Читатели «Ленты.ру» рассказывают о своих путешествиях. На этот раз нас ждет Непал с Натальей Богдановой: погребальные костры и всевидящие глаза Будды, аскеты и йоги, обезьяны, не любящие селфи, священные попрошайки и рассвет в Гималаях. «Конкурс путевых заметок», организованный «Лентой.ру» при поддержке «Рамблер.Путешествия», продолжается.
Началось все с того, что пляжную поездку на Гоа захотелось чем-то разбавить. А поскольку наш путь лежал через Дели, мы решили, что будет здорово посетить Непал. Благо полет Дели — Катманду занимает всего полтора часа, а билеты индийским лоукостером обошлись нам всего в 100 долларов в оба конца.
По пути к Гималаям ощущалось легкое волнение. Казалось, что обязательно должно произойти что-то невероятное. Короткий полет проходил на небольшой высоте, из иллюминаторов горы было видно не сверху, а фактически с уровня их вершин — и это действительно очень красиво!
Аэропорт Трибхуван. Катманду, Непал
В одном из рейтингов Трибхуван назван худшим аэропортом мира. И действительно, главная аэрогавань Непала находится в удручающем состоянии, напоминая затрапезное отделение почты в России. Но в Непал едут не за качеством обслуживания или современными технологиями, поэтому здесь все следует воспринимать спокойно и таким, как оно есть.
Мы остановились в туристическом районе Непала — Тамель. Был январь и дневная температура в Катманду не превышала десяти градусов тепла, а ночная опускалась до нуля. Центрального отопления не было. В номерах предлагали электрический конвектор, при этом в гостинице практиковалось веерное отключение электричества, так что температура зачастую была уличной. Особенный стресс я испытала в ванной комнате с хлипким окошком. Чтобы помыться, пришлось использовать эффект турецкой парной. Но все это мелочи, по сравнению с дружелюбием и гостеприимством непальцев. Они замечательные! Обслуживали нас, как самых долгожданных и дорогих гостей, и это еще одна компенсация к далеко не идеальной «обертке».
Погребальные костры и священные попрошайки
К поездке я подготовилась, прочитав об основных достопримечательностях Катманду. На все у нас было три полных дня, и программа обещала быть более чем насыщенной. Первая остановка — площадь Дурбар. Это сердце города. Сама площадь (как и весь город) является религиозным центром с десятками индуистских храмов. Именно здесь находится дворец живой богини Кумари, воплощенной в теле маленькой девочки. Иногда Кумари выглядывает в специальное окошко на площадь, увидеть ее — к большой удаче, но нам не повезло.
Знаменитый храмовый комплекс Пашупатинатх расположен на священной для индуистов реке Багмати. Сама речка больше похожа на канаву, но менее священной она от этого не становится. По берегам горят погребальные костры. Здесь, как и в индийском Варанаси, проходят церемонии кремации.
В нашем понимании смерть — это горе и конец, но здесь вам становится понятно, что смерть — это лишь продолжение пути. Нет горя и стенаний, все идет своим чередом. И ты сам уже воспринимаешь происходящее, как нечто должное и совсем не страшное.
Мы присутствовали на церемонии кремации знатного человека. Гид на хорошем английском рассказал о значении каждого из ее этапов, однако дождаться непосредственно поджигания погребального костра мы так и не решились.
Надо отметить, что ощущение вечного движения и круговорота присутствует в Пашупатинатхе во всем. Костры горят постоянно, поскольку по обычаю тело должно быть кремировано не позднее суток со времени кончины. На территории храма расположен хоспис. Умереть в Пашупатинатхе означает очиститься от всех грехов и удачно реинкарнироваться, а то и вовсе вырваться из круга Сансары.
После сожжения останки опускают в реку. Ниже костров по течению реки непальцы (в основном дети) ищут украшения либо сохранившиеся ценные вещи усопших и собирают не догоревшие дрова для последующей продажи. Здесь это не считается мародерством, и родственники покойных не возражают.
