Взлетно-осадная полоса

Чем закончатся бои за донецкий аэропорт

Терминал донецкого аэропорта, 15 января 2015 года
Терминал донецкого аэропорта, 15 января 2015 года
Фото: Мстислав Чернов / AP

Бои за международный аэропорт Донецк завязались почти одновременно с началом военной операции в Донбассе. 17 апреля 2014 года ополченцы попытались захватить объект и вывесили на фасаде аэровокзала флаг самопровозглашенной Донецкой народной республики. В результате перестрелок аэропорт заняли украинские военные, которые с переменным успехом удерживают позиции уже более полугода. Во время последнего перемирия, объявленного 9 декабря, интенсивность боев несколько снизилась, однако затем сторонники ДНР активизировали наступление. 15 января они объявили, что почти вся территория аэропорта находится под их контролем.

Как воевали за аэропорт

В ходе последней волны боев за аэропорт обрушилась диспетчерская вышка (это произошло 13 января) — верхние этажи не выдержали артиллерийского обстрела со стороны ополченцев. Башня до этого находилась под контролем «киборгов» — украинских военных, защищавших аэропорт («киборгами» их на Украине прозвали за стойкость). Военные также держали оборону в старом терминале (всего в донецком аэропорту их два: старый и новый соответственно) — до того, как постройка была практически полностью уничтожена. До этого Insider, ссылаясь на источник в руководстве АТО (антитеррористической операции, как в Киеве называют боевые действия против ополченцев), отмечал, что военные, дабы не сдавать позиций, спустились в подвалы терминала, где ждут подкрепления или решения командования об отступлении.

После обрушения вышки ополченцы поставили «киборгам», удерживавшим за собой здание другого (нового) терминала, ультиматум — потребовали покинуть объект, пригрозив в противном случае «все здесь уничтожить». Военные, отчитываясь перед начальством, сообщали, что атака со стороны ополченцев ведется с помощью танков и артиллерии. Руководство АТО, в свою очередь заявило, что «это (аэропорт) — символ, и мы просто так оттуда не уйдем, несмотря на ультиматум». Спикер военной операции Роман Туровец также уточнил, что, по его данным, у ополченцев был задействован всего один танк. Несмотря на это, помощь «киборгам» была оказана в виде небольшого подкрепления (менее десяти человек), сообщалось, что им также обеспечили артиллерийскую поддержку.

В четверг, 15 января, ополченцы распространили информацию, что силовики все же покидают аэропорт. Об этом заявил представитель ДНР Денис Пушилин. «На самом деле — это сейчас и происходит (имеется в виду отвод украинских войск из донецкого аэропорта). Как только эта операция закончится, можно будет говорить о том, что аэропорт под нашим контролем», — цитировало его РИА Новости. Спикер АТО Андрей Лысенко, в свою очередь, отвод войск из аэропорта опроверг и заявил, что объект остается под контролем украинской стороны.

Позднее выступил глава ДНР Александр Захарченко, который предложил президенту Украины Петру Порошенко лично приехать в аэропорт и договориться там об условиях отвода войск. «Он является главнокомандующим Вооруженными силами Украины, он является президентом Украины, и как лицо первое, он обязан думать о своих гражданах. Я готов с ним разговаривать о любых вещах, дабы прекратить эту бойню. Потери Вооруженных сил Украины просто нереальные», — цитировало его РИА Новости Украина.

Представители ДНР теперь заявляют о контроле над 95 процентами нового терминала (точно такую же формулировку ополченцы использовали несколько месяцев назад), а силовики называют подобные заявления враньем.

