Только важное и интересное — в нашем Facebook
Новости партнеров

«Полторашка» без принуждения

Чем обернется для пивоваров отказ от пластиковых бутылок

Фото: Леся Полякова / РИА Новости

Союз российских производителей пиво-безалкогольной продукции решил с 1 июля 2016 года добровольно отказаться от использования пластиковых бутылок объемом более 1,5 литра. После двухлетнего сопротивления пивной индустрии этой идее добровольное решение союза стало неожиданностью. «Лента.ру» выясняла, чем обернется для отрасли отказ от пластика и станут ли граждане меньше пить пива.

В июне 2014 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, фактически запрещающий использование ПЭТ-упаковки (изготовлена из полиэтилентерефталата) для алкогольной продукции, прежде всего пива. В пластиковую упаковку размером не более 0,5 литра предлагалось разливать только напитки с содержанием алкоголя менее 4 процентов. Запрет планировали вводить не сразу, а постепенно. Так, с 1 января по 30 июня 2015 года документ разрешал розничную продажу алкогольной продукции c содержанием спирта до 6 процентов в полимерной потребительской таре объемом не более 1,5 литра. А с 1 июля до 31 декабря 2015 года разрешалась розничная продажа алкоголя с содержанием этилового спирта менее 5 процентов и объемом не более литра.

Между тем принятие этого закона буксует уже более года. В июне вице-спикер Госдумы Андрей Исаев («Единая Россия») заявил, что работа над поправками затянулась из-за «беспрецедентного давления» на правительство РФ и на Госдуму. Парламентарий рассказывал, что в июне прошлого года послы трех государств — Бельгии, Дании и Нидерландов — обратились в парламент и «фактически шантажировали парламентариев, утверждая, что ограничения… продажи пива в пластиковых упаковках якобы приведут к резкому сокращению инвестиций в российскую экономику». Вице-спикер особо подчеркнул, что это послы тех стран, которые активнейшим образом поддерживали санкции против России. При этом он признал, что в российском правительстве в отношении данного документа нет единой позиции.

Впрочем, некоторый прогресс в истории с принятием закона все же наметился. Во втором и третьем чтении законопроект рассмотрят в осеннюю сессию 2015-го, но в нем объем допустимой пластиковой тары для пива увеличат до 1,5 литра. Соответствующие поправки уже внесены в текст законопроекта, сообщил «Ленте.ру» заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский. Комитет и курирующий его вице-премьер Александр Хлопонин эту инициативу поддержали. «Это компромиссный вариант. На самом деле он всех устраивает. Все цели, которые преследуются ограничением использования ПЭТ-тары (ограничение дешевого пива, снижение алкоголизации), решаются», — уверен депутат. При этом полный запрет использования ПЭТ-упаковки Звагельский считает неправильным: она есть в большинстве стран и ограничена вполне допустимым объемом 1,5 литра.

Меньше пить не станут

По идее авторов законопроекта, ценовая доступность пива в популярной сегодня ПЭТ-таре способствует росту потребления алкоголя, и так уже достигшего критического уровня, особенно среди молодежи. Сторонники документа считают, что пиво в другой, не пластиковой таре станет менее привлекательным для подростков, ведь сегодня стоимость низкопробного пива, разливаемого в ПЭТ, практически равна цене газировки в стеклянной таре.

Сами же пивовары уверены, что объективных причин для ограничения размера ПЭТ-тары нет, а объемы потребления алкоголя такие запреты не сократят — просто потребители перейдут на дешевый крепкий алкоголь, включая нелегальный. «Объем рынка сократится, но не столь значительно, как в случае полного запрета ПЭТ-упаковки или ограничения ее объема до 0,5 литра. Общее же потребление алкоголя может возрасти, так как часть потребителей пива экономсегмента (который пострадает от данного ограничения в наибольшей степени) может переключиться на дешевый и некачественный крепкий алкоголь», — поделился мнением с «Лентой.ру» представитель компании Efes Rus Павел Филиппов. В подтверждение своих слов он приводит данные Росстата за первое полугодие 2015 года. За этот период объемы производства пива снизились (-7,7 процента), а производство водки и коньяка выросло (на 4,8 и 10,5 процента соответственно).

Специалисты «САН ИнБев» (российское подразделение бельгийской пивоваренной корпорации AB InBev) убеждены, что ограничения емкости ПЭТ-тары для пива не изменят общий объем потребления алкоголя в стране. «Другое дело, что полный запрет ПЭТ способен повлиять на структуру потребления и уровень злоупотребления алкоголем, — говорит директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям компании Ораз Дурдыев. — В случае полного запрета ПЭТ часть потребителей, очевидно, перейдет на дешевый крепкий алкоголь, в том числе суррогатный, а доля крепкого алкоголя в структуре потребления увеличится».

Генеральный директор МПБК «Очаково» Юрий Антонов в беседе с «Лентой.ру» выразил уверенность, что отказ от ПЭТ более 1,5 литра может сократить рынок пива в два раза, что отразится и на объемах потребления напитка. По данным гендиректора «Очаково», за последние шесть лет потребление пива на душу населения в России снизилось более чем в 1,5 раза: с 82 литров в 2008 году до 53 литров в 2014 году. Однако Юрий Антонов убежден, что искусственное ограничение объема потребления пива только спровоцирует потребление крепкого алкоголя, в том числе дешевой водки, а молодежь перейдет на алкоэнергетики и напитки на основе спирта.

Данные Росстата тоже говорят в пользу крепкого алкоголя: в 2014 году в структуре продаж в России по-прежнему преобладали крепкие напитки — 54,5 процента. Пиво занимает 31 процент, вино — 13,5 процента, другие напитки — 1 процент (в пересчете на чистый спирт).

За счет стекла и алюминия

Отказ (пусть даже частичный) от популярной пластиковой тары заметно отразится на производстве пенного напитка, прежде всего — из-за объемов его выпуска в пластике. По данным компании Nielsen, в России пиво в ПЭТ-упаковке составляет примерно половину рынка: в бутылках объемом 2 литра и более — 25,88 процента; 1,5 литра — 18,5 процента; 1 литр — 2,5 процента; 0,5 литра — 0,02 процента. Остальное пиво разливается в алюминиевые банки, стеклотару и кеги.

Если будет введен полный запрет на ПЭТ-тару, рынок пива сократится на 50 процентов, прогнозируют в «Очаково». «Полный запрет ПЭТ-тары приведет к тому, что сотни малых и средних российских предприятий пивной индустрии будут вынуждены закрыться, — считает гендиректор компании Юрий Антонов. — Большая часть просто не сможет выделить дополнительное финансирование на переоборудование линий производства и помещений под использование стекла или алюминиевых банок. К тому же на рынке пива в стекле и алюминии ключевые позиции занимают транснациональные пивные гиганты, отечественных производителей здесь никто не ждет».

За последние семь лет пивоваренный рынок, по его словам, упал уже на 30 процентов. Только за прошлый год от снижения продаж пива на 124 миллиона декалитров потери в бюджете всех уровней составили порядка 40 миллиардов рублей. В этом году прогнозируется падение еще минимум на шесть процентов.

Для замещения объемов продукции, выпускаемой в ПЭТ-таре, необходимо произвести восемь миллиардов стеклянных бутылок. Сегодня таких мощностей нет — стеклянная продукция частично закупалась на Украине и в Польше, пояснил «Ленте.ру» Юрий Антонов. Чтобы восполнить дефицит стеклотары, нужно построить десять стекольных заводов, закупить и установить 100 линий по производству стеклянной продукции — а это 22 миллиарда рублей, которых у производителей нет. Кроме того, считают в «Очаково», из-за возникшего дефицита цена на стеклопосуду повысится, а цены на пиво вырастут в пределах 20 процентов.

В «Балтике» напомнили, что хотя в целом по России в пластике выпускается до 50 процентов пива, доля продукта в ПЭТ на отдельных предприятиях и в разных регионах различна: на Дальнем Востоке, например, она составляет около 70 процентов, и при полном отказе от ПЭТ пострадает не только экономическая, но и социальная сфера, уверены в компании.