Вместе с детьми своим «промыслом» занимаются и обезьяны, которых в храме предостаточно, но их больше интересуют фрукты и прочая снедь, оставшаяся от ритуальных подношений. Пытаться их гладить или кормить крайне нежелательно — животные агрессивные и совершенно не милые, а потому селфи с обезьянкой — не лучшая идея.
Пашупатинатх — место паломничества шиваистов. Здесь можно встретить экзотичных йогов, вымазанных белой краской и наряженных в ярко-оранжевые одежды. Все они вроде как аскеты и святые люди, что, однако, не мешает им предлагать вам сфотографироваться с ними за деньги и заниматься попрошайничеством. Фотографироваться с ряжеными мы не захотели.
В Пашупатинатхе есть места, доступные только для индуистов, иноверцев и атеистов туда не пускают. Но мы не расстроились — впечатлений и так хватало.
Центр мира
Катманду расположен в долине, окруженной со всех сторон горами, это создает какой-то особый климат. А в связи с отсутствием промышленности, воздух в городе постоянно остается свежим.
За вход на площади с достопримечательностями, в храмовые комплексы и даже в самые заурядные места с туристов берется плата. Подешевле — с китайцев и индусов, со всех остальных — по полной программе. Цена не всегда адекватна, но особого выбора нет.
Храмовый комплекс Боднатх — это огромная буддийская ступа, представляющая собой мандалу. Сооружение потрясает своей энергетикой. Говорят, что ступа отмечает центр мира, вокруг которого как раз все и крутится. Если обойти ступу — исполнятся желания. И правда, все сбылось! Вокруг ступы проходят буддийские богослужения, курятся благовония, звонят колокольчики и вращаются барабаны с мантрами, со всех сторон за тобою следят глаза Будды, а нужные мысли приходят сами собой. На площади храма просто нереальное количество голубей, которые кормятся как на убой и ленятся летать.
Рассвет в Гималаях
Быть у подножия самых высоких в мире гор и не побывать в них — преступление. В 4 утра из гостиницы нас забрал нанятый таксист, который обещал отвезти в горы на view point на высоте около 2000 метров. Надо сказать, что для таких гор это не высота, а просто смех. Так, для чайников-туристов. Таксист очень хотел нам угодить, поэтому привез нас к горе за час до ожидаемого рассвета.
Старенькая машинка приволокла нас по горной дороге в сплошной туман. Мы расстроились, что ничего не увидим. Каково же было удивление, когда, проехав «туман», мы оказались выше слоя облаков. На смотровой площадке уже стояли машины с такими же туристами, как и мы. Непальская бабулька продавала горячую массалу. А так как холод был ужасный, к бабульке выстроилась целая очередь.
Суета на площадке, фотографирования, селфи и так далее… резко прекратились, когда за далекими горами ярко-оранжевый край солнца поджег облака. Ликование было таким, словно солнце не вставало уже много лет. Все были счастливы. И это еще одна особенность Непала. Самые обычные вещи воспринимаются здесь по-новому.
На обратном пути нас ждал сюрприз. Колесо у нашей ласточки оказалось пробитым. Таксист поулыбался и отправился в вниз в город за помощью, а мы решили идти пешком. Мы шли мимо горных деревенек, за нами бежали местные ребятишки, нам улыбались местные жители, а мы озирались вокруг, стараясь ничего не пропустить и запомнить всю эту необычайную красоту навсегда.
Наша короткая поездка окончилась в храме обезьян. Там мы встречали закат. Описывать сам храмовый комплекс нет смысла. Скажу лишь, что он стоит на горе и с него открывается вид на весь Катманду. Обезьяны здесь воюют со стаями собак, которые скачут по крышам ничуть не хуже самих обезьян, буддийские монахи читают мантры, торговцы продают различный сувенирный хлам, ритуальные колокольчики звенят не переставая, а за всем этим наблюдают глаза Будды.
Непал — удивительная страна, расположенная в самых высоких в мире горах. Непал стоит того, чтобы его посетить хотя бы раз в жизни и полюбить навсегда. Трагедия, которая постигла этот смиренный край всего через пару месяцев, стала для меня глубоко личной.
Итог голосования: «+» 84, «-» 16