МИД России опубликовал перечень основных внешнеполитических событий уходящего года. Среди прочего в документе указана проблема арестов россиян по запросам США в третьих странах, которая откровенно названа «охотой». По словам дипломатов, в 2015-м зафиксировано уже четыре таких эпизода, и все они являются грубейшим нарушением международного права. А ведь между Россией и США заключен специальный договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам, и практика свидетельствует, что этот документ работает, несмотря на заметное похолодание в отношениях двух стран. «Лента.ру» попробовала разобраться в ситуации.
От Бута до Буркова
США уже не первый год практикуют аресты иностранных граждан на территории третьих стран по ордерам, выданным в самих Штатах. В отношении россиян столь необычный в международной практике метод применялся уже 22 раза. Об этом рассказал «Известиям» уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов.
«Среди подобных дел можно также отметить сфабрикованные дела Виктора Бута, который был приговорен к 25 годам тюремного заключения, а также дело Константина Ярошенко, содержащегося в федеральной тюрьме "Форт-дикс". Его здоровье вызывает серьезные опасения и требует назначения дополнительного лечения, — отметил Долгов. — Последние — аресты на днях Юрия Ефремова в Финляндии и Алексея Буркова в Израиле».
Виктора Бута задержали в Таиланде в марте 2008 года и после двухлетних разбирательств экстрадировали в США, где в апреле 2012-го его приговорили к 25 годам тюрьмы за торговлю оружием.
Похоже, что главным аргументом для присяжных была диктофонная пленка, на которую информаторам американского Управления по борьбе с наркотиками (DEA), выдававшим себя за представителей Революционных вооруженных сил Колумбии (FARC), удалось записать переговоры о покупке оружия.
Перечень снаряжения, служивший предметом торга, впечатляет: 100 переносных зенитных ракетных комплексов, 20 тысяч автоматов Калашникова, столько же гранат, 740 минометов, 350 снайперских винтовок, пять тонн взрывчатки C-4 и десять миллионов патронов.
Американские агенты, говорившие с Бутом, подчеркивали, что «оружие нужно для борьбы с гринго». В ответ россиянин заметил, что для него это личная борьба, которую он ведет уже больше десяти лет.
Против бизнесмена активно свидетельствовал его деловой партнер Андрей Смулян, сообщивший, что Бут хотел заняться военной подготовкой колумбийских боевиков и даже обещал добиваться для них политической поддержки.
А вот сам Бут оказался крепким орешком. Ему предлагали мягкий приговор в обмен на информацию о том, откуда он собирался брать оружие для колумбийцев и кто тот министр обороны «одной из европейских стран», чьей поддержкой он похвалялся.
Отвечая на вопросы «Русской службы новостей», Долгов заметил, что большинству из россиян, попавших в американские тюрьмы из третьих стран инкриминируются киберпреступления.
И далеко не всегда американцы представляли хоть какие-то бумаги официальным лицам этих стран. Иначе говоря, действовали посредством похищения. Так, 5 июля 2014-го, американские спецслужбы задержали россиянина Романа Селезнева в международном аэропорту столицы Мальдивской Республики, города Мале. Оттуда его сразу же вывезли на тихоокеанский остров Гуам, принадлежащий США.
Не вполне понятно, зачем нужно было прибегать к методам Джеймса Бонда, если Селезнев обвинялся лишь в краже данных кредитных карточек покупателей ряда американских магазинов.
28 мая 2010-го сотрудники Агентства национальной безопасности Республики Либерия арестовали и через два дня передали американскому Агентству по борьбе с наркотиками российского летчика Константина Ярошенко. Его задержание и вывоз в США произвели на основании ордера, выданного окружным судом США по Южному округу Нью-Йорка.
Ярошенко инкриминировали подготовку к транспортировке в США крупной партии кокаина. В 2011-м его приговорили к 20 годам тюрьмы.
27 августа 2014-го Литва выдала Штатам россиянина Дмитрия Устинова, обвиненного в контрабанде американских приборов ночного видения и тепловизоров. Незаконные операции в сфере денежных переводов инкриминировали россиянину Максиму Чухареву, экстрадированному в США из Коста-Рики весной 2014-го.
Нынешний ажиотаж вокруг данной темы вызван двумя арестами, произведенными с промежутком в неделю. 13 декабря в Израиле задержали Алексея Буркова, а 19-го, в Финляндии, — Юрия Ефремова.
По данным источников ТАСС, Буркову вменили киберпреступления, касающиеся банковских данных. Начальник консульского отдела посольства РФ в Израиле Руслан Кандауров подчеркнул, что арест был произведен по запросу американских властей.
Для израильской практики это весьма своеобразный, по словам источника агентства, прецедент. Обычно подобные задержания осуществляются на основе ордера Интерпола, а здесь такового нет.
Подробности дела Буркова не раскрываются ни израильской, ни американской стороной. Полной секретностью также окружен арест Юрия Ефремова в Финляндии.
Это пока последний случай задержания россиянина по запросу США. Общественность узнала о нем от супруги Ефремова, отметившей, что американцев интересует эпизод с посещением Ефремовым выставки вооружений в Америке в 2011 году.
Правоохранительные органы Финляндии ситуацию не комментируют.
29 декабря глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас заявил о готовности создать правовые механизмы для противодействия экстерриториальному применению законов США к россиянам.
О каких конкретно механизмах идет речь, парламентарий не уточнил.
«Мы, естественно, нашу позицию сразу четко сформулировали. Мы исходим из того, что власти Израиля прислушиваются к нашей аргументации — к тому, что это порочная практика, противоправная практика — и не станут экстрадировать Буркова в США. Но гарантий, конечно, нет», — прокомментировал последние аресты Долгов.
О случаях возвращения похищенных российских граждан на родину информации нет. Относительно позитивным можно назвать исход дела Дмитрия Смилянца, оправданного американским судом в августе 2013-го. За год до того, в июне 2012-го, его задержали по запросу США в Нидерландах по обвинению в хакерстве.
Источник «Ленты.ру» из российских силовых структур пояснил, что за большинством таких арестов может стоять противостояние спецслужб.
«Американцы нарушают традиции задержания и дальнейшего обмена шпионов. Они судят их как обычных уголовников, не придавая делу политического окраса. В этом проглядывается нежелание или установка не рассматривать конкурирующие структуры из других стран в качестве равноценных партнеров», — сказал он.
Бывает иначе
Параллельно с «экстерриториальной» практикой есть и нормальная, регулируемая специальным договором от 1999 года между США и Россией о взаимной правовой помощи по уголовным делам.
Так, в ноябре 2015-го сообщалось, что Тульский областной суд на основе вердикта присяжных приговорил 63-летнего местного жителя Николая Ракосия к 19 годам лишения свободы за двойное убийство, совершенное им в США в 2011 году.
«На следующий день после преступления обвиняемый покинул территорию Соединенных Штатов Америки, и 18 апреля 2011 года прибыл в Российскую Федерацию, где в октябре 2013 года задержан по материалам, предоставленным правоохранительными органами США», — отмечают в областном управлении Следственного комитета России.
Ракосия переехал в Нью-Йорк в 1999-м, женился там на соотечественнице. Со временем отношения между супругами разладились, и женщина инициировала бракоразводный процесс. 16 апреля 2011 года пьяный Николай Ракосия поссорился с женой, избил ее и несколько раз ударил ножом. От полученных ранений женщина скончалась. Затем Ракосия убил ее дочь, которая в этот момент пришла домой.