Чужие руки в брюках Как столичные сыщики борются с ворами-карманниками

Фото: East News

На днях состоялся первый выпуск школы оперативного мастерства, открывшейся в Московском уголовном розыске (МУР) на базе отдела по борьбе с карманными кражами. Сыщики с Петровки, 38, взялись за обучение молодых коллег из окружных УВД старинному методу «личного сыска». Поводом для создания необычной школы стало увеличение количества заявлений по фактам карманных краж с 10 до 11 тысяч в 2014 году.

Школа оперов

Предъявить обвинение карманному вору в 99 процентах случаев удается только после поимки с поличным. Технический прогресс в этой области помогает мало. Записи с камер видеонаблюдения, по словам оперативников, принимаются судом неохотно, лишь как косвенные доказательства. Сыщикам приходится работать дедовским, весьма трудоемким и не очень эффективным способом свободного поиска преступников в местах наиболее для них притягательных.

Естественно, далеко не все сотрудники московского угро с утра до вечера катаются на трамваях, как в свое время это делали Жеглов и Шарапов. Отловом сегодняшних Кирпичей занимались до последнего времени всего два подразделения: 15-й отдел МУРа и специальный отдел УВД на Московском метрополитене. Для нужд столичного мегаполиса этих сил уже давно недостаточно.

Здесь стоит отметить, что к карманным приравнены кражи сумок и других личных вещей, которые потерпевший прижимал к себе. На одно зарегистрированное преступление приходится примерно 75 незарегистрированных. В прошлом году, правда, люди стали активнее писать заявления в полицию, пользуясь электронными сервисами и мобильным приложением МВД России.

На борьбу с расплодившимися карманниками сначала хотели бросить районных оперов, но выяснилось, что заниматься личным сыском им просто некогда. В некоторых подразделениях сыщики из-за обилия бумажной работы уже превратились в клерков и забыли, как именно действовать непосредственно на улице.

Задержание сотрудниками московской полиции карманного вора с поличным на одном из оптовых рынков города: вор разрезает у женщины сумку

Задержание сотрудниками московской полиции карманного вора с поличным на одном из оптовых рынков города: вор разрезает у женщины сумку

Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»

Изрядно упал уровень оперативного мастерства в целом по городу после лихих 1990-х и непродуманных реформ начала 2000-х, когда в бизнес ушли сотрудники, составлявшие костяк органов правопорядка. Но остались и, так сказать, заповедные зоны, где кадровые потрясения были минимальными и сохранилась традиция передачи навыков, накопленных сыщиками еще в советское время.

Решением руководства главка на базе одного из таких заповедников — 15-го отдела Управления уголовного розыска — создали школу оперативного мастерства. Из ее выпускников формируются подразделения по борьбе с ворами-карманниками на уровне окружных УВД.

Очное обучение ведется в течение двух недель. Дальше студенты в погонах переходят на заочный режим и выходят на связь со своими наставниками по мере необходимости.

— До обеда проводятся теоретические занятия на Петровке, 38. Затем формируются группы и направляются в места, где, согласно статистике, чаще всего совершаются карманные кражи, — рассказал «Ленте.ру» заместитель начальника 15-го отдела 4-й оперативно-розыскной части Управления уголовного розыска ГУ МВД России по городу Москве Андрей Гуляев.

Теоретические занятия подразумевают изучение методов работы карманников, о которых сыщикам удалось узнать в процессе борьбы с ними.

Школа карманников

Чаще всего воры-карманники работают группами с четкой иерархией и распределением ролей. Схем множество, но есть и общие черты.

Для примера возьмем крупный торговый центр на МКАДе. Подбор жертвы начинается со стоянки. Там младший член группы высматривает владельцев элитных авто или каких-то слишком рассеянных людей, которые, к примеру, по полчаса закрывают свои машины, забывая в них то одно, то другое. Приметы будущих потерпевших передаются человеку, выполняющему роль поводыря. Он уже работает в самом ТЦ, следит, куда идут «клиенты», изучает, подслушивает их разговоры и так далее. Затем в дело вступают непосредственно вор и его «ширма». Иногда они вдвоем разыгрывают для потерпевшего сценку «неожиданной встречи старых друзей» или картинно вступают в конфликт.

Главная задача «ширмы» — отвлечь внимание жертвы и прикрыть действия вора от чужих взглядов. Это может быть эффектная девушка или вовсе какой-нибудь неодушевленный предмет.

Час пик в московском метро — время страды для воров-карманников

Час пик в московском метро — время страды для воров-карманников

Фото: Дарья Мазур / «Коммерсантъ»

Есть и еще один важный член воровской бригады. Как правило, это авторитетный в криминальном мире человек, о присутствии которого порой знают только посвященные члены группы. Главная задача наблюдателя — высматривать сыщиков, которых он может даже знать в лицо еще по прошлым ходкам. Он вправе остановить дело в любой момент и без каких-либо объяснений, опираясь только на свое чутье. Услуги такого авторитета оплачивают щедро.

