Минобрнауки предлагает ввести лимиты на выполнение домашнего задания школьниками. В ведомстве разработан проект приказа, где прописано, сколько времени ребенок должен тратить дома на подготовку к учебе. Младшеклассникам рекомендовано заниматься не более полутора часов в день, выпускникам — 3,5 часа. Особое внимание уделяется первоклашкам. Их рекомендуется вовсе освободить от домашних заданий. А на уроках не ставить «балльные» оценки.
Как поясняют в Минобрнауки, рекомендованное предельное время для выполнения домашних заданий существовало всегда. Лимиты уже несколько лет прописаны в Санитарных нормах и правилах (СанПиН). Однако поскольку с каждым годом количество жалоб от родителей о нечеловеческих нагрузках на детей прогрессирует, для наглядности нормативы решили продублировать и в специальном ведомственном приказе.
В проекте документа сказано, что ежедневный «объем домашних заданий по всем предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3-м классах — 1,5 часа, в 4-5-м классах — 2 часа, в 6-8 классах — 2,5 часа, в 9-11 классах — до 3,5 часа». Кроме этого, школам советуют тщательнее подходить к составлению расписания уроков. Предметы, требующие долгой домашней подготовки, не должны быть сгруппированы в один день.
Первоклашек же вовсе рекомендуется освободить от домашних заданий и «балльных» оценок.
До 4 марта проект документа будет проходить общественное обсуждение. Пока большинство родителей новшество одобряют.
«Я рад, что на проблему обратили внимание, — говорит Олег Кирсанов из Иркутска. — У меня дома двое школьников. Сын в четвертом классе и дочь-выпускница. Приходят с занятий, обедают — и сразу за уроки. Каждый по 4-5 часов за письменным столом проводит. Дочь еще с репетитором занимается, чтобы ЕГЭ сдать. В некоторые дни спать она ложится не раньше 11 вечера. Я уж не говорю про необходимость читать дополнительную литературу по предметам. А когда младшему задают так называемые проектные работы на дом, которые представляют из себя электронные рефераты, — вся семья вешается. Задействованы все. Я картинки в интернете ищу и обрабатываю, мать презентацию на компьютере верстает. Не понимаю, зачем ребенку давать задание, которое он заведомо не в состоянии сам выполнить? Разве что учителю для галочки. Детей жалко. По Трудовому кодексу у нас рабочая неделя 40 часами ограничивается. А дети, получается, работают раза в два больше взрослых!»
О том, что наши школьники слишком много трудятся, осведомлены даже западные эксперты. Согласно последнему исследованию Организации экономического сотрудничества и развития, российские дети — на втором месте в мире по длительности затраченного времени на домашние задания. В среднем у ребенка уходит на него около 10 часов в неделю. Однако исследователи отмечают, что ситуация все же постепенно улучшается. В 2003 году, например, юные россияне занимались самоподготовкой 13 часов в неделю. Опережают россиян по домашней работе только китайцы — 14 часов в неделю. В Финляндии на самостоятельную подготовку уроков у детей уходит 3 часа в неделю, в Японии — 4, в Америке — 6.
«В прошлом году мы переехали в Таиланд на остров Самуи, — рассказывает москвичка Ольга Миронова, мама девятилетней Насти. — Дочка сейчас учится в международной школе. Раньше дома у нас по поводу домашнего задания был вечный бой. Муж каждый вечер английским занимался и математикой. А я — всеми остальными предметами. Было такое ощущение, что ребенка учили не учителя, а родители дома. Перед летними каникулами вся семья находилась на грани нервного срыва. Утренние сборы в школу превращались в каторгу. Зато сейчас — благодать. Ребенку вообще ничего не задают. Все успевают на уроках. В ответ на мое удивление учитель сказала: "А зачем? Дети ведь должны отдыхать? Или вы хотите, чтоб ребенок возненавидел школу?" И Настя действительно полюбила учиться. Начинаются каникулы, дочка уже в первый день скучает: "Когда же в школу?"».
А вот в Канаде у родителей нет такого пристрастного отношения к школьной «эксплуатации» детей. Во всех школах ситуация разная.
