Сбежавшие электрички

В некоторых регионах России пригородный поезд становится вымирающим видом транспорта

Фото: Антон Белицкий / РИА Новости

Этот год оказался последним для более полутысячи маршрутов пригородного железнодорожного сообщения в России — к вящему недовольству сотен тысяч российских дачников, жителей сел и деревень. Что послужило причиной сокращения электричек — жесткая позиция перевозчиков, несущих миллионные убытки, или нежелание регионов хотя бы частично идти навстречу железнодорожной экономике?

«Вологодская область может стать первым регионом России, где будут отменены все электрички», — таков смысл многих комментариев к новости из Вологды, где губернатор Олег Кувшинников объявил о возможном прекращении пригородного железнодорожного сообщения уже зимой 2015 года. Областные власти, в отличие от соседних регионов, так и не смогли договориться с железнодорожниками — точнее, с «Северной пригородной пассажирской компанией» (СППК), оператором электричек на Вологодчине — о сумме компенсаций из вологодского областного бюджета за убыточные для РЖД перевозки пассажиров.

Насколько разнятся суммы — предлагаемая регионом и желаемая СППК? Ни много ни мало, а на порядок. «По версии РЖД, область должна компенсировать убытки пригородной компании. Требования компании измеряются сотнями миллионов рублей в год, мы их принять не можем, поскольку они не обоснованы. Мы готовы компенсировать межтарифную разницу в объеме 22 миллионов рублей, но РЖД эта сумма не устраивает», — заявил губернатор Кувшинников. СППК же оценивает убытки в Вологодской области (а компания также оперирует в Ярославской, Архангельской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Кировской областях и республике Коми) более чем в 800 миллионов рублей начиная с 2011 года.

При этом, по данным начальника Северной железной дороги Василия Билохи, этот филиал РЖД с 2011 по 2013 год перечислил в бюджет Вологодской области более 3 миллиардов рублей налоговых платежей. Однако средств на финансирование железнодорожных перевозок регион так и не нашел, и накопленный за четыре года долг области перевозчику привел к сокращению десятка пригородных поездов. «Ситуация критическая. Мы уговариваем правительство Вологодской области уже девять лет заплатить нам — не получили ни копейки. Мы, конечно, можем подождать еще месяц, два, но если ситуация не изменится, готовы прекратить все пригородные перевозки в области уже в 2015 году», — передает слова Билохи ТАСС. Спор разбирается в арбитраже, а пока все вологодские электрички готовятся к возвращению в депо. На долгую стоянку.

Когда в уже далеком 2001 году было принято решение разбить пригородные перевозки по 25 компаниям — совместным предприятиям РЖД и регионов, обслуживаемых электричками, — никто не предполагал, что противоречия между партнерами во многих случаях зайдут настолько далеко. По крайней мере представление о том, что губернским властям и железнодорожникам легче обо всем договориться на местах, ближе к реалиям, было вполне логичным — и вовсе не предполагало чудовищного разброса в ценниках и затяжных кризисов неплатежей. А вместе с ними — и отмены пригородных рельсовых маршрутов.

Листая сводки из регионов за уходящий год, то и дело видишь заголовки вроде «Массовая отмена электричек на Кавминводах вызвала в регионе большой общественный резонанс». Взять, к примеру, Саратов. Отмена электричек с весны 2014 года, причина все та же: региональные власти не выплачивают субсидии железнодорожникам. Региональное министерство транспорта пеняет структурам РЖД на задранные тарифы. Структуры же, в свою очередь, требуют уплаты долга Приволжской железной дороги — 86 миллионов рублей.

«Регионы не могут выдерживать условия пригородных компаний, — пояснил «Ленте.ру» депутат Госдумы, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) Александр Васильев, вплотную занимающийся проблемой сохранения электричек. — Еще весной пригородные компании хотели отменить порядка 200 маршрутов из-за долгов регионов. Но тогда ОНФ вмешался и направил в правительство просьбу о продлении перевозок по убыточным маршрутам до наступления самого рентабельного времени года для пригородных компаний — дачного сезона».

Просьба была услышана, работу электричек продлили. Однако «высокий сезон» окончился, дачи закрыты до тепла. А вместе с загородными домами закрылись и сотни пригородных маршрутов — без всяких гарантий возобновления. Вице-президент Союза транспортников России Евгений Казанцев, выступая в ноябре на специальных слушаниях в Общественной палате РФ, заявил об отмене 560 электропоездов в 2014 году и «тревожной тенденции сокращения пригородных маршрутов». «Некоторые из них были единственным видом сообщения с соседними территориями», — подчеркнул Казанцев.

На тех же слушаниях, однако, прозвучало и другое мнение. Глава Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО РЖД Алексей Белянкин изложил причины репрессий против сотен пригородных маршрутов. Главная из них — позиция регионов, отказывающихся субсидировать перевозки и заключать соответствующие договоры с четкими сроками и на конкретные суммы. По словам Белянкина, пригородные электрички недофинансированы на 19,1 миллиарда рублей. В проштрафившихся перед РЖД из семидесяти трех субъектов Федерации с местными железнодорожными перевозками ходят двадцать два: там компенсируется не более половины путейских затрат. «Несмотря на решение Федеральной службы по тарифам, в этом году три субъекта не предусматривают компенсации вообще», — заявил Белянкин. Это Ставропольский край, Ленинградская область и — сюрприз! — Вологодская область.