Нередко наблюдатель выполняет функцию наставника и работает одновременно с несколькими группами, не входя в их состав. Так что у оперов своя школа, а у воров — своя.

Главным «университетом» для воров-карманников были и остаются тюрьмы. С этим никто ничего поделать не может. Вместо того чтобы «исправляться», воры за решеткой годами разрабатывают новые схемы, собирают бригады, обучают «молодняк» и оттачивают мастерство.

Система административного надзора за ранее осужденными, созданная в 2011 году, по мнению оперативников, результатов в случае с карманниками не приносит.

Однако в последние годы, по непонятным пока причинам, сыщики фиксируют падение уровня «профессионализма» карманных воров. В общем количестве преступлений растет доля так называемых верхушечников — новичков, выхватывающих то, что лежит сверху, из открытых дамских сумок, небрежно заброшенных хозяйками за спину в общественном транспорте. Они же крадут у заснувших в метро студентов смартфоны, вытаскивая их из карманов прямо за провод от наушников.

По официальной статистике, карманники — люди в возрасте от 30 лет и старше. Как мужчины, так и женщины (75 процентов на 25 процентов). Примерно в одинаковых пропорциях (53 процентов на 47 процентов) — это граждане ближнего зарубежья и жители России.

Постепенно уходят в историю авторитетные еще в советском криминальном мире воровские «школы», отличавшиеся характерным почерком: нижегородская, луганская, грузинская.

Однако мастеров «международного класса» в этой области еще порядочно. Некоторые и впрямь гастролируют по миру. К примеру, в прошлом году муровцы задержали группу из 4 уроженцев Республики Молдова и Азербайджана, которая длительное время занималась кражами в метрополитене Москвы, Берлина и Парижа.

Бывает и так, что карманники никак не связаны с традиционным криминальным миром с его «понятиями» и иерархией, являясь в своем роде талантливыми самородками.

На теле у таких асов обычно нет татуировок, а их внешний вид не вызывает лишних подозрений. Они даже могут иметь вполне приличную профессию и семью.

Чаще всего одиночки «работают» в кафе и обувных магазинах. В первом случае таскают кошельки у подвыпивших граждан, присев за соседний столик. Во втором — подменяют сумки у модниц, примеряющих туфли у зеркала.

Некоторые умельцы кошельки не воруют, а «ломают», то есть забирают всю (или крупную) наличность и незаметно кладут его на место.

Невидимые схватки

В 2014 году муровцам удалось задержать 400 карманников. Пострадавшим от них гражданам вернули в общей сложности 14 миллионов рублей.

Фото: Александр Щепин / Фотобанк Лори

Невидимые обывателям схватки между оперативниками и ворами происходят ежедневно. Чаще всего они носят характер «игры на внимательность». Если составить рейтинг мест их встреч, то первую строчку займет Кольцевая ветка столичного метро. Ее более всего облюбовали любители лазить по чужим карманам. И если уж речь зашла о подземке, то самой безопасной для кошельков и сумок считается Филевская линия.

Иногда и сами оперативники становятся жертвами воров, в случае же пропажи служебного удостоверения это приводит к серьезным дисциплинарным наказаниям, вплоть до «неполного служебного соответствия», от которого до позорного увольнения всего шаг.

Любопытно, что совладать с карманниками порой не могут и всесильные спецслужбы со всей своей техникой. Так, два года назад к муровцам за помощью обратились сотрудники ФСО. Группа воров орудовала на Красной площади. Их жертвами становились интуристы. Дерзкими злоумышленниками оказались двое граждан Монголии. После задержания они отказались разговаривать с полицейскими без переводчика. Толмача пришлось разыскивать и для их жертвы — гражданки ЮАР.

Последняя, точнее «крайняя», большая операция была недавно проведена сотрудниками 15-го отдела Московского уголовного розыска в кафе, расположенном в торговом центре на Пресненской набережной.

Группа профессиональных воров пыталась завладеть портфелем мужчины, в котором лежало 795 тысяч рублей.

«Разыграв между собой сценку потасовки, трое отвлекли внимание потерпевшего, а четвертый, находившийся под видом посетителя за соседним столиком, подменил в это время портфель», — отмечено в сообщении пресс-службы ведомства по данному делу.

Свидетелями театрализованной постановки были сотрудники МУРа. «Актеры» были задержаны. Все они оказались уроженцами стран ближнего зарубежья, которые теперь ждут суда, находясь в СИЗО.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше