Итоги конкурса на лучший проект памятника князю Владимиру на днях подвело Российское военно-историческое общество (РВИО). Победителем признали эскиз народного художника России Салавата Щербакова. «В работе Щербакова великий князь Владимир предстает как князь-креститель, а воинство его отражено наиболее корректно», — сказал один из членов жюри, академик Российской академии художеств, архитектор Юрий Платонов.
На конкурс было заявлено 10 проектов. В состав конкурсной комиссии, которая выбирала победителя, вошли архитекторы, чиновники, историк, скульптор и священник. Председателем комиссии стал архимандрит Тихон (Шевкунов). Имена авторов конкурсных работ были скрыты от членов комиссии. Победителя определили тайным голосованием.
Инициаторами создания монумента выступили, помимо архимандрита Тихона, лидер байк-клуба «Ночные волки» Александр Хирург, историк Алексей Новоточинов, председатель Центрального совета Всероссийского общественного движения «Народный собор» Владимир Хомяков. РВИО объявило сбор средств на создание и установку монумента. Ориентировочная стоимость проекта — 100 миллионов рублей.
Памятник планируется открыть на Воробьевых горах нынешним летом, когда на государственном уровне будет отмечаться 1000-летие со дня смерти князя Владимира, при котором в 988 году произошло Крещение Руси. Подготовкой торжеств занимается рабочая группа при президенте России.
На бровке Воробьевых гор в разное время предполагалось возведение нескольких крупных сооружений. В 1817 году был заложен первый камень в основание Храма Христа Спасителя. В 1920-х годах проектировалось гигантское спортивное сооружение — Международный Красный стадион. В конце 1940-х собирались возвести главное здание университета — в конце концов, его перенесли на 800 метров вглубь. Строительство каждый раз откладывалось из-за нестабильности грунта и угрозы оползней.
«Речь идет все же не о многоэтажном здании, а о памятнике. Понятно, что нагрузка на почву будет меньше. Техническую составляющую обеспечивает правительство Москвы. Как мне известно, необходимые инженерные и геологические исследования уже проведены. Специалисты Москомархитектуры для анализа делали шурфы, рассчитывали допустимую нагрузку на почву. Вывод однозначен: склон выдержит», — говорит «Ленте.ру» пресс-секретарь РВИО Владислав Кононов.
25-метровый князь в правой руке будет держать крест, за поясом у него — меч. На постаменте разместят три барельефа, посвященных Крещению Руси.
Монумент призван стать новой визитной карточкой столицы. Один из самых высоких в городе, расположенный на холме памятник будет виден издалека. Подробности своего проекта народный художник Салават Щербаков рассказал «Ленте.ру».
«Лента.ру»: Что вас вдохновляло при подготовке эскиза? Ориентировались ли вы на какие-то известные монументы?
Щербаков: При работе с таким материалом вдохновение приходит само собой. Крещение князем Владимиром Руси — ключевой момент нашей истории. Конечно, я обращался к опыту создания больших монументальных скульптур как в России, так и за рубежом — от монумента «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане в Волгограде до статуи Христа-Искупителя в бразильском Рио-де-Жанейро. Мы изучили и иконописные изображения князя Владимира, и уже существующие памятники. Думаю, что монумент встанет в один ряд с общеизвестными символами Москвы.
Известно, что у вас было два варианта проекта. Можете рассказать про второй? Чем он отличался от проекта-победителя?
Мы предлагали еще конную статую. Таким образом хотелось подчеркнуть разные ипостаси князя Владимира — его политическую и духовную роль в российской истории. История знает примеры конных изображений святых, например так традиционно изображают Георгия Победоносца. Жюри, однако, избрало другой вариант монумента.
Ваш памятник будет достаточно внушительным. Вы как-то сравниваете его с другими крупными изваяниями, например с памятником Петру Первому работы Зураба Церетели?
Вы правильно говорите: при такой работе, конечно, ищешь ориентиры. Я их нашел скорее не в современной скульптуре, а в классической. Меня вдохновляет классическая скульптура Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Москвы. Это все известные работы авторства Фальконе, Опекушина, Микешина. Памятники разных времен и разного размера. Как говорят, величие не в величине. Размер — это важное, но не единственное достоинство памятников.