На международном экономическом форуме в Сочи Сбербанк представил серию умных решений под общим названием «Эффективный город». Набор гаджетов и приложений, показанный главам регионов России, членам кабинета министров и предпринимателям должен продемонстрировать прежде всего тот факт, что крупнейший российский банк сильно продвинулся на пути от классического казначейства к интегратору экономических потребностей, основанному на близких любому потребителю свойствах «удобство» и «эффективность». «Лента.ру» на месте изучила представленные новшества.
Банк решает проблемы
Самым известным из представленных Сбербанком решений стала транспортная карта «Стрелка», уже функционирующая в Московской области. «Стрелка» привязана к мобильному приложению, пополняется через личный кабинет любым удобным способом. В мобильном приложении можно отследить любую операцию, посмотреть историю транзакций, а деньги сразу же перечисляются автоматически на счет предприятия, осуществляющего маршрут. Все это формирует прозрачный денежный поток как для потребителя, так и для предприятий. В Московской области к системе подключены уже более 150 перевозчиков, а системой оборудовано 8 тысяч единиц транспорта. Выгода для региона — прозрачность движения денег и соответствующий рост доходов бюджета, связанный с уменьшением доли оплаты наличными.
Вторая проблема, решение которой представил Сбербанк на форуме, связана с собираемостью платежей в сфере ЖКХ. Система «Ситуационный центр ЖКХ» подключена ко всем потребителям, от плательщиков до распределения и дотации платежей. Губернатор может сам через интерактивный экран контролировать, где находится платеж, давать в режиме реального времени распоряжения подчиненным по исполнению тех или иных задач. По словам старшего вице-президента Сбербанка Светланы Сагайдак, в Тульской области внедрение «Ситуационного центра» повысило собираемость платежей на 20 процентов. Сагайдак рассказала, Тульскую область выбрали для пилотного проекта потому, что местные власти были открыты к эксперименту и даже выделили ресурс и сотрудников, готовых проверять и тестировать систему, отрабатывать замечания. Сегодня Сбербанк предлагает губернаторам внедрять это решение бесплатно, имея в перспективе понятную цель: стать оператором сбора и обработки информации по ЖКХ.
В помощь бизнесу
Решение для малого и среднего бизнеса, представленное Сбербанком, также основано на современных трендах — мобильность и эффективность, то есть экономия на масштабах с применением big data и управления через интернет. «Весь бизнес в мобильном телефоне или планшете» — так вкратце можно охарактеризовать концепт Сбербанка. Для полноценного ведения бизнеса нужно добавить только считывающее устройство для приема пластиковых карт и мини-принтер для выдачи чеков. Внутри планшета — софт, включающий в себя помимо традиционных бухгалтерских функций расширенный блок бизнес-аналитики, помогающий прогнозировать денежные потоки и расходы. Главная функция аналитики — помочь избежать известной беды, в которую с завидной регулярностью попадают и не только начинающие бизнесмены: кассового разрыва.
«Предприниматели часто жалуются, что не хватает знаний, умений и так далее, — объясняет Сагайдак, — а новая система сильно упрощает ведение бизнеса. Способность анализировать и прогнозировать денежные потоки — самый востребованный общий тренд». По расчетам Сбербанка, использование этого решения для МСБ в среднем в два раза снижает затраты для начинающих бизнесменов при запуске бизнеса.
В ногу со временем
Изменение идеологии от главного советского сберегательного банка к современному сервису проявляется у Сбербанка и в том, что меняется сама философия взаимодействия с клиентом. Если раньше потребитель шел в банк, то теперь банк должен сам приходить туда, где находится клиент или его бизнес. Ближайшая и единственная точка, где находится клиент — физическое лицо — очевидно: это его смартфон. А вот с юрлицами сложнее. «Сбербанк сейчас очень много вкладывает в то, чтобы находиться с клиентом в той точке, где нужно его бизнесу, — говорит Светлана Сагайдак. — Мы сильно сократили неэффективные точки, но хорошо понимаем, что свое присутствие нужно сохранять, особенно в тех регионах, где бизнеса немного, уровень проникновения интернета невысок. Для этого мы разработали интернет-киоски, которые могут быть развернуты где угодно: в магазине, в розничной сети, на заправке и так далее. Главная наша задача — обеспечить там хороший канал интернет-связи».
Еще одно решение для региональных властей, с успехом используемое пока самим Сбербанком, — это система «Пульс», поставляющая заказчику информацию о жалобах и комментариях клиентов (или жителей региона) на основе мониторинга социальных сетей. В банке это происходит так: система аккумулирует жалобы из социальных сетей и привязывает их по геолокации к отделению, в котором прошел инцидент. А затем выясняется, почему в этой точке зашкаливает количество жалоб.
Принимаются меры, а через социальные сети одновременно отрабатывается ситуация по конкретному вопросу. Сагайдак убеждена, что «для банка социальные сети и аккумуляция всей информации, которая там имеется, — огромный источник наших изменений и голос нашего клиента». «Раскрою маленький секрет, — говорит она, — мы готовимся сделать тем клиентам, которые на нас жаловались, небольшие подарки на Новый год».
Самым наглядным из представленных девайсов, безусловно, стал терминал для школьных столовых «Ладошка», продающий школьные завтраки и обеды по отпечатку рисунка ладони ребенка. По словам Сагайдак, решение уже работает более чем в 40 школах по всей стране и позволяет решить сразу несколько проблем: «Дети постоянно теряют электронные карты, которые нужно долго и мучительно восстанавливать. Родители хотят знать, обедал ли ребенок, и быть уверенными, что он не купил себе шоколадный батончик с газировкой вместо полезной еды».
Рисунок ладони индивидуален, поэтому была придумана система «Ладошка», которая начинается с того, что ученик приходит в школу, прикладывает руку к сканеру и тем самым отмечает свое присутствие. Родителям приходит СМС-сообщение, что ребенок в школе. Когда школьник приходит в столовую — прикладывает ладошку к сканеру и покупает завтрак. Родителям приходит сообщение, что именно он купил. По словам представителей Сбербанка, из-за безналичности расчетов собираемость бюджета по установившим систему школам увеличилась на 20 процентов. Стоимость установки терминала и сопутствующего оборудования составляет порядка 150 тысяч рублей.
Суть того, что хотел показать Сбербанк, весьма проста: банк уже не продает транзакцию как транзакцию. Теперь крупнейший госбанк предлагает решение, которое должно экономить время и деньги, а также делать прозрачным бизнес во всех сферах — от предпринимателей и губернаторов до школьных завтраков наших детей. Направление достаточно очевидное и весьма ресурсоемкое для тех, кто пытается осилить его в одиночку. На этом рынке и хочет работать Сбербанк, предоставляя готовые рецепты для региональных властей.