Больше интересных новостей у нас во ВКонтакте
Новости партнеров

Пятьдесят оттенков Мценска

Только в провинции: новейшее кино в идеальном качестве за небольшие деньги

Фото: Юрий Васильев

Зал на 159 человек, серебряный экран, dolby-звук и 3D... Стараниями российского кинобизнеса в Мценске почти два года работает кинотеатр «Облака» — где, благодаря современным технологиям и антикризисному ценообразованию, можно увидеть последние новинки по цене от ста рублей за билет.

Как часто бывает, все началось с «а почему бы и нет?» Несколько человек, заметных в кинобизнесе России — прокат, реклама, билеты — решили создать кинотеатр там, где его не было долгие годы. Например, в Мценске Орловской области — семь километров в поперечнике, сорок тысяч жителей по последней переписи. Тут родился один из концессионеров, Александр Добров, руководитель рекламного холдинга CSD-Group. «Сорок тысяч в городе — и нет кинотеатра? Наверное, это не очень хорошо», — полагает совладелец предприятия Роман Исаев, в миру — руководитель российского офиса компании Rentrak, подсчитывающей кассовые сборы в кинотеатрах всего мира. В том числе и в Мценске — когда, конечно, есть что подсчитывать.

«Облака» — указывает табличка со стрелкой, упирающейся в лестницу на второй этаж Мценского дворца культуры. Снаружи — недавно подновленная советская настенная мозаика: человек труда в трехэтажный рост — и афиши заезжих юмористов круга «Кривого зеркала». Внутри — портреты городских передовиков и плакат «Терроризм — угроза человечеству» с предупреждениями и телефонами. Второй этаж с кинозалом, кинобаром и многочисленными рекламными прямоугольниками в человеческий рост и выше — «Батальон», «Форсаж», «Золушка».

Персонал «Облаков» — полтора десятка человек. Управляющий, два менеджера, три бармена, два контролера, два киномеханика, два охранника, две уборщицы и бухгалтер. Зарплата плюс налоги на нее — около двухсот тысяч в месяц. Аренда малого зала у дворца культуры, построенного в семидесятых, — 50 тысяч в месяц. «Многовато, но куда деваться, — говорит управляющий Александр. — Собственность муниципальная, у них по закону коэффициент положен, спорить бесполезно». Других подходящих залов в Мценске нет.

Еще есть кредит на покупку аппаратуры — проектор, звук: полтора миллиона на три года, начиная с лета. До того работали в лизинг, потом решили рискнуть и одолжились почти под 20 процентов. «Банк под кризис пробовал поднять процентную ставку до 25 процентов, но это было бы кощунственно», — уверен Александр.

Из других культурных развлечений в Мценске — краеведческий музей, расположенный на первом этаже хрущевской пятиэтажки. На одном стенде — доспехи русского воина XVI-XVII веков: кольчуга, шлемы, наконечник копья — и тесак из века XIX. На другом — «планиметр» (прибор для вычисления площади по плану) и «буссоль» (прибор для съемки местности). С портретов смотрят видные земляки: писатель Тургенев, поэт Фет, композитор Калинников и автор «геометрии Киселева» А.П. Киселев.

По соседству — личные вещи бронетанкового генерала Катукова и ржавый авиационный пулемет времен Орловско-Курской наступательной операции. Но больше всего стендов заводов и фабрик. Тушенка, метизы, машиностроение — что-то работает, где-то перешли на трехдневную рабочую неделю, а об иных память только в музее и осталась.

Неподалеку есть еще Спасское-Лутовиново — усадьба Тургенева. А в самом городе — казаки, время от времени шествующие по Мценску крестным ходом. Плюс красивые храмы на той стороне речки Зуша, притока Оки. Кажется, по достопримечательностям все. Классический малый город формата, как принято говорить, «полста минус» — менее 50 тысяч жителей. Где до мая 2013 года вечером пойти можно было разве что на дискотеку. Или на юмористов, но реже.

Как почти везде в Центральном округе, живут здесь отхожим промыслом в столицу: торговля, строительство, прочие дела — по полмесяца в отъезде, две недели дома. Мценские мужчины, как уверяют мценские женщины, особенно востребованы в охране — ЧОПы и вокруг. В Орел тоже ездят, но в основном за шоппингом и развлечениями — среди которых раньше было и кино. «Но теперь ездить в областной центр просто посмотреть фильм — сто рублей на дорогу, плюс билет как у нас или побольше… Выгоднее пойти в "Облака". Тем более что люди понемногу стали разбираться в качестве. Качество картинки, звука, очков — все это важно, и все у нас есть по системе изображения RealD», — говорит Александр. — По Черноземью наш кинотеатр очень даже неплох».

«Экран покрыт серебром. Если обычный можно зашить, заклеить, то наш восстановлению не подлежит. Поэтому охрана особенно следит за этим», — объясняет менеджер Ольга, указывая на большой и современный экран, угол которого находится в опасной — с точки зрения вандализма — близости к выходу. Охранник — неподалеку, действительно следит.

«Сто — за фильм в 2D, сто пятьдесят за 3D», — объясняет Ольга основы мценского ценообразования в области кинопроката. Это минимум. Максимум — от 250 за обычный до 300 рублей за 3D-сеанс: вечера, выходные. «Но пенсионер сам по себе не теряет ничего: приходит, показывает удостоверение, берет билет за минимальную цену. Все это знают, все с удостоверениями ходят».

