Хотите видеть только хорошие новости?

Главный иностранец советского экрана

Ушел из жизни Донатас Банионис

Донатас Банионис на съемках фильма Андрея Тарковского «Солярис»
Донатас Банионис на съемках фильма Андрея Тарковского «Солярис»
Фото: РИА Новости

Популярность к Донатасу Банионису пришла на пятом десятке. Но сразу и навсегда. Переломным в карьере актера Паневежисского театра в Литве стал 1966 год. Сыграв дебютную главную роль в фильме Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать», Банионис сразу получил и Государственную премию СССР, и премию Ленинского комсомола, а по результатам опроса читателей журнала «Советский экран» картина была признана лучшим фильмом года. В стране за железным занавесом эти награды значили не меньше, чем «Оскар». С тех пор Банионис шел от одной звездной роли к другой почти до развала Союза ССР.

Его имя стало почти нарицательным. Вспоминается анекдот, довольно популярный во времена советской власти. Двое идут по Красной площади. Один другому говорит: «Слушай, не бойся, ну давай подойдем, спросим». После препирательств они подходят к представительного вида мужчине и говорят, простите, пожалуйста, а вы кто? Тот отвечает с характерным причмокиванием: «Я генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза, товарищ Леонид Ильич Брежнев». Один другому, разочарованно: «Ну вот видишь, я же говорил, а ты все Банионис, Банионис...» В общем, когда актеру удается войти в народный фольклор, это высшая степень признания.

Донатасу Юозовичу Банионису очень везло с режиссерами, с прекрасными ролями, с узнаваемостью и даже со здоровьем. Он прожил долгую кинематографическую жизнь, играя почти до смерти главные роли, например в неплохом российском сериале «Новые приключения Ниро Вульфа и Арчи Гудвина» (2007). Единственное, с чем ему не везло, это с сильным прибалтийским акцентом. Практически нигде, кроме малюсенького эпизода в рязановском «Берегись автомобиля», где он сыграл пастора, покупавшего ворованный автомобиль на деньги прихожан, мы не слышим его собственный голос. Приходилось переозвучивать.

Зато его внешность почти у каждого ассоциируется с несколькими вполне архетипическими персонажами кино. Во-первых, конечно, он русский разведчик в стане врага в период холодной войны. «Мертвый сезон» (1968) Саввы Кулиша вошел в пантеон фильмов, которые были обязательны к показу на Центральном телевидении ко всем значимым государственным праздникам. И, надо сказать, именно у этой звездной роли он почерпнул свою характерную манеру игры: по-прибалтийски немногословный, красивый, несмотря на легкую полноту, малоэмоциональный и при этом обаятельный и умный. Сочетание неоднозначных, порой противоположных качеств, таких как молчаливость и редкое чувство юмора, приглянулось самому Андрею Тарковскому, снявшему его в главной роли в шедевральном «Солярисе» (1972). Эта роль вписала имя Баниониса в мировой контекст и навсегда закрепила его образ в истории кино.

В его карьере были и неудачи, например, роль Франсиско Гойи в одноименном и не самом лучшем байопике Конрада Вольфа в 1971-м, как и почти забытая роль Бетховена в подобной же биографической картине 1976 года. Дело в том, что Банионису по складу характера не давались роли истериков, либо не получалось хорошо играть в картинах, где приходилось подстраиваться под исторический образ. Он с трудом играл не себя самого. Зато в комедийных гротесках, таких как «Приключения принца Флоризеля» Евгения Татарского, он смешил зрителя, не скорчив ни одной гримасы, то есть показывая высший клоунский пилотаж. Разнообразие актерского арсенала позволяло Банионису играть в любых жанровых постановках, от трагикомедий до психологических драм. Тут сказывался многолетний опыт театрального актера и режиссера. На сцене Паневежисского театра он сыграл более ста ролей, а когда в 1980 году возникла угроза существованию театра, Банионис взвалил на свои плечи весь груз проблем, включая хозяйственные, и стал главным режиссером, руководя родным театром в течение восьми лет.

Актеру повезло не только с официальным признанием, хотя он был удостоен звания народного артиста СССР к своему 50-летию в 1974 году. Стиль игры актера, его манера наиболее полно выражается словами режиссера Витаутаса Жалакявичуса: «Баниониса называли интеллектуальным актером... Банионис — и глубоко чувствующий, лепящий образ "вовнутрь". Он строит интерьер души. Строит лабиринты познания... Его перевоплощения не требуют от него каких-либо психологических переустройств. Его внешность — внутри. Его лицо — внутри. Оно соткано из эмоций».

Донатас Юозович Банионис ушел из жизни в 90 лет, и его имя прочно вошло в плеяду лучших актеров на пространстве бывшего Союза.

«Горло себе перережу»
Реституция по-ставропольски: как РПЦ выживает из дома семью ветерана
Сергей Халюта в заповеднике «Херсонес Таврический»Монастырь раздора
Крымские церковнослужители требуют передать им 24 здания музея «Херсонес»
«Китайцы многое маскируют»
Почему России нельзя расслабляться на фоне появления ракет КНР возле границы
«Эта опасность на первый взгляд не видна»
Адвокат Шота Горгадзе о негативных последствиях декриминализации семейных побоев
Лё седан
Длительный тест обновленного седана Citroen C4: часть первая
3 президентских лимузина, никогда не возивших президентов
Президентские автомобили США, СССР и РФ, которые не дождались своих владельцев
Тест: угадай машину по ручке двери
Щелкали наши предыдущие тесты как орешки? Попробуйте этот!
Топ-25 внедорожников в России
Какие кроссоверы и внедорожники продавались в 2016 году лучше остальных
«Мы начали решать свои проблемы, как в 90-х»
За потребительские кредиты смогут отбирать квартиры
Развели тут бордель
Экскурсия по самому большому публичному дому Южного полушария
Война дворцам
Каких домов лишились в 2016 году звезды Голливуда
«Теперь она бомж и живет в закутке под лестницей»
История преподавательницы, лишившейся трех квартир в Москве