Если в регионах не могут платить железнодорожникам, то обязанность субсидирования пригородных перевозок ложится на Министерство транспорта РФ. Или же, по крайней мере, там должны найти механизмы, позволяющие электричкам работать не в убыток. Таково устойчивое мнение думского комитета по транспорту и его председателя Евгения Москвичева, высказанное им, к примеру, на «правительственном часе» с участием главы министерства Максима Соколова. Чиновники Минтранса вовсе не против перспектив плотнее работать с регионами, но в частных беседах просят указать источники финансирования этих самых дополнительных выплат. А также интересуются, не могут ли региональные коллеги, в свою очередь, пойти навстречу и — цитата — «верстать бюджеты субъектов с пониманием того, что поезд бесплатно не поедет».

Понятно, что регионы волей-неволей к подобному пониманию придут. Не от хорошей жизни, а от осознания того, что отмена электричек — это рост социальной напряженности, а любая напряженность бьет по губернаторским рейтингам. Причем сразу по всем — от личного до инвестиционного по региону. Но пока это произойдет, от системы пригородного сообщения может остаться немногое. Если хоть что-нибудь останется, особенно на отдельных территориях.

«Сейчас регионы вынуждены искать альтернативы пригородному железнодорожному обслуживанию и закрывают часть маршрутов, — констатирует депутат Васильев. — В этой ситуации важно, чтобы транспортная доступность жителей населенных пунктов к объектам социальной инфраструктуры была обеспечена». Спорить с последним пунктом невозможно. В той же Вологодской области, к примеру, Олег Кувшинников обещает заменить электрички автобусами. Это, учитывая вроде бы уже имеющиеся договоренности губернатора с автотранспортниками, дешевле, но сложнее, учитывая состояние дорог. Ну и, конечно, регулярность перевозок будет совсем не железнодорожная — хоть глава региона и обещает, что расписание автотранспорта максимально приблизится к графикам электричек РЖД.

По словам начальника пресс-службы РЖД Екатерины Герасимовой, еще в марте текущего года правительство гарантировало выделение 25 миллиардов рублей на 15 лет для субсидирования региональных пассажирских перевозок. В июле же поручением президента России Владимира Путина в регионы были направлены проекты соглашений о реструктуризации на десятилетний период накопленной задолженности в размере 31,6 миллиарда рублей.

Что же касается ситуации с регионами, обслуживаемыми Северной железной дорогой, то все обстоит далеко не так мрачно, как могло бы показаться. «С правительством Ярославской области Северная железная дорога урегулировала вопрос о пригородных перевозках в I квартале 2015 года. Кроме того, на полгода заключен договор о пригородных перевозках с Архангельской и Ивановской областями, годовой договор заключен с Коми. Получается, что только Вологодская область отказывается платить», — говорит Екатерина Герасимова. Еще один соседний с Вологодской областью регион — Кировская область, возглавляемая Никитой Белых, по данным РЖД, находит средства для возмещения убытков той же СППК в размере 80 миллионов рублей, или 60 процентов от запрашиваемой суммы.

Значит — возвращаясь ко всероссийскому контексту — для гарантии транспортной доступности населению власти регионов все же должны расставить приоритеты: нужны ли им дорогие, но массовые поезда, либо их можно заменить более дешевыми автобусными маршрутами. Наконец, усадить отягощенных годами взаимного непонимания представителей регионов и железнодорожников за стол переговоров и найти новые пути оптимизации, способные сделать электрички менее убыточными. Похоже, всем этим в 2015 году придется заниматься федеральным структурам — президентским полпредствам, профильным министерствам и ведомствам. И, в первую очередь, Минтрансу.

Понятно, что радости от подобной дополнительной нагрузки нет никому — особенно по нынешним временам. Но других вариантов снять социальную напряженность на этом направлении, кажется, нет. Иначе в 2015 году из десятков субъектов Федерации сбежит еще больше электричек.

Обсудить
People dance on the opening day of the Coachella Valley Music and Arts Festival in Indio, California, U.S. April 14, 2017. Беззаботно раздеты
Как проходит Коачелла — один из самых модных фестивалей в мире
Мохнатый рейх
Все о движении фурри — любителях носить костюмы зверей
Заработала на шпильки
Предприимчивые австралийки стали богаче на миллионы благодаря «женскому» бизнесу
Зверские пикапы
Пикапы, которые подготовлены для жесточайшего бездорожья
Мещанская прокрастинация
Тест-драйв Toyota LC 200
15 самых продаваемых машин в мире
Самые популярные автомобили 2017 года, и в первой тройке — кроссовер!
Премиальные машины непремиальных брендов
Вспоминаем модели непремиальных марок, которые конкурировали с Mercedes и BMW
Чудеса селекции
Что получится, если скрестить квартиру с дачей: опыт россиян
Шведы поневоле
Исповедь россиянина, живущего в групповой семье
Добро пожаловать в рай
Жилье в Крыму: новую квартиру на полуострове можно купить за миллион рублей
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности