На экономическом форуме в Сочи состоялось знаковое назначение — премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что Федеральную корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) возглавит Александр Браверман.
Особой новостью для рынка это не стало — о возможном новом назначении Бравермана, руководителя Федерального фонда развития жилищного строительства (РЖС), в СМИ заговорили еще в мае, вскоре после появления информации о создании правительством новой структуры.
Весной сообщалось, что под ее крыло отойдет наиболее опекаемая государством часть бизнеса — малое и среднее предпринимательство. Корпорация создается на базе Агентства кредитных гарантий (АКГ) и входящего в группу ВЭБа МСП-банка. Предполагается, что туда перейдут некоторые полномочия разных ведомств — в том числе Минэкономразвития, Минэнерго, Минсельхоза. То есть, по сути, речь идет о своего рода регуляторе рынка, работающем по принципу «одного окна» — здесь будут сосредоточены властные, финансовые и инфраструктурные возможности поддержки и развития предпринимательства в стране.
Допекли
Идея создания новой структуры неоднократно обсуждалась на совещаниях у первого вице-премьера Игоря Шувалова, который еще в 2008 году возглавил правительственную комиссию по развитию малого и среднего предпринимательства. Тогда же был сделан первый шаг в формировании условий по развитию этого крайне важного в кризисные времена сегмента экономики.
В 2008 году глава государства подписал указ о первоочередных мерах, но, несмотря на крупные вливания со стороны бюджета (только в 2013-2014 годах на поддержку МСП из средств федерального бюджета было выделено более 135 миллиардов рублей), все эти годы системе поддержки малого бизнеса не хватало инфраструктурного рывка, особенно на уровне муниципалитетов. «Если на федеральном уровне разрабатывались меры поддержки и выделялись средства, то в регионах программа зачастую стопорилась», — говорит федеральный чиновник.
В феврале этого года на одном из совещаний первый вице-премьер поставил вопрос ребром — если, действуя разрозненно, ведомства не могут справиться с задачей поддержки предпринимателей на местах, то необходимо создать единую государственную структуру, способную решать все проблемы централизованно. «Прозвучало требование собрать все полномочия в кулак», — объясняет один из участников совещания.
К этому руководство страны подвигли неоднократные жалобы со стороны бизнесменов. Как ранее заявлял в интервью «Коммерсанту» президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин, бизнес не устраивает отсутствие единого куратора различных институтов поддержки МСП.
От слов — к делу
В апреле проект новой госкорпорации был представлен Владимиру Путину, и президент его одобрил, подписав соответствующий указ 287. Еще несколько месяцев ушло на подготовку законодательных изменений, юридическое оформление структуры, утверждение стратегии госорганизации.
Согласно проекту, АКГ прекратит свое существование и будет поглощено акционерным обществом (АО) со 100-процентным госучастием. Ему также будет передан в доверительное управление принадлежащий ВЭБу МСП-банк, которому, возможно, потребуется докапитализация. «Структура АО выбрана именно для работы с МСП на рыночных основаниях, что, конечно, подразумевает доход», — говорит представитель одного из ведомств социально-экономического блока. И добавляет: но при этом есть жесткое условие о том, что новая структура должна минимизировать проектные затраты малого бизнеса
Эту задачу, среди прочих, и предстоит решать только что назначенному руководителю госструктуры. «Александр Браверман — управленец с огромным опытом, вхожий во многие властные кабинеты», — говорит крупный федеральный чиновник. По его словам, Браверман уже смог доказать свою эффективность, отстроив работу РЖС. «Он имеет связи и влияние и в случае необходимости всегда сможет отстоять нужные решения, привлечь внимание правительства», — говорит собеседник «Ленты.ру».
Как говорится в пояснительной записке «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (имеется в распоряжении «Ленты.ру»), одна из первоочередных задач — именно создание единого центра финансово-кредитной поддержки МСП. Госкорпорация должна стать сильным финансовым институтом (за счет вхождения в его структуру банка), предлагающим действенный и, главное, доступный механизм кредитования предпринимателей. По словам чиновника в правительстве, такой мощный локомотив сможет тянуть вниз и ставки по кредитам других банков.
Еще одна задача Бравермана — координация деятельности организаций по поддержке МСП в федеральном центре и на местах. «Для новой структуры очень важно наладить работу в регионах и масштабировать свою деятельность там», — отмечает Олег Шахов. Сейчас Минэкономразвития реализует региональную программу поддержки на 20 миллиардов рублей, однако эти деньги не доходят до конечных потребителей. По словам представителя Шувалова, для того чтобы система заработала, федеральные власти предоставили регионам возможность снижения налогового бремени и расширения видов патентной деятельности — это увеличит налогооблагаемую базу и позволит людям спокойно зарабатывать.
Обязательная прозрачность
Отдельная задача (и одна из самых непростых) — разработка программ по встраиванию МСП в цепочку госзаказов. «Новая госкорпорация — возможный аналог американской Администрации по делам малого бизнеса (АМБ)», — говорит Алена Афанасьева, старший аналитик ГК Forex Club. АМБ отвечает за доступность финансовых ресурсов, контроль за размещением госзаказов и оказание консультационной помощи. «В США законодательно закреплено, что не менее 23 процентов госзаказов должно поступать в руки частного бизнеса. Фактически, того же самого должен добиться Браверман», — отмечает Афанасьева. По ее словам, имея перед глазами иностранный пример, можно попытаться воплотить его в наших реалиях, а Браверман с его многолетним опытом работы в правительственных структурах обладает самыми большими шансами на успех в этом деле.
Более того, сегодня речь идет не только о привлечении к работе с «малышами» госкомпаний. На днях первый вице-премьер предложил обязать и крупные частные компании отдавать часть заказа малому и среднему бизнесу. По его словам, это своего рода часть антикризисного плана — среда для развития предпринимательства изменится в лучшую сторону даже в условиях дорогих или недоступных банковских кредитов.
Пока еще нет ясности, какие компании обяжут закупать услуги и товары у МСП, а также размер квоты. На заседании в Совете Федерации 30 сентября Игорь Шувалов говорил о пороге в 5 миллиардов рублей. Однако инициатива уже вызвала критику со стороны предпринимателей, считающих это нарушением правил конкуренции и давлением на частный сектор. «Конечно, не все хотят прозрачности в системе закупок, а крупные частные компании в этом мало отличаются от государственных», — говорит представитель Шувалова. И подчеркивает, что главное инициировать процесс, опираясь на мировой опыт.
В любом случае, считает представитель первого вице-премьера, действия по поддержке МСП не могут быть чрезмерными. Малые и средние предприятия не располагают такими ресурсами, как крупные компании. «Малыши» в условиях кризиса должны сгладить негативные процессы в сфере занятости, создать точки экономического роста в регионах. Но если не предпринимать никаких шагов, то успеха не достичь. И, значит, о стратегической задаче властей — увеличить за 2-3 года количество занятых в малом и среднем бизнесе с 25 до 50 процентов — придется забыть.