Российские власти не ждут повторения прошлогодних инцидентов с застрявшими на курортах туристами. «Лента.ру» опросила представителей отрасли и узнала, чего стоит опасаться купившим путевки отпускникам.
По данным Ростуризма, в прошлом году со скандалом обанкротились 26 крупных туроператоров, в том числе «Нева», «Роза ветров Мир», «Лабиринт», «Южный крест», «Экспо-тур», «Солвекс-Турне», «Верса» и другие. От этого пострадали более 140 тысяч человек, лишившихся поездки или обратных билетов на родину. Выручать последних в срочном порядке приходилось ассоциации «Турпомощь» и МЧС.
В этом году процесс ухода с рынка игроков продолжился, но проходил он мирно — без скандалов и брошенных на произвол судьбы туристов. Свою деятельность свернули мелкие и средние туроператоры, в их числе столичная компания «Голд Лайн», работавшая с 1998 года. Она специализировалась на турецком и европейском направлении, но из-за снижения спроса на туры, как указывалось в «прощальном» релизе, объявила о банкротстве.
За год количество продавцов туруслуг сократилось более чем в два раза: с 2000 по состоянию на середину 2014-го до 917-ти. Основная причина массового исхода — двукратный спад выездного туризма. Впрочем, сказались и другие факторы: это и новые требования по финансовому обеспечению туркомпаний, вступившие в силу весной этого года, и резко усилившееся после череды скандалов недоверие граждан к представителям индустрии.
Угол падения
Стоит ли ждать новой волны скандальных банкротств в этом сезоне отпусков? Большинство представителей туррынка, опрошенных «Лентой.ру», настроены оптимистично. «За этот год не было зафиксировано ни одного болезненного банкротства операторов, большинство компаний быстро отреагировали на кризис в отрасли и скорректировали свои программы», — сообщил вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин.
Ростуризм также не ждет форс-мажоров. «Если мы говорим о приостановке деятельности туроператоров, которая имела место в прошлом году, я надеюсь, что в массовом порядке этого происходить уже не будет, потому что рынок, по моему мнению, уже очистился», — заявил журналистам глава ведомства Олег Сафонов.
Однако у пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной другое мнение. «Не верьте тому, кто говорит, что банкротств не будет. Точно этого никто не знает», — заявила она «Ленте.ру». С одной стороны, да, игроки подготовились к изменениям рынка и сократили свои предложения, но все равно путевки на некоторые направления распродаются из рук вон плохо.
«Хорошо разбираются только массовые пляжные направления Турции и Египта, но хватит ли этих заработков для того, чтобы удержаться на плаву?», — задается вопросом Тюрина. Европейские направления, традиционно пользующиеся спросом у российских туристов, просели больше чем на 40-50 процентов. Так, турпоток в Грецию, занимающую третье место по объемам продаж после Турции и Египта, за первые пять месяцев 2015-го упал на 62 процента. Сильно ослабел спрос на некогда популярные Болгарию и Кипр.
И в ближайшем будущем турпоток в этих направлениях сократится еще больше — 14 сентября вводятся биометрические визы для россиян, отправляющихся в Европу. Гражданам придется сдавать отпечатки пальцев в визовых центрах, действующих лишь в 80 городах нашей огромной страны. Жители отдаленных регионов и просто не желающие тратить время и силы отпускники предпочтут отдыхать в другом месте. «Введение биометрических виз неизбежно приведет к снижению турпотока в Европу из-за усложнения процедуры их получения», — уверена исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
Еще одна опасность — очередное ослабление рубля, обещанное на осень. Девальвация приведет к спаду продаж и проблемам в расчетах с перевозчиками и гостиничными операторами. Так было в конце прошлого года, когда рубль ежедневно обесценивался на несколько процентов.