«В началке на самоподготовку у нас уходило не более 15 минут в день, — говорит экс-россиянка, а ныне жительница Монреаля Светлана. — Старшеклассники уже по 2-3 часа тратят дома на уроки. Есть частные школы, где даже младшеклассникам приходится ежедневно заниматься по 3 часа. Детей это не напрягает. Они привыкают к любому ритму. Главное отличие от России — здесь родители не выступают в роли цербера. Детей приучают самостоятельно планировать свое время и рассчитывать на соответствующий результат».
По словам директора московского центра образования №548 «Царицыно» Ефима Рачевского, «домашняя» инициатива Минобрнауки — полезная.
«Конечно, нашего брата-директора и завучей надо ставить в жесткие рамки, — комментирует он. — Вот если бы еще придумали жесткое наказание за невыполнение требований лимитировать домашние задания, тогда, может быть, изменились бы технологии и методики преподавания. Нам уже давно пора переходить от экстенсивного метода освоения информации к импульсивному, интерактивному».
Рачевский рассказывает,что в его школе уже давно применяют творческий подход к домашке. От лозунга «Умри, но сделай!» категорически отказались. Математик, например, может дать детям 50 задач на неделю для самостоятельного освоения. Если ребенок не решит ни одной (а они достаточно сложные) — двойку за это не получит. А если правильно выполнит хотя бы 10 — заработает пятерку, почет и уважение. По естественным наукам на дом часто задают творческие проекты. Вырастить, например, растение и посмотреть, как оно реагирует на свет. Такое задание может растянуться на месяц-два и проверяться учителем поэтапно.
— Некоторые родители настроены категорично: а давайте вообще отменим домашку, — продолжает Ефим Рачевский. — Это уже крайность. Для того чтобы это сделать, учителя должны быть такого экстра-класса, какие были, например, у Владимира Ильича Ленина. Вы знаете, что Ленин не делал домашнее задание? По крайней мере, об этом пишут его биографы. Нет таких учителей сегодня в Российской Федерации. А если и есть, то единицы. В домашнем задании несколько смыслов. Это хороший тренинг. Без упражнений в таких предметах, как иностранный или русский, успеха достичь невозможно. Кроме того, во многих продвинутых школах сейчас начинают внедрять новую методику — перевернутый класс. Новые материалы ребенок изучает дома один на один с источником информации, ну, может быть, еще с дедушкой. А в классе проводится рефлексия по поводу изученного. И третий смысл домашней работы ориентируется на высказывание русского полководца Александра Суворова: «Чем войска меньше загружены, тем они быстрее разлагаются». За это обычно ратуют родители подростков. Просят задавать побольше, чтобы дети не шатались по улицам. Не становились жертвами собственного легкомыслия, а сидели бы дома и работали.
Учитель географии из московского лицея «Вторая школа» Леонид Перлов, наоборот, называет приказ Минобрнауки популистским и некомпетентным.
— Документ технически просто нереализуем, — возмущается педагог. — В выпускном классе установлен норматив на домашнее задание на все предметы — 3,5 часа в день. И что, учителя старшеклассников будут друг за другом гоняться по школе и интересоваться: «А сколько ты задал, а ты?» Притом не учтен еще один важный момент — дети разные. Один задание выполнит за 20 минут, другому понадобится полтора часа. Такие нормативы и раньше пытались неоднократно вводить. В том числе и через Госдуму. Но потом плавно спускали на тормозах.
Преподаватель истории, сопредседатель межрегионального независимого профсоюза «Учитель» Андрей Демидов говорит, что и сегодня по закону «Об образовании» домашнее задание — это не обязательный элемент образовательного процесса:
— Нигде не написано, что необходимо задавать что-то на дом. Если вы можете с детьми пройти нужный объем знаний на уроке — прекрасно, к этому надо стремиться. Но другое дело, что такое не каждому доступно. И классы разные бывают, и дети. Один успевает на уроке, другой — нет. Хотелось бы индивидуализма, когда для каждого школьника было бы свое персональное задание. В Швеции, где загрузка учителя в неделю — 12 часов, это возможно. А в России, где учительская ставка составляет 25 -30 часов, физически так не получится.
Демидов опасается, что новые правила в лучшем случае окажутся бесполезными и пустыми, в худшем — «создадут почву для очередного бюрократического всплеска».
— Боюсь, это закончится тем, что классных руководителей просто заставят еженедельно составлять справки, сколько дети во вверенном ему коллективе тратят на домашнее задание, — прогнозирует Демидов. — Это возможно, так как бюрократическое давление на учителя ежегодно растет.