Как подсчитали специалисты «Балтики», в среднем инвестиции в одну линию розлива в ПЭТ-тару составляют 3,3 миллиона евро, а в случае запрета ПЭТ эти линии останутся невостребованными, но это не принесет выгоды и производителям альтернативных видов упаковки — из-за общего падения рынка пива. Что касается стоимости напитка — спрогнозировать ее динамику в компании не берутся, отмечая, что на этот процесс также влияет волатильность общей экономической ситуации, динамика рынка, рост цен на сырье и материалы, акцизная политика государства. За период с 2009-го по 2014 год ставка акциза на пиво была увеличена в шесть раз: с 3 до 18 рублей за литр. В 2015 году акциз не повышался. В этом году компания уже увеличивала цены в январе, марте и мае — каждый раз на три-четыре процента.

В Efes Rus в случае полного запрета ПЭТ-тары прогнозируют снижение производства на 25-30 процентов, а рост стоимости продукта определяют двузначной цифрой. При этом, по словам представителя компании Павла Филиппова, сейчас наметился новый тренд: выпуск пива в кегах. «Но темпы его роста будут незначительными — в связи с тем, что развитие барно-ресторанного сегмента в России ограничено низкой платежеспособностью населения и трудностями, с которыми сталкивается малый бизнес (высокая стоимость заемных средств, административные барьеры)», — говорит он.

В целом жалобы пивоваров понятны: терять долю рынка и перестраивать бизнес — дело дорогостоящее. И все же решение союза пивоваров добровольно отказаться от тары больших объемов не лишено коммерческой логики. При розливе напитков в бутылки большего объема стоимость продукции для конечного потребителя сокращается в том числе за счет снижения расходов на упаковку, отмечает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. При этом чем меньше объем тары, тем выше доля стоимости упаковки в конечной цене продукта для потребителя. Более того, сами производители повышают цену на продукцию меньшего веса или объема для сокращения разрыва в цене с более дорогой и объемной упаковкой. Чем меньше разрыв — тем больше у потребителя стимулов купить больше. При этом стоимость продукции в большей таре не снижается, а повышается лишь стоимость продукта в таре меньшего объема. Таким образом, если убрать объемную тару при сохранении потребительской привычки, покупатель будет платить больше за то же количество напитка.

Яд или нет?

Даже если не брать в расчет само производство и потребление, поводов для дискуссий вокруг ПЭТ-тары достаточно — например, о вреде и безвредности этого вида упаковки.

Сторонники запрета ПЭТ, ссылаясь на данные исследований, утверждают, что из нее в напитки выделяется дибутилфталат — яд, вызывающий токсический гепатит, поражение иммунной системы и другие осложнения. В «Руководстве по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (Р 2.1.10.1920-04), утвержденном Роспотребназором, говорится, что при хроническом перроральном поступлении дибутилфталат приводит к системному поражению органов и тканей человека (смертности) и гормональным нарушениям.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» полностью запрещает дибутилфталат для упаковки, контактирующей с пищевой продукцией. Гигиеническими нормативами содержание дибутилфталата в пищевой продукции не допускается.

Сторонники же пластиковой тары утверждают, что дибутилфталат безопасен для организма. В частности, некоммерческое партнерство по развитию индустрии полиэтилентерефталата «АРПЭТ», получило официальные результаты масштабного исследования ПЭТ- упаковки и самого полиэтилентерефталата (ПЭТ), проведенного Институтом технологий и упаковки «Fraunhofer IVV» (Германия). Образцы были проанализированы на возможное содержание фталатов: (дибутилфталат, изобутилфталат и еще 11 фталатов), бисфенола, метанола, формальдегида. По итогам исследований специалисты заявили о полной безопасности ПЭТ-тары для упаковки любых пищевых продуктов.

По словам выступающих за запрет, в большинстве западных стран использование ПЭТ-тары жестко регулируется. В результате объем потребления пива из ПЭТ находится в рамках статистической погрешности, а сроки хранения в такой таре ограничены несколькими днями. В Германии лишь 4 процента пива разливается в ПЭТ-тару, в Бельгии — 3 процента, в Великобритании — 0,1 процента, а в Италии и того меньше — 0,08 процента. И пивная отрасль в этих странах чувствует себя неплохо.