Планы по усилению Черноморского флота (ЧФ), подтвержденные на днях главкомом ВМФ Виктором Чирковым, выглядят солидно. Черноморский флот долгие годы не имел возможности наращивать потенциал. Сейчас ситуация меняется, но список проектов для постройки новых кораблей сильно ограничен.
Ремонтный набор
Черноморский флот в ближайшие годы заметно усилится. Во всяком случае, с точки зрения количества планов по его обновлению, которые выглядят серьезно.
«До конца года Черноморский флот получит в свой состав две из шести подводных лодок проекта 636. Это подводные лодки "Новороссийск" и "Ростов-на-Дону". Также мы планируем до конца года поднять флаг на первом из шести сторожевых кораблей проекта 11356, которые строятся для Черноморского флота», — заявил главком ВМФ Виктор Чирков в интервью агентству РИА Новости.
Также главком заметил, что для нужд ЧФ заказаны шесть патрульных кораблей проекта 22160. К этому стоит добавить, что ранее заказ на малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М» был увеличен на три единицы именно ради пополнения Черноморского флота.
И лодки, и корабли вооружены ракетным комплексом «Калибр»: лодки применяют его через торпедные аппараты, а корабли — через вертикальные пусковые установки универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК). В боекомплект «Калибра» входят противокорабельные ракеты, крылатые ракеты для удара по наземным целям и противолодочные ракеты. Корабли, помимо прочего, могут применять из УКСК сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс». Даже малые корветы проекта 22160 в одной из версий потенциально способны нести ячейку УКСК с ударным вооружением.
В эту бочку меда придется добавить несколько ложек дегтя. Не злорадства ради, а просто для понимания ситуации.
Строго говоря, перед нами скорее ремонтный набор, который позволит ЧФ остаться на плаву и считаться флотом не только по названию. Сейчас состав крупных надводных сил черноморцев довольно скуден. Флагман флота — ракетный крейсер «Москва» проекта 1164 «Атлант». Вставший в июне этого года на ремонт БПК «Керчь» (его «систершип» «Очаков», уже списанный было на металл, весной стал героем крымской эпопеи: его затопили на входе в озеро Донузлав, блокировав там корабли украинских ВМС). И три сторожевика, один из которых («Сметливый») еще постройки 1960-х годов. Все остальное — малые силы флота и десантные корабли.
Про подводные силы ЧФ даже говорить не приходится, так как они представлены одной-единственной субмариной «Алроса» проекта 877В.
На таком фоне объявленные поставки новых кораблей, естественно, полностью меняют облик флота и его потенциал. Однако возможности тех кораблей, что получит флот, вызывают некоторые вопросы.
Фрегаты проекта «Паллиатив»
История появления сторожевых кораблей проекта 11356 в российском флоте — пока что об этом стоит говорить лишь в будущем времени, несмотря на размещенный и активно исполняемый заказ — весьма примечательна. Во многом этот проект стал паллиативным решением. По идее, в некотором абстрактном сияющем плане обновления ВМФ РФ этих кораблей вообще не должно было быть.
Сначала был экспортный проект фрегатов типа «Тальвар», разработанный в «Северном проектно-конструкторском бюро» для Индии и представлявший собой переоснащенный вариант сторожевика проекта 11351 «Нерей» с тяжелым комплексом ударного вооружения. В 1999 году головной корабль проекта запустили в постройку на Балтийском заводе.
С другой стороны, российский флот планировал заделать брешь в корабельном составе за счет массового строительства единообразной серии фрегатов совсем другого проекта — 22350. Различные обстоятельства, связанные с неритмичностью финансирования и со срывами сроков доводки вооружения и отдельных радиоэлектронных систем корабля, привели к тому, что заложенный в 2006 году головной фрегат «Адмирал Горшков» лишь в начале октября 2014 года приступил к размагничиванию корпуса, еще только готовясь к заводским ходовым испытаниям.
Все это время флот новые корабли основных классов не получал, скорее терял. А корабли требовались, как говорится, еще позавчера. Поэтому в октябре 2010 года министерство обороны, отчаявшись ждать «Горшковых», заказало себе фрегаты типа «Адмирал Григорович» по отработанному индийскому проекту 11356 с незначительными изменениями.
Твердый заказ есть на шесть фрегатов. Ранее сообщалось, что только три из них предназначены для Черного моря, но сейчас подтверждено: все шесть пойдут на усиление ЧФ. После этого, возможно, последуют заказы для других флотов.
Оставив в стороне вопрос о размножении на флоте кораблей разных проектов, попадающих в схожие тактические ниши, следует отметить, что проект 11356 не эквивалентен проекту 22350 по боевым возможностям.
Если рассмотреть комплекс вооружения проекта 11356, то обращает на себя внимание его асимметричность. «Григоровичи» несут довольно мощный набор ударного вооружения, хотя и уступающий количественно «Горшковым» — один модуль УКСК против двух, — однако значительно слабее по ПВО. Причем, как по ПВО коллективной обороны соединения: ЗРК «Штиль-1» (морская адаптация «Бука») довольно бледно смотрится против ЗРК «Полимент-Редут» с ракетами 9М96, аналогичными тем, что используются в новейшей ЗРС С-350 «Витязь»; так и по ПВО самообороны — по две установки АК-630, серьезно проигрывающие двум боевым модулям зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Палаш» на «Горшковых» (даже если на них в итоге никогда не установят контейнеры зенитных ракет, на счет чего есть разные мнения).
