Новости партнеров

Хатынь в марципане

Неоднозначные региональные инициативы накануне празднования Дня Победы

Общественность оценила результаты конкурса на звание «Лучший кондитер Сибири», проводившегося в Красноярске 26 марта. Главной темой VIII открытого чемпионата по изготовлению тортов стало 70-летие Победы. Кондитеры изготовили многоярусные торты и представили их в экспозиции «Подвигу народа жить в веках». Некоторые элементы декоративного оформления, выполненные из съедобных материалов, вызвали резкую критику пользователей рунета.

В конкурсе приняли участие 14 лучших работников кондитерской и хлебопекарной промышленности региона. Мастера-кондитеры изобразили в жанре десерта различные батальные сцены, боевую технику, оружие, парад танков у Кремля, а также Вечный огонь и памятник Родине-матери на Мамаевом кургане. Главный приз достался трехъярусному торту с «похоронкой», «Вечным огнем» и фигуркой мужчины, держащего на руках тело убитого ребенка, сильно напоминающей скульптурную композицию мемориального комплекса «Хатынь».

Поэт Андрей Орлов, известный под псевдонимом Орлуша (orlusha), посвятил конкурсу кондитеров в Красноярске свое стихотворение «Как съели победу» и опубликовал его у себя на странице в Facebook:

«...В Красноярске конкурс был,
На котором победил
Тортик с кремом из сгущенки,
Где старик несет ребенка
По пылающей Хатыни…»

В стороне не остался и депутат петербургского Заксобрания Виталий Милонов, который потребовал наказания для организаторов конкурса. «Это хулиганство, а если посмотреть — то, возможно, в действиях организаторов конкурса есть и состав уголовного преступления», — возмущался депутат. Кондитера из Германии Людовика Лагарда, по иронии судьбы возглавившего жюри, парламентарий предложил «депортировать с позором и с запретом на въезд в Россию минимум на пять лет».

Подобной реакции удостоился и прошедший на днях конкурс боди-арта в Ижевском государственном техническом университете (ИжГТУ) имени Михаила Калашникова. Студенты тоже посвятили свое выступление 70-летию Победы и различным родам российских войск. Видеозапись мероприятия была опубликована на YouTube и вызвала возмущение пользователей соцсетей, посчитавших подобное самовыражение неуместным и кощунственным.

«Нарисовать символы войны на трусах и груди и сопоставить это с памятью? Да уж лучше вообще ничего не делать», «Просто перепутали средства художественного выражения. Хотели новшества, а об этике не задумались», — комментировали увиденное пользователи рунета.

Представитель пресс-службы университета Александр Бобков пояснил корреспонденту «Российской газеты», что скандальная работа студентов «выхвачена из контекста»: «Никакого здесь умысла не было, надо посмотреть материал в целом, от начала до конца, чтобы понять идею, дух этого студенческого мероприятия. Один вектор — современные тенденции в искусстве — наложился на другой — 70 лет Победы, они не могли ни от первого отказаться, ни от второго. Получилось как получилось».

Председатель совета ветеранов Удмуртии Геннадий Крюков назвал конкурс студенческого боди-арта позором: «Хотели показать род войск — какой тут род войск, когда на заднице у дамы цветы? Разве можно позорить нашу армию, старшее поколение, сегодняшнее поколение защитников Отечества? Если это показать нашим участникам войны и сказать им, что это конкурс к юбилею Победы, они инфаркт, наверное, схватят!»

К сожалению, подобные инциденты в регионах случаются с завидной регулярностью. В прошлом году омских ветеранов возмутила форма проявления патриотизма с использованием алкогольной продукции. Производитель пива «САН ИнБев» накануне праздника Победы анонсировал выпуск лимитированной партии продукции бренда в коллекционной упаковке под названием «Герои великой войны». На лицевой стороне пивной тары была изображена георгиевская лента. На обратной — фото героев войны и текст, повествующий об их подвигах.

Реакция ветеранов была предсказуемой: они сочли подобный пиар кощунством. «Неуместно показывать героев Великой Отечественной на банках с алкоголем. Я вижу в этом лишь рекламную спекуляцию на участниках войны. Такие вещи нужно пресекать. Я бы советовал людям не покупать пиво с подобными изображениями», — заявил один из руководителей городской организации ветеранов Валерий Титов.

Поступок пивоваров вызвал негодование и у пользователей рунета. В комментариях к новости о появлении коллекционного продукта велись дискуссии, например, о том, что банки с изображением героев войны после употребления окажутся на мусорной свалке.

Этот случай послужил поводом поднять вопрос о полном запрете использования патриотической символики на алкогольной продукции. В сентябре 2014 года член Общественной палаты РФ (ОП), руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев направил президенту России Владимиру Путину письмо с просьбой установить законодательный запрет на использование патриотической символики, в частности георгиевских лент, на алкогольной продукции.

«Подобная практика кощунственна, она оскорбляет память погибших защитников Отечества, дискредитирует саму идею воинской славы, наносит нравственный урон ветеранам и представителям старшего поколения, оказывает негативное влияние на подрастающее поколение, превращает символ гордости за свою Родину в способ получения прибыли», — заявил член ОП.

Годом ранее накануне празднования 9 Мая ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в Мурманской области, пришли письма с напоминанием о том, что их похоронят за счет государства. Послания были разосланы от имени «Военно-мемориальной компании», которая оказывает ритуальные услуги и занимается изготовлением и установкой за счет государства памятников умершим и погибшим военнослужащим.

По данным регионального филиала «Почты России», письма направили всем ветеранам Заполярья. Между тем директор филиала «Военно-мемориальной компании» заявил, что эти письма не заслуживают такой реакции: «Это информация о ритуальных услугах. Ну и что из этого? У нас что, в стране похорон нет? У нас тут только ветераны умирают? Ну, смешно, правда. Я же не написал "я вас жду", извините меня. Я написал, какие льготы есть!»

Сегодня в России нет эффективных механизмов, регулирующих подобный «креатив», — лишь общественное порицание и запретительные меры муниципального уровня. Государственное регулирование в данном случае вряд ли возможно. Единственный способ хоть немного изменить ситуацию — проявление такта и соблюдение приличий самими инициаторами «добрых дел».