Зачем это нужно

Несмотря на ожесточенные бои, которые велись в течение последних месяцев, сторонники ДНР так и не смогли установить контроль над аэропортом. Среди прочего это было связано с тем, что «киборгов» прикрывает артиллерия, базирующаяся в населенном пункте Пески. Оттуда же и еще из близлежащей Авдеевки (оба пункта подконтрольны Киеву) силовики получают необходимые припасы и подкрепление. При этом ополченцы практически полностью контролируют Донецк, жилые окраины которого находятся в двух километрах от аэропорта. Из жилых массивов, по неофициальным данным, они также обстреливают позиции силовиков в аэропорту из артиллерии. Иногда военные отвечают встречным огнем, результатом боев становятся в том числе и жертвы среди мирного населения (на днях жители одного из районов Донецка выступили с обращением к руководству ДНР, потребовав, чтобы с его территории артиллерийские обстрелы не велись).

Изначально ожесточенные бои за транспортный узел объяснялись стратегической важностью объекта — с точки зрения как возможности обороны или наступления на Донецк, так и с точки зрения использования авиации. Глава пресс-службы АТО Владислав Селезнев еще в начале противостояния проводил аналогии с «Крымской весной». «Вспомните крымские события: российские войска, которые оккупировали Крым, первым делом захватывали все крымские аэродромы. Это стратегические объекты, важные коммуникационные центры. Так же как крупные морские порты и железнодорожные узлы», — цитирует Селезнева «Русская служба ВВС». Там же он отмечал, что использование донецкого аэропорта по назначению в настоящее время невозможно из-за значительных повреждений, хотя и полагал, что затраты ресурсов на его восстановление должны подсчитать эксперты.

На этом фоне появились сообщения ополченцев о том, что в соседней Луганской республике якобы появилась военная авиация (по одним данным, штурмовик Су-25 и учебно-тренировочный L-29, по другим — штурмовики, учебные самолеты и вертолеты различных модификаций). Аэропорт Луганска при этом был разрушен еще в начале сентября, сообщалось, что самолеты он принимать не может. Можно вспомнить также заявления руководителя «Информационного сопротивления» Дмитрия Тымчука, утверждавшего, что Россия якобы готова перебросить на восток Украины несколько единиц боевой авиации без опознавательных знаков — в случае вытеснения украинских военных из аэропорта Донецка.

Когда это все закончится

Для того, чтобы окончательно установить контроль над объектом, ополченцам придется захватить и близлежащие территории. Однако это, в свою очередь, может спровоцировать новую волну боевых действий и попытки масштабного наступления с той или другой стороны.

Согласно последней информации, ополченцы пошли на штурм донецкого аэропорта и использовали установку взрывного разминирования УР-77 «Метеорит». После стало известно об обстреле близлежащего села Пески с помощью гаубиц, минометов, «Градов», огнеметной системы «Буратино». По данным телеканала ICTV, Пески были уничтожены полностью. Вечером стало известно, что оттуда выводят украинских военных.

По данным на утро пятницы, 16 января, руководство ДНР заявило о полном контроле над аэропортом. Точно такое же заявление сделали и украинские силовики.

подписатьсяОбсудить
Сергей Нарышкин Пятый куратор
Станет ли Сергей Нарышкин последним руководителем СВР
Нехватка легкости
«Вертолетам России» не хватает в программе легкой коммерческой машины
3D-винтовка для мировой революции
Сможет ли напечатанное оружие завоевать мир
Семь лет битв
Как шла самая кровопролитная война XVIII века
Александр ШпрыгинИндейская резервация
За что глава ВОБ Александр Шпрыгин лишился членства в РФС и машины
«Овечкин — одинокий волк сборной России»
Олимпийский чемпион подвел итог выступления национальной команды на Кубке мира
Олег Знарок (на втором плане) и Николай Кулёмин, Евгений Кузнецов и Евгений Дадонов (слева направо на первом плане) Похороните меня за кленом
Как Россия проиграла в принципиальном матче Канаде и вылетела из Кубка мира
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
Не ЗОЖ, но хорош
В Instagram полюбили ироничный аккаунт противницы правильного питания
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
С мотором в багажнике
Вспоминаем заднемоторные седаны в честь юбилея Skoda 105/120/125
Джентльмены, покупайте ваши моторы!
Непростой Тест: чьи двигатели стоят на спорт- и суперкарах?
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США