Главный иностранец советского экрана

Ушел из жизни Донатас Банионис

Донатас Банионис на съемках фильма Андрея Тарковского «Солярис»
Донатас Банионис на съемках фильма Андрея Тарковского «Солярис»
Фото: РИА Новости

Популярность к Донатасу Банионису пришла на пятом десятке. Но сразу и навсегда. Переломным в карьере актера Паневежисского театра в Литве стал 1966 год. Сыграв дебютную главную роль в фильме Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать», Банионис сразу получил и Государственную премию СССР, и премию Ленинского комсомола, а по результатам опроса читателей журнала «Советский экран» картина была признана лучшим фильмом года. В стране за железным занавесом эти награды значили не меньше, чем «Оскар». С тех пор Банионис шел от одной звездной роли к другой почти до развала Союза ССР.

Его имя стало почти нарицательным. Вспоминается анекдот, довольно популярный во времена советской власти. Двое идут по Красной площади. Один другому говорит: «Слушай, не бойся, ну давай подойдем, спросим». После препирательств они подходят к представительного вида мужчине и говорят, простите, пожалуйста, а вы кто? Тот отвечает с характерным причмокиванием: «Я генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза, товарищ Леонид Ильич Брежнев». Один другому, разочарованно: «Ну вот видишь, я же говорил, а ты все Банионис, Банионис...» В общем, когда актеру удается войти в народный фольклор, это высшая степень признания.

Донатасу Юозовичу Банионису очень везло с режиссерами, с прекрасными ролями, с узнаваемостью и даже со здоровьем. Он прожил долгую кинематографическую жизнь, играя почти до смерти главные роли, например в неплохом российском сериале «Новые приключения Ниро Вульфа и Арчи Гудвина» (2007). Единственное, с чем ему не везло, это с сильным прибалтийским акцентом. Практически нигде, кроме малюсенького эпизода в рязановском «Берегись автомобиля», где он сыграл пастора, покупавшего ворованный автомобиль на деньги прихожан, мы не слышим его собственный голос. Приходилось переозвучивать.

Зато его внешность почти у каждого ассоциируется с несколькими вполне архетипическими персонажами кино. Во-первых, конечно, он русский разведчик в стане врага в период холодной войны. «Мертвый сезон» (1968) Саввы Кулиша вошел в пантеон фильмов, которые были обязательны к показу на Центральном телевидении ко всем значимым государственным праздникам. И, надо сказать, именно у этой звездной роли он почерпнул свою характерную манеру игры: по-прибалтийски немногословный, красивый, несмотря на легкую полноту, малоэмоциональный и при этом обаятельный и умный. Сочетание неоднозначных, порой противоположных качеств, таких как молчаливость и редкое чувство юмора, приглянулось самому Андрею Тарковскому, снявшему его в главной роли в шедевральном «Солярисе» (1972). Эта роль вписала имя Баниониса в мировой контекст и навсегда закрепила его образ в истории кино.

В его карьере были и неудачи, например, роль Франсиско Гойи в одноименном и не самом лучшем байопике Конрада Вольфа в 1971-м, как и почти забытая роль Бетховена в подобной же биографической картине 1976 года. Дело в том, что Банионису по складу характера не давались роли истериков, либо не получалось хорошо играть в картинах, где приходилось подстраиваться под исторический образ. Он с трудом играл не себя самого. Зато в комедийных гротесках, таких как «Приключения принца Флоризеля» Евгения Татарского, он смешил зрителя, не скорчив ни одной гримасы, то есть показывая высший клоунский пилотаж. Разнообразие актерского арсенала позволяло Банионису играть в любых жанровых постановках, от трагикомедий до психологических драм. Тут сказывался многолетний опыт театрального актера и режиссера. На сцене Паневежисского театра он сыграл более ста ролей, а когда в 1980 году возникла угроза существованию театра, Банионис взвалил на свои плечи весь груз проблем, включая хозяйственные, и стал главным режиссером, руководя родным театром в течение восьми лет.

Актеру повезло не только с официальным признанием, хотя он был удостоен звания народного артиста СССР к своему 50-летию в 1974 году. Стиль игры актера, его манера наиболее полно выражается словами режиссера Витаутаса Жалакявичуса: «Баниониса называли интеллектуальным актером... Банионис — и глубоко чувствующий, лепящий образ "вовнутрь". Он строит интерьер души. Строит лабиринты познания... Его перевоплощения не требуют от него каких-либо психологических переустройств. Его внешность — внутри. Его лицо — внутри. Оно соткано из эмоций».

Донатас Юозович Банионис ушел из жизни в 90 лет, и его имя прочно вошло в плеяду лучших актеров на пространстве бывшего Союза.

Культура00:34 9 августа

Приход и привод

Зачем полиция налетела на посетителей самого модного клуба Москвы — «Рабицы»
В расход
Роботы лишают китайских банкиров и спекулянтов смысла жизни
Все идет по плану
Ким Чен Ын готовит Северную Корею к ядерной войне
20 вопросов и ответов
ПФР и «Лента.ру» разбирают самые распространенные запросы россиян о пенсиях
Утратили Веру
Какими фильмами запомнится скончавшаяся 16 августа Вера Глаголева
Малыш, ты меня волнуешь
Тирион, Человек из другого места и другие великие карлики из фильмов и сериалов
«Он хотел, чтобы плохо было всем»
Почему в современной России полюбили Ивана Грозного и забыли Петра I
До сингулярности подбросишь?
Land Rover Discovery против двух крайностей: Audi Q7 и Mercedes G 350d
Невозможно короткие автомобили
Как бы выглядели машины, если бы у них была всего одна ось
Машины, которые оказались никому не нужны
На них потратили кучу времени и денег, но что-то пошло не так
Тест: кто сделал эту машину?
Чудовищный тест про машины без первичных признаков