В общем, «Григоровичи» — лакомая цель для нападения с воздуха, и, с учетом возможностей их ударного вооружения, даже провоцируют такое нападение, чтобы «выключить» ценную боевую единицу.
Это создаст головную боль при формировании корабельных групп на ЧФ, поскольку там просто нет кораблей с сильной ПВО коллективной обороны (не считая крейсера «Москва», но он один на весь флот). То есть прикрыться просто нечем, если не отправить на Черное море новые корабли с более мощным зенитным вооружением. Будут ли это фрегаты проекта 22350 или перспективные ракетные крейсера проекта «Лидер-1» — не суть. Если они и будут, то не в ближайшее время.
Нехватка малых сил
Флот строится сверху донизу и желательно без ненужных брешей. У Черноморского флота достаточно крупный набор малых кораблей, однако практически все они, за редчайшим исключением, стремительно устаревают и нуждаются в постепенной замене.
Пока известно, что в этой категории для Черноморского флота строится шесть патрульных кораблей проекта 22160 и три малых ракетных корабля проекта 21631 «Буян-М».
Проще всего с «буянами». Этот малый (водоизмещение 949 тонн) корабль несет на себе стандартный модуль УКСК — ровно столько же, сколько тот самый фрегат проекта 11356. Вместе с двумя ракетными кораблями на воздушной подушке проекта 1239 «Сивуч», «буяны» станут интересным дополнением ударных возможностей флота.
Ранее, во время испытаний ракетного комплекса «Калибр» на Каспии со сторожевого корабля «Дагестан» военные признавали, что в его состав входят ракеты с дальностью поражения до 2600 километров — то есть, по сути, это уже класс стратегических крылатых ракет. Скорее всего, речь идет о крылатых ракетах типа 3М14, преемниц советских ракет 3М10 «Гранат», входящих в состав набора ударного вооружения комплекса «Калибр».
Тем не менее, к «Буянам» выдвигался ряд претензий. Этот «стратегический ракетный катер» проектировался как корабль класса «река — море», ориентированный главным образом на закрытые морские театры (Каспий, например). Мореходность у него не самая лучшая, и как он будет чувствовать себя в не самом спокойном Черном море, сказать трудно.
К корветам проекта 22160 тоже немало претензий, главная из которых — совершенно недостаточные возможности по борьбе с подводными лодками на фоне большой дальности и автономности. Такая платформа хороша для патрулирования и обеспечения присутствия, в том числе и в дальней морской зоне.
В состав малых сил ВМФ России отчетливо просится «противолодочный корвет», ориентированный в первую очередь на борьбу с подводными лодками в прибрежных районах. В этой нише советский флот располагал в свое время прекрасным проектом малых противолодочных кораблей проекта 1124 «Альбатрос». Понять, кто придет на смену доживающим свое «альбатросам», пока невозможно, однако потребность в многочисленном и относительно дешевом малом противолодочнике довольно велика.
Особенно это касается Черного моря, где Турция уделяет большое внимание развитию подводных сил.
Под волнами
С одной стороны, конечно, Турция, хоть и член НАТО, имеет особые отношения с Россией, и ждать жесткого военного противостояния с ней вроде незачем. С другой стороны, у турецкого флота 14 подводных лодок проекта 209 германской постройки.
Напомним, что сейчас у Черноморского флота одна субмарина «Алроса», и вторая с третьей (упомянутые выше «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону») появятся в акватории только в 2015 году, после окончания глубоководных испытаний на полигонах Северного флота.
Серия из шести лодок проекта 636.3, оснащенных ударным комплексом вооружения «Калибр» значительно улучшит ситуацию на Черном море. С этой точки зрения под волнами дела у флота обстоят даже лучше, чем на поверхности.
Вопрос здесь можно задать только один: насколько страна потянет массовое строительство субмарин проекта 636.3, оснащенных ударным вооружением? В 1991 году в составе ЧФ было 28 подводных лодок. Семью лодками, учитывая потребности на всем оперативном районе, от Крыма до Индийского океана, черноморцы не обойдутся точно, а новые неатомные субмарины проекта 677 «Лада», во-первых, по-прежнему не доведены до готовности к серийному производству, а, во-вторых, стоят еще дороже.
Лодки проекта 636.3, к слову, тоже «растут» из экспортных вариантов, строившихся для Алжира, Китая и Вьетнама. Это еще один случай отработанной техники, которую можно было быстро получить в серийной постройке.
В завершение
Претензии, однако, можно множить, но уместно вспомнить логику старой репризы Михаила Жванецкого про раков, которые бывают крупные, но по пять рублей и вчера, а сегодня есть мелкие, но по три рубля.
Флот заказал корабли, которые мог получить серией и в реалистичный срок. Скажем, боевые возможности кораблей проекта 11356 уступают таковым у фрегатов проекта 22350, однако в Севастополе их смогут увидеть уже довольно скоро.
Гособоронзаказ, как и политика, в таких условиях — искусство возможного. Когда посылать лучших из лучших не получается, посылают лучших из худших.