Еще в ноябре прошлого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, «отвечая на вызовы», которые стоят перед страной, объявил о начале реализации новой экономической политики под названием «Нурлы жол» («Светлый путь»). В ее рамках многомиллиардные средства, накопленные за счет продажи углеводородов, решено отправить на поддержку транспортной инфраструктуры, социальные программы, строительство жилья и прочее. По замыслу Елбасы «Нурлы жол» станет двигателем роста экономики республики в ближайшие годы — кризисные для мировой экономики. Как оказалось, обновление должно коснуться не только экономики, но и самого государства — в феврале в республике утвердили дату будущих «очередных внеочередных» выборов президента — 26 апреля 2015 года, уже началось выдвижение кандидатов, которое продлится до 15 марта. Поскольку нет сомнений, что Назарбаев снова одержит победу, ему и придется, видимо, вести свой народ «Светлым путем».
С инициативой о проведении избирательной кампании в середине февраля выступил Совет Ассамблеи народа Казахстана (АНК). В ответ на это президент подписал указ о проведении 26 апреля текущего года внеочередных выборов главы государства. Свое предложение члены Ассамблеи мотивировали тем, что намеченные ранее на 2016-й президентские выборы накладываются на парламентские, а также сложной экономической обстановкой, которая ожидается в следующем году.
Предложение о внеочередных выборах президента одобрили практически все политические партии, общественные организации, трудовые коллективы, депутаты всех уровней, сенаторы и прочие власть имущие. Не остался в стороне и Конституционный совет, который признал, что никаких препятствий для назначения досрочных выборов не усматривает. Сам Назарбаев пояснил, что проводить парламентские выборы одновременно с президентскими не позволяет Конституция. Правда, непонятно, почему нельзя было сдвинуть сроки парламентских выборов чуть пораньше или президентских — чуть позже, но, так или иначе, Елбасы решил переизбраться, не откладывая дело в долгий ящик.
В соответствии с казахстанским законодательством правом выдвигать своих кандидатов на пост главы государства наделены официально зарегистрированные республиканские общественные объединения, граждане также могут баллотироваться самостоятельно. По данным на 4 марта, были выдвинуты пять претендентов. Правом самовыдвижения воспользовались Аскар Сыргабаев, Сафиолла Алдажанов, Лимана Койшиева, Бахыт Абдукаримов, Сухраб Аминжанович. Как отмечают наблюдатели, имена вышеуказанных граждан широкой публике неизвестны, высоких должностей в правительстве республики они не занимали.
Ситуация похожа на все предыдущие выборы в соседнем Узбекистане, где в выборах президента мог принять участие продавец трикотажа со столичного рынка, знакомый только своей клиентуре. В этом году, правда, конкурентов президенту Исламу Каримову, который также будет «бороться» за пост главы государства в конце марта, подобрали достойных — в основном это лидеры парламентских фракций, но их имена среднему избирателю также ни о чем не говорят.
Сам Назарбаев пока не спешит с регистрацией в кандидаты. Очевидно, ожидает, когда в ЦИК заявятся его старые соперники, например эколог Мэлс Елеусизов, председатель ООО «Табигат». В 2011 году он набрал 1,15 процента голосов. «Моя основная лошадь, как говорится, — это экология. Она еще хуже, поэтому я считаю, что обязан быть на выборах. Не ради того, чтобы обязательно победить. Это практически невозможно. А вот рассказать людям всю ситуацию с экологией — это я обязан», — утверждает Елеусизов.
Другой бывший соперник Назарбаева, лидер «Партии патриотов» Гани Касымов, ныне решил не мельтешить на «Светлом пути» Елбасы. По его мнению, жители Казахстана еще не до конца осознали роль Назарбаева в мировых процессах, а он «дважды не желает входить в одну и ту же реку». Готов баллотироваться и называющий себя «мировым вождем, ведущим борьбу с мафией, коррупцией и атомными электростанциями» лидер движения «Аттан — Казахстан!» Амантай Кажы Асылбек.
Один из лидеров коммунистов Казахстана Жамбыл Ахметбеков своих планов пока не озвучивал — на предыдущих выборах в 2011 году он получил поддержку 1,36 процента избирателей и повторять этот результат ему вряд ли хочется. А рассчитывать на большее противники Назарбаева вряд ли могут — на последнем голосовании Елбасы набрал 95,55 процента голосов, в 2005-м — 91,15. Тем не менее пропускать выборы коммунисты не намерены. «Мы бы не были политической партией, если бы не участвовали в политической акции... Во-первых, партия на президентских выборах должна проверить боеспособность своих партийных рядов. И, в конце концов, мы партия, которая стремится прийти к власти, и эти выборы будут маленьким шагом к тому, чтобы партия осуществила свои программные установки», — пояснил парламентарий-коммунист Владислав Косарев.
И все же некоторые эксперты убеждены, что перевыборы главы государства не стоит рассматривать как очередной референдум и они приведут к обновлению политической элиты в стране. «У нас в Центральной Азии много политических долгожителей, это вызывает определенные коллизии в обществе. Здесь и вопросы усталости, и вопросы повторяемости, — утверждает вице-президент фонда «Абай-акпарат» Айдос Сарым. — И если мы посмотрим на наших соседей по бывшему СССР, то в некоторых странах в результате тех или иных коллизий элиты поменялись по три-четыре раза. И возможностью избежать каких-то больших коллизий, большой усталости, наверное, является ситуация, когда после выборов будет и смена правительства, появятся, вероятно, какие-то новые фигуры и идеи, которые были бы озвучены в ходе этих выборов».
Так в чем же дело, с чего вдруг 74-летний Нурсултан Абишевич, правящий Казахстаном уже почти четверть века, решил вдруг заранее гарантировать себе еще несколько лет президентства? Как и его южный сосед Ислам Каримов. Оба лидера, очевидно, готовятся не столько озарять светом своей власти казахстанцев и узбекистанцев, сколько обеспечить передачу власти лицам, которых они выберут в качестве преемников.
Гадать о том, кто это будет, — дело неблагодарное, но процесс передачи власти будет происходить в крайне сложных условиях. Тут и экономический кризис в России, непосредственно влияющий на обстановку в Казахстане и Средней Азии, и падение цен на хлопок и углеводороды, и рост исламской угрозы. Обоим лидерам при этом придется учитывать и возрастающий интерес Запада к региону. Любая слабина, если ее дадут инициированные Россией постсоветские образования (ТС, ЕАЭС), привлечет сюда европейских и американских политиков. Особенно учитывая фазу противостояния, в которую вошли отношения Кремля и Запада.