставкой».
Уже тогда правительство США начало активно урезать непомерно раздувшиеся военные расходы, и на этом фоне заявление о необходимости покупать как можно меньше военной техники за рубежом выглядело довольно логичным. Американские военные также признали, что вкладывать деньги налогоплательщиков в российские вертолеты, когда у США есть собственные вертолетные компании, как минимум странно. Но при этом в Пентагоне заявили, что в случае с афганской армией, практически не имеющей собственной транспортной авиации, другого выхода просто нет. Министерство обороны США привело несколько доводов в пользу этого заявления.
Во-первых, вертолеты Ми-17 были разработаны в СССР специально для эксплуатации в климатических условиях жаркого и гористого Афганистана, в то время как американские многоцелевые машины предназначены для мягкого климата. Во-вторых, исторически афганские военные получали много различной техники из СССР, и подавляющее большинство местных летчиков не умеют управлять несоветскими типами вертолетов. В-третьих, переподготовка афганских летчиков на управление американскими летательными аппаратами потребует много времени и денег. «Нам придется пережить то, что вертолеты российские. Они хорошо работают в Афганистане», — заявил ответственный за реформу ВВС Афганистана американский бригадный генерал Майкл Боэра.
Контракт на поставку Ми-17В-5 афганским военным был полностью согласован с «Рособоронэкспортом» еще в мае 2011 года. К концу того же года первые машины по этому соглашению прибыли в Кабул. Полностью поставки завершились в 2012 году. Стоимость контракта составила около 900 миллионов долларов, включая техническое обслуживание вертолетов и поставки запчастей. По мере исполнения российского контракта, американские конгрессмены и сенаторы продолжали усердно давить на Пентагон, требуя ввести санкции в отношении «Рособоронэкспорта». Так, в июне 2012 года члены комитета по обороне Сената США потребовали от Леона Панетты, занимавшего тогда пост министра обороны, полностью отказаться от покупки Ми-17.
Политики упирали на то, что Россия ведет военно-техническое сотрудничество с Ираном, в отношении которого действуют санкции ООН. В частности, Сенат утверждал, что «Рособоронэкспорт» передает Тегерану оборудование для производства баллистических ракет, но выдает его за технологии для запуска коммерческих спутников. В том же 2012 году американские политики обвинили «Рособоронэкспорт» и в поставках вооружения и военной техники Сирии, также находящейся в санкционном списке. Российские власти в ответ на подобные обвинения заявляли, что все технологии поставляются в Иран и Сирию строго в соответствии с условиями санкции ООН.
Сотрудничество с Ираном уже становилось поводом для введения санкций в отношении российского экспортера вооружений: схожие меры принимались в отношении «Рособоронэкспорта» в 2006-м и 2008 годах. Тогда действия американской стороны расценили в госкомпании как проявление недобросовестной конкуренции. В мае 2010 года санкции против «Рособоронэкспорта» были сняты. В 2012 году Пентагон активно сопротивлялся требованиям политиков, продолжая настаивать на покупке вертолетов Ми-17 для Афганистана, а также для Ирака и Пакистана. Кроме того, военные планировали купить несколько единиц таких машин и для своих сил специальных операций.
Как итог, Сенат США, не сумев договориться с Пентагоном, 30 ноября 2012 года принял поправку в бюджетное законодательство, запрещающую покупку техники у «Рособоронэкспорта». Немного позже выяснилось, что военные не обязаны ее исполнять, поскольку документ носил рекомендательный характер. Окончательный же запрет на сотрудничество Пентагона с российским экспортером приняли только в середине 2013 года. К этому времени военное ведомство США уже подписало с «Рособоронэкспортом» несколько контрактов на поставку Ми-17В-5. По условиям всех заключенных соглашений, предусмотренных опционом к самому первому контракту, афганские военные должны получить около 70 российских вертолетов.
В конце 2013 года появилась информация о том, что Пентагон намерен приобрести еще 15 Ми-17 на общую сумму в 345 миллионов долларов, однако позднее, по требованию Конгресса США, переговоры о покупке были приостановлены. В 2014 году США ввели в отношении России новые санкции, обвиняя страну в дестабилизации политической и социальной обстановки на Украине. «Рособоронэкспорт» в санкционный список пока не попал, однако американцы всерьез рассматривают эту возможность. Пентагон же, активно выводящий войска из Афганистана, должен в кратчайшие сроки обеспечить афганских военных минимальным количеством техники, необходимой для самостоятельного поддержания безопасности.
В середине августа 2014 года заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Игорь Севастьянов объявил, что Пентагон настаивает на закупке российских многоцелевых вертолетов. При этом представитель госкомпании отметил, что высокопоставленные американские военные на переговорах с российской стороной дали понять, что хотели бы купить российские вооружения и военную технику для Армии США, «если бы на то была политическая воля». Ведутся ли с американцами переговоры о поставке новой партии вертолетов Ми-17 Афганистану, Севастьянов не уточнил. Источник «Ленты.ру», знакомый с российским военным экспортом, рассказал, что в настоящее время переговоры с Пентагоном ведутся, однако ожидать скорого подписания контракта не следует. Вероятно, имеется в виду потенциальное соглашение о поставке афганским военным 15 вертолетов Ми-17В-5.
К настоящему времени Россия по американским соглашениям уже поставила Афганистану 45 многоцелевых вертолетов. Все уже подписанные контракты предусматривают штрафные санкции за отказ от оплаты техники. Так, по словам начальника управления армейских закупок США генерал-майора Майкла Уильямсона, в случае разрыва соглашения с «Рособоронэкспортом» штрафные санкции могут превысить сто миллионов долларов. Впрочем, конгрессмен-демократ Ричард Блюменталь на это ответил, что «пусть русские попробуют штрафы взыскать». В качестве альтернативы Конгресс предложил министерству обороны США обдумать возможную поставку Афганистану тяжелых транспортных вертолетов CH-47F Chinook.
Сказать в точности, чем закончится противостояние между американскими военными и Конгрессом, невозможно. Ясно одно — в ближайшее время «Рособоронэкспорту» санкции не грозят. В самом худшем случае, если санкции все же введут, они вряд ли коснутся афганских Ми-17. В условиях жесткого сокращения военных расходов и острой потребности Афганистана в новой военной технике США будет выгоднее продолжить закупки вертолетов у России. И дело не только в штрафных санкциях, предусмотренных уже подписанными контрактами, но и в стоимости американской вертолетной техники, ее доставки и последующем техническом обслуживании.