И, наконец, эксперты из турбизнеса называют еще одну проблему: увы, кризис оказался недостаточно сильным, чтобы полностью победить «вредную привычку» на туррынке «брать объемами» и соответственно демпинговать. И хотя большинство игроков предпочитают не рисковать и предлагают путевки по их рыночной стоимости, демпинговые предложений по ряду стран встречаются — в частности, по таким провальным направлениям, как Греция и Тунис. Последний, как известно, практически лишился туристов из-за терактов.
Смогут ли операторы пережить эти неблагоприятные для рынка моменты — большой вопрос. «И, если кому-то все же придется уходить с рынка, мы очень надеемся, что это будет происходить цивилизованно, компании будут закрываться, выполнив все обязательства перед клиентами и партнерами», — говорит Ирина Тюрина. По ее словам, в прошлом году такие примеры безболезненного ухода были, но буквально единичные. «Но сейчас ситуация изменилась, туроператоры сконцентрировались, бизнес ведут осторожно, в том числе и потому, что никто не хочет уголовных дел», — считает Тюрина.
Иначе как всегда придется отдуваться «Турпомощи» и страховым компаниям, но едва ли их денег хватит, если разорвется крупный туроператор, уверен основатель тревел-агрегатора «Система туризма Можайка» Дарий Платонский.
Впрочем, даже в случае мелких банкротств ждать выплат от страховщиков, которые обязаны возмещать потери владельцам «сгоревших» путевок, тоже не стоит. После прошлогоднего обвала крупные страховщики ушли с рынка из-за высокой убыточности. Их нишу заняли малоизвестные компании, с которыми туроператоры вынуждены заключать договоры страхования финансовой ответственности — таковы условия вхождения в единый федеральный реестр. Однако надежность облюбовавших золотую нишу структур вызывает вопросы. Красноречивый тому пример — СК «Лойд-Сити», предоставившая финансовое обеспечение сразу 272 российским туроператорам, но после проверки ЦБ лишившаяся лицензии.
Агентские сети
Вслед за операторами с рынка массово уходят и розничные продавцы путевок — уличные агентства. По данным экспертов, число таких точек за год сократилось примерно на 10–15 процентов, а в крупных городах и на все 25. Закрываются не только компании-одиночки, но и сетевые агентства. Подсчитать точное количество потерь сложно, поскольку деятельность посредников-турагентств, в отличие от туристических операторов, не лицензируется и не регулируется.
Основная причина закрытия бизнеса — снижение рентабельности. «Мы видим, что агентства действительно испытывают ряд трудностей в связи с резким падением спроса, — говорит Александр Буртин, коммерческий директор и учредитель оператора Tez Tour. — Люди оценивают ситуацию, понимают, что они не могут конкурировать, что нет покупательского спроса, и принимают решение закрыться».
Александр Сизинцев, генеральный директор Biletix.ru указывает и на другую причину — онлайн-агентства по продаже туров и билетов переманивают все больше туристов, частично сокращая таким образом рынок классических турфирм. Однако, по его словам, в кризисе турпакетной индустрии стоит винить не столько онлайн-сегмент и развитие интернет-технологий, сколько ухудшение экономической ситуации в целом. «А также низкую гибкость оффлайн-агентств с точки зрения изменения предложения и переориентации на трендовый в этом году внутренний туризм», — добавляет он.
Но с уходом фирм с рынка участились случаи мошенничества — компании нередко исчезают вместе с деньгами клиентов. «Роль турагентского рынка важна для общего восстановления имиджа отрасли, — говорит гендиректор «Турпомощи» Александр Осауленко. — На минус работают не только банкротства туроператоров и практика недобросовестного демпинга, но и турагенты-мошенники, число которых в последнее время увеличилось».
Поэтому власти все же обратили внимание за этот никак не контролируемый сегмент рынка. В России в скором времени появится реестр добросовестных турагентств на базе «Турпомощи». По словам Сауленко, в нем граждане смогут проверить, имеет ли агентство право продавать туры того или иного оператора. Однако пока он будет создан, горячий сезон отпусков пройдет, а значит, обманутых туристов еще будет немало.