Ход трубой

Как Россия может ответить экономически на инцидент с Су-24

Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Падение российского военного самолета в Сирии, сбитого турецким истребителем, уже спровоцировало российские официальные лица на заявления о неких ответных мерах. Хотя пока рано говорить, о каком ответе может идти речь, не исключены экономические санкции на официальном или неофициальном уровне. Это особенно актуально с учетом глубоких связей между Турцией и Россией.

После первого инцидента с российским самолетом, «зацепившим» воздушное пространство Турции, о санкциях заговорила Анкара. Президент Реджеп Тайип Эрдоган предупредил Москву, что сотрудничество между странами в экономической сфере может быть свернуто. В частности, упоминал крупные инвестиционные проекты между странами. Сейчас ситуация развернулась на 180 градусов: на разрыв как минимум некоторых взаимосвязей готова Россия.

Сегодня Россия — ключевой экономический контрагент для Турции: легче перечислить сферы, в которых значительного взаимодействия между странами нет. В прошлом году суммарный товарооборот между государствами составил более 30 миллиардов долларов; десять процентов турецкого импорта и около четырех процентов экспорта приходилось на РФ. К 2020 году планировалось увеличить его более чем втрое — до 100 миллиардов долларов, и в этом случае Россия превратилась бы в главного торгового партнера Турции.

В основном Россия ввозит в Турцию минеральные ресурсы и металлы: на их долю приходится 84 процента суммарного экспорта. Что касается обратного потока, то он более равномерно распределен по группам товаров. В частности, в 2013 году примерно треть импорта России составляли машины и оборудование; 27 процентов приходилось на продовольствие, но после введения Россией антисанкций против Европы и США объемы поставок продуктов питания должны были вырасти.

Поставки нефти и газа в Турцию занимают в этом ряду особое место. «Газпром» по «Голубому потоку» обеспечивает Турцию 57 процентами всего ее газового импорта. Остальное поставляется в страну из Азербайджана, Ирана и Алжира. Проект «Турецкий поток», по которому планировали поставлять газ в Южную Европу, должен был стать еще более масштабным.

С высокой вероятностью теперь о нем придется забыть или как минимум отложить до лучших времен. Бизнес бизнесом, но военные самолеты сбивают не каждый день. В последние месяцы все выглядело так, что «Турецкий поток» был скорее мертв, чем жив. Анкара выражала готовность завершить проект, но только в той части, которая касалась поставок газа собственно в Турцию, что для России было в любом случае не слишком интересно. Поэтому данный проект — первый в очереди на закрытие.

С другой стороны, Турции отмена строительства газопровода тоже не нанесет особого ущерба. Другое дело — поставки по «Голубому потоку». Оперативно заменить их Анкара не сможет, что приведет к серьезному энергетическому кризису в стране. В перспективе, конечно, потери понесет «Газпром», так как выход с иностранного рынка на длительный срок может означать его потерю, а у российской газовой монополии сейчас финансовое положение и так не самое блестящее. Однако если рассматривать возможности давления на Турцию, то энергетический вопрос — первый, который приходит в голову.

Во-вторых, туризм. Даже после обвала рубля россияне удерживают первое место среди иностранных гостей Турции (16 процентов). Что и понятно — туристические услуги страны достаточно дешевы при вполне приличном качестве обслуживания, а для российского туриста это оптимальное сочетание. В целом туристическая отрасль Турции составляет 11 процентов ВВП, или 170 миллиардов долларов. Соответственно, в случае отбытия российских граждан турецкая индустрия отдыха потеряет около 30 миллиардов долларов в год — в масштабах страны более чем серьезная сумма.

Куда большая, чем, скажем, убытки ЕС от введения Россией продовольственного эмбарго. Хотя ограничения на ввоз продуктов также могут рассматриваться как вариант недружественного ответа в отношении Анкары. Здесь, впрочем, есть серьезная проблема: с учетом уже действующих санкций против Евросоюза заменить сельхозпродукцию из Турции на что-то другое довольно сложно. Скажем, за последний год поставки турецкого мяса в Россию выросли в десять раз, и это помогло существенно притормозить рост цен на продовольствие. Не говоря уже о фруктах и овощах, которые давно обосновались на российском рынке. Любое решение относительно ограничений в равной степени ударит как по производителю (потеря рынка), так и по потребителю (ускорение инфляции).

Собственно, санкции в любом случае оружие обоюдоострое. Не бывает так, чтобы от введения тех или иных торговых ограничений пострадала только одна сторона. Поэтому все зависит от решимости конкретного государства: готовы ли его граждане терпеть неудобства и дополнительные расходы для достижения политических целей? В данном случае кажется, что такая готовность есть: слишком уж резонансным и громким стал случай со сбитым Су-24.

Обсудить
Финансы
 — 
00:01 21 мая 2017
Петр Арсеньевич Смирнов

Градусы во славу короны

Как трезвенник Смирнов создал знаменитый алкогольный бренд Российской империи
Kurdish Peshmerga forces guard their position at Omar Khaled village near Tal Afar, west of Mosul August 24, 2014. Peshmerga forces intensified their defences in the southern parts of the oil-rich city of Kirkuk on Saturday, defending ramparts just a few hundred metres away from Islamic State militants.Боевой народ
Рассорят ли курды США и Турцию
«Он просто идиот без всякого плана»
Что думают о Трампе и его политике простые жители Ближнего Востока
Медленно, но верно
Исламизация Турции идет постепенно и с соблюдением демократических норм
Русский болванчик
Превращение России в элемент борьбы за власть в США не сулит ей ничего хорошего
Сергей Семак«Победа "Спартака" глаз не режет»
Сергей Семак — о триумфе московского клуба, Уфе и отечественных судьях
Работа над ошибками
Команда Олега Знарка удержала преимущество над финнами и завоевала бронзу ЧМ
Кирилл Набабкин «Нам нужно побеждать, а не оглядываться на "Зенит"»
Игрок ЦСКА Кирилл Набабкин — о проигрыше «Спартаку» и соперничестве с «Зенитом»
20 фактов о новом кроссовере Skoda
Все, что нужно знать о Skoda Karoq прямо сейчас
Очередь для народа
Длительный тест Hyundai Creta: первые впечатления
Да, это самая быстрая «пятерка» BMW
Тест седана BMW M550i xDrive, который делает покупку M5 бессмысленной
Роскошь и безумие автомобилей 1980-х
Интерьеры машин из прошлого века, в которых было вообще все
От нашего стола
Российские интерьеры, сводящие иностранцев с ума
Зависли на хате
Украинцы придумали дом, который может обойтись без российского газа
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности