Длинные майские праздники кого-то спровоцировали на поездку на Мальдивы, кого-то — на дачу. Для тех, кого первая зелень задержала или, наоборот, заманила в Москву, «Лента.ру» выбрала десять выставок, которые стоит посетить между Днем труда и Парадом Победы. Выбирать придется между инсталляциями из живых цветов, первыми российскими персональными выставками классика фотожурналистики Альфреда Эйзенштадта и пионера концептуализма Джозефа Кошута, детской книжной графикой и стрит-артом. Не обошлось и без экспозиции о Победе.
Выставка Марго Трушиной Flower/Power в «Галерее на Солянке»
Молодой художник Марго Трушина совместно с флористом Романом Ковалишиным сделала цветочную инсталляцию из трех частей. Первая — пир: длинный праздничный стол, с которого предлагается отведать не яства, а такие понятия как правда, страх, надежда, будущее; вторая — Кремль из красных цветов со звуком бьющих курантов; третья — портрет художника, сложенный из цветочных горшочков.
Flower/Power — лозунг, ставший в конце 1960-х — начале 1970-х годов символом ненасильственного сопротивления и антивоенной идеологии. В проекте Трушиной оригинальное Flower Power — «власть цветов» — заменяется на противопоставление цветка и власти.
Фото предоставлено Государственной галереей на Солянке
Первая персональная выставка «отца фотожурналистики» Альфреда Эйзенштадта в Еврейском музее
Фотография «Поцелуй» (на самом деле у нее нет названия, но как «Поцелуй» она известна широким массам) была сделана Альфредом Эйзенштадтом на Таймс-сквер 14 августа 1945 года, в день победы над Японией. Теперь его считают признанным классиком искусства прошлого века, изменившим представление о репортажной съемке и повлиявшим на развитие мировой фотожурналистики. Кадр, в котором моряк целуется с медсестрой, был продан автором в Life. Затем снимок неоднократно перепечатывался и попал в хроники празднования окончания Второй мировой войны. Это не единственная удача автора. Значительная часть его художественного наследия — портретная галерея богемы, известных представителей науки и политики. Среди них Мэрилин Монро, Софи Лорен, Сальвадор Дали, Альберт Эйнштейн, Кэтрин Хепберн, Эрнест Хемингуэй, Джон Кеннеди и многие другие.
Первая персональная выставка классика концептуализма Джозефа Кошута в Мультимедиа Арт Музее
Что значат слова, и значат ли они что-то? Каким должно быть искусство? Неоновые инсталляции — проект «Амнезия» — это хроника исследований в области языка и его смыслового значения, которым американский художник Джозеф Кошут занимается на протяжении почти пятидесяти лет. Его работы входят в собрания крупнейших музеев США, Европы, Азии и Австралии. Открывшаяся в 2009 году в Лувре инсталляция Кошута «ni apparence ni illusion» («ни видимость, ни иллюзия»), размещенная на стене старого Луврского дворца XII века, стала частью постоянной экспозиции музея, а в 2015 году инсталляции Кошута украсят четыре башни фасада Национальной библиотеки в Париже. На открытие российской выставки автор приезжал лично.
Лучшие фотографии России на выставке Best of Russia в центре современного искусства «Винзавод»
Ежегодно «Винзавод» собирает лучшие фото, сделанные на территории России любителями и профессионалами. В двух главных залах здесь будет представлено более трехсот снимков, прошедших конкурсный отбор. Работы объединены темами: «Природа», «Архитектура», «Люди. События. Повседневная жизнь», «Стиль».
Книжная графика в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Полное название выставки «Сказочники. Книжная графика Владимира Конашевича, Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова из частных коллекций и собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». Большая часть выставки посвящена детским книгам. В конце 1950-х годов многие художники-нонконформисты начали работать в издательствах «Детская литература» и «Малыш». Иллюстрирование детских книг стало для художников «пространством эксперимента». Эрик Булатов в своих воспоминаниях пишет: «Очень важно, чтобы это была книга для маленьких детей, потому что в такой книге иллюстрации играют не меньшую, а иногда даже бόльшую роль, чем текст…»
«В штабах Победы» в Новом Манеже
Кто стоит за судьбоносными для страны решениями, где и как вершилась история? Выставка «В штабах Победы. 1941-1945 годы» отвечает на эти вопросы. Это реконструкция интерьеров кабинетов руководителей страны периода войны, где шли не менее важные битвы за верные стратегические решения. На выставке собраны архивные документы, произведения искусства и подлинные предметы ушедшей эпохи, передающие атмосферу штабов верховного главнокомандующего и партизанского движения.
«В окружении действительности» в Музее современного искусства на Гоголевском бульваре
В своей живописи молодые художники Дмитрий Окружнов и Мария Шарова стараются передать то восприятие мира, которое уже стало естественным для поколения родившихся в 1980-1990-е годы. На их глазах произошло преобразование новостного потока из телевизионной картинки и газетной статьи в непрерывную лавину визуальной информации, обрушившуюся на человечество за последние десятилетия. В своих произведениях авторы пытаются заставить замереть виртуальный мир, задокументировать непрочную раздробленную действительность и цифровой шум.
«Как поехала Москва» в Музее Москвы
Музей Москвы решил вспомнить историю всего столичного транспорта — от извозчиков до такси, от паровозов до теплоходов. Кассовые аппараты, а также билеты, жетоны, проездные, форма таксистов, кондукторов, работников метро, карты маршрутов разных видов транспорта, таблички остановок и плакаты, воспоминания москвичей и документальные фильмы, и даже фарфор — все это части мозаики, из которой собирается большая картина истории важнейшего элемента города.
Выставка уличного искусства на ВДНХ
Творческое объединение «Артмоссфера» представляет в павильоне «Оптика» работы иностранных и российских уличных художников на выставке современного стрит-арта «#проект64». Она открыта до 10 мая. Кроме холстов, инсталляций и скульптур здесь представлены работы московского художника Паши 183, медиаинсталляция студии Stain, а также архивные фотографии скульптур классика кинетического искусства Вячеслава Колейчука и первой акции художественного граффити в Москве «Роспись стены», состоявшейся в 1992 году.
«Макаревич-Елагина: Анализ искусства» в Третьяковской галерее на Крымском валу
Работы крупнейших современных художников, лидеров московской концептуальной школы Игоря Макаревича и Елены Елагиной размещены в залах постоянной экспозиции среди произведений живописи середины XX века. Выставка сталкивает прошлое и настоящее, провоцирует диалог искусства разных эпох. Такой опыт соединения разновозрастного искусства в одном пространстве Макаревич и Елагина уже проводили в экспозиции старых мастеров (Тициана, Рембрандта) в венском Музее истории искусства (Kunsthistorisсhes Museum) в 2009 году. Благодаря выставке в Третьяковской галерее зритель получит возможность сравнить проявление общих категорий изобразительного искусства в концептуальной инсталляции и советской живописи.