Чем был заполнен пенсионерский досуг до «Облаков», понять несложно. «Мы, проживающие в доме ветеранов села Тельчье, очень рады, что хор ветеранов Мценского дворца культуры приехал к нам и доставил большую радость, — год назад писала Любовь Крамаренко, ветеран труда, в районную газету «Мценский край». — Под звуки баяна широко, раздольно звучала песня орловского композитора Анатолия Крепких "Русь"… Затем объявили песню Виктора Садовского "Мценская земля". Все замерли: это ведь песня о нашей земле, по которой мы ходим, которой любуемся… Последним штрихом шоу стала песня "Хлеб — всему голова"».

Перечисленное никуда не делось, зато с «Облаками» возникло разнообразие. Будний день, середина, в зале — как раз десяток пенсионеров. Это минимум: меньше пяти зрителей — сеанс отменяется, чтобы лампу проектора не жечь зазря. Здесь же нижний предел рентабельности не пробит. Несколько бабушек сами по себе, остальные — в составе организованных групп: Ольга договаривается с собесами о культпоходах по минимальной цене. То же самое — со студентами школ и техникума. Завод коммунального машиностроения и завод вторчермета ходят в «Облака» со скидкой 10 процентов. «На каждом предприятии у нас есть реклама и листовочки-лифлеты с репертуаром на месяц», — говорит Ольга.

Особая благодарность от мценских прокатчиков — отечественному производителю исторических фильмов, куда с подачи Ольги и ее коллег организованно водят мценских школьников. На фильм «Батальонъ» пришли классом — вместо классного часа: «Пятница-суббота — коммерческие дни, а вот вторник-среда, допустим — вопрос. Нам надо заполнять зал, чтобы кризис не коснулся». Следующие группы ожидаются на «Битву за Сталинград» и на фильм «Территория» и «А зори здесь тихие». В планах «Облаков» — привезти кого-то из российских звезд в Мценск на премьеру.

Цифровая копия и пароль-ключ к ней, не позволяющий показать фильм раньше определенного срока, — то, что помогает «Облакам», как и большинству кинотеатров страны, обходиться без пленки. И при договоренностях с прокатчиками давать премьеры новинок в тот же день, что и в Москве. Включая самые горячие, вроде «Пятидесяти оттенков серого». Сотрудники «Облаков» рассказывают про некую бабушку из постоянных зрительниц. Та пришла, рассчитывая, что в «Оттенках» будет «про любовь». Совместными усилиями убедили, что на экране может быть не совсем то, на что она рассчитывала.

«Фигня», — ответственно заявляет расположившийся в безалкогольном кинобаре старший школьник, явно из разряда «детям до 16». Выяснилось, что он успел посмотреть пиратскую копию, досмотрел до половины и больше не хочет: «Никакой там жести нет, а говорили…» В кино он пойдет на очередной «Форсаж», конечно. Ну и с классом на что-нибудь.

Специфика мценского кинопроката? Есть, как не быть. Например, полное отсутствие понятия «сборы в первый прокатный уик-энд» как единственного мерила успеха фильма. То есть сборы в коммерческие дни есть и у новинок, но Ольга призывает не судить по ним, когда дело касается небольших городов: «Раскачивается народ зачастую медленно и скорее верит не рекламе, а соседям, которые уже сходили и посмотрели. Если у фильма хороший "сарафан", то во вторые выходные он соберет сопоставимо с первыми». Те же «Оттенки» стартовали «средненько», но потом «добирали». Прежде всего, за счет тех, кто не поехал в Орел смотреть модное кино, а остался в Мценске — и не прогадал ни в качестве, ни в цене.

В районной администрации Мценска едва ли знакомы с социологической теорией разбитых окон. Однако здесь хорошо понимают, что каждое подобное «Облакам» место — лишнее доказательство того, что упадка на вверенной им территории убавилось. «Теперь в городе есть вечером, куда пойти и отдохнуть», — удовлетворенно констатируют чиновники. Скидок уникальному предприятию, правда, не предлагают. В «Облаках» и не просят: с одной стороны, понимают общую ситуацию, с другой — за два года научились бороться за деньги зрителя, разумно подходя к процессу ценообразования.

Кажется, именно это называется «точка сборки». Термин, перекочевавший из трудов Кастанеды на страницы газет и в речи политиков — и вне всякой эзотерики означающий место, вокруг которого строится или зарождается нечто новое. Затеянные крупными кинобизнесменами районные «Облака» — один из первых признаков того, что жизнь есть и в «полста минус» не самого богатого региона страны. А уровень ее можно замерить по тому, больше или меньше приходится ездить в тот же Орел за необходимым — в том числе и за развлечениями. И если подойти к делу с желанием, то появятся и другие подобные места.

Похоже, в Мценске желание есть. Только что в городе запустили свой филиал «Европы Плюс», и теперь у кинотеатра с радиостанцией налажен обмен рекламой. А сами киношники около месяца назад открыли собственный фастфуд с гамбургерами, сладостями и кофе. За исключением последнего, продукты — только от окрестных производителей.

Фастфуд — тоже первый в городе, называется «Под облаками». То есть в данном случае — на первом этаже Мценского дворца культуры. От доски с передовиками сразу наискосок.