Путешествия — та графа расходов среднего класса, которая в первую очередь летит в тартарары, когда звучит призыв затянуть пояса. От главного и любимого удовольствия отказываются, чтобы не пришлось пожертвовать более фундаментальными потребностями. Так ли это? Эксперты DaTravel.com проанализировали, что происходило с туризмом осенью-зимой 2014 года и, главное, как туристы намерены экономить в 2015-м.
Спойлер: мы обязательно поедем отдыхать, несмотря ни на что! Вопрос лишь, куда и за сколько — это и пытались выяснить трэвел-специалисты.
Несладкий декабрь
Отменять каникулы, отказываться от долгожданного новогоднего тура — это очень грустно. Никому не хочется лишать себя заслуженной упорным трудом награды, поэтому, судя по всему, многие просто отдали предпочтение менее дорогим вариантам отдыха, чем в предыдущие годы.
На новогодние праздники самые востребованные направления из Москвы — Тель-Авив, Дубай и Стамбул. Популярность безвизовых Израиля и Турции понятна: визы тоже стоят денег, и если отдыхать отправляется семья из нескольких человек, экономия может быть довольно ощутимой. Второй фактор — поездки в безвизовые страны в случае экстренной необходимости проще отменить, не волнуясь об уже проставленной и пропадающей без дела визе.
Можно также предположить, что ОАЭ оказался в первой тройке новогодних маршрутов как самое географически близкое тепло. Конечно, пляжи есть и в Египте, но он успел многим набить внушительную оскомину.
Эксперты отметили падение объема продаж на 27,5 процента по самым популярным направлениям Европы. Особенно сильно просели Вена, Рим, Милан, Прага и Париж.
Так что новые новогодние фавориты — следствие того, что старые, более дорогостоящие, попали в опалу.
Милан, прощай
Средняя стоимость одного заказа (отель плюс перелет) на даты с 25 ноября 2014 года по 15 января 2015 года составила 39 500 рублей, в том числе средняя стоимость авиабилета — 22 500 рублей. Средняя продолжительность путешествия — девять дней. Длительность поездки, конечно же, зависит от выбранного направления: отдых в теплых странах бронируют на две и более недель, экскурсионный отдых в Европе — от двух до семи дней. Как правило, туристы планируют свои путешествия не на все праздники, а с 1-2 января, предпочитая встречать Новый год дома.
Пока эксперты не увидели признаков того, что путешественники сокращают продолжительность отдыха. Специалисты считают, что, скорее всего, отпускники просто меньше потратятся на шопинг.
Не нужно быть финансистом, чтобы заметить: покупки за границей перестают быть выгодными. А вот это уже может сказаться в будущем на популярности таких традиционных шопинг-направлений, как Милан, Париж, Гонконг, Шанхай.
Утром деньги, вечером отель
В связи с ростом курса валют цена на зарубежные гостиницы увеличилась в среднем на 30 процентов. Некоторые отельеры пытаются хоть как-то компенсировать этот прискорбный факт специальными предложениями или дополнительными бесплатными услугами.
Еще одна тенденция: среди российских туристов все популярнее оплата в момент бронирования (предоплата) за отели, так как путешественники боятся новых колебаний курса рубля и хотят зафиксировать хотя бы текущую стоимость размещения.
Дома отдохнем
На российских курортах трэвел-эксперты пока не отмечают роста цен на гостиницы примечательнее обычного новогоднего подорожания. Сезонные колебания цен, конечно, есть на всех популярных российских направлениях: Подмосковье, Красная Поляна, Золотое кольцо, Симферополь.
Однако специалисты предрекают, что после Нового года и российские отели подорожают. Это объяснимо, поскольку с некоторыми поставщиками отели рассчитываются в валюте, плюс повышается стоимость питания гостей.
Снижения спроса на внутренние направления нет: кто-то летит на праздники в родные края, кто-то выбрал российские курорты вместо более дорогих зарубежных, в общем, есть устойчивый интерес.
Единственное «но» — снижение средней стоимости заказа «отель плюс перелет» на шесть процентов по сравнению с началом октября 2014 года. Но и этот факт, по мнению трэвел-аналитиков, объясним. Поездки по родине россияне, судя по всему, планировали заранее: так называемая глубина продаж авиабилетов на направления внутри страны выросла в четыре раза по сравнению с октябрем. Отели туристы тоже выбирают загодя (примерно за 45 дней до предполагаемой поездки).
Новогодние экспромты и майские мечты
Новый год на носу, но многие не теряют надежду устроить себе торжество подальше от дома: туристы продолжают бронировать билеты и отели на каникулы. В основном, конечно, такой внезапностью отличаются те путешественники, кого устроят в новогоднюю ночь проверенные и несложные варианты вроде Санкт-Петербурга или Сочи.
Но, конечно, всегда найдутся и «антиподы» — любители распланировать жизнь на полгода вперед: они бронируют поездки уже на мартовские и майские праздники. Скорее всего, о грядущих путешествиях пекутся также из-за нестабильного рубля.
Прогноз на 2015-й
Специалисты полагают, что среди пятерки традиционных пляжных направлений просядут Греция и Испания, а остальные привычные лидеры — Турция, Египет и Таиланд — возможно, обретут новых (несколько вынужденных) поклонников. Также, по всей вероятности, отельная система all inclusive будет востребована как никогда, поскольку позволяет значительно сэкономить на еде и развлечениях, а также заранее прикинуть общие расходы на путешествие.
Аналитики уверены, что переориентации на внутренний рынок — быть. Возможно, Крым и Сочи даже прорвутся в пятерку самых популярных пляжных направлений. Среди наиболее привлекательных авианаправлений — Санкт-Петербург, Симферополь, Сочи, Краснодар и Екатеринбург (впрочем, это традиционные лидеры, и изменений не предвидится).
Самые стойкие (а точнее, платежеспособные) отпускники, разумеется, предпочтут отдых в Европе. Уже сейчас упрямые фанаты Эйфелевой башни и Биг-Бена бронируют Париж и Лондон загодя, на весну 2015 года — эти две столицы пока лидируют среди ценителей старушки-Европы.
Конечно, Европе без аутсайдеров не обойтись. В первую очередь в 2015 году у россиян попадут в опалу авиарейсы в Испанию, Чехию, Голландию, второстепенные аэропорты Франции и Германии. В целом эксперты ждут концентрации спроса вокруг столичных, крупных европейских аэропортов.
В общем, ценовой фактор в 2015 году для среднестатистического путешественника будет одним из определяющих при выборе направления для отдыха. Первое, чем пожертвуют отпускники — экзотичностью отдыха и уровнем сервиса. А вот чего они будут искать, так это простоты (долой визы!) и предсказуемости (предоплата гостиниц, питание «все включено»). Звучит не так уж страшно: все это мы